03 апреля 2017 г. |
Дело N А21-6789/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Власовой М.Г. и Дмитриева В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Атлас-Маркет" Филимохина Я.И. (доверенность от 01.03.2017) и Букия Е.В. (доверенность от 20.06.2015), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Алексановой Л.Н. (доверенность от 11.07.2016),
рассмотрев 29.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлас-Маркет" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 по делу N А21-6789/2014 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлас-Маркет", место нахождения: 238752, Калининградская область, город Советск, Заводской переулок, дом 2, ОГРН 1043900821910, ИНН 3905059133 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), о взыскании 1 768 540 руб. 58 коп. излишне списанных денежных средств., из которых 533 390 руб. 92 коп. - плата за хранение и 1 233 149 руб. 66 коп. - плата за пользование вагонами, находящимися в зоне таможенного контроля (далее - ЗТК).
Решением суда первой инстанции от 19.05.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.10.2015, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.02.2016 указанные решение и постановление отменены в части взыскания с Дороги в пользу Общества 1 233 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами и 21 396 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области; в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2016 с Дороги в пользу Общества взыскано 1 235 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 решение от 30.09.2016 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционного суда от 12.12.2016, оставить в силе решение суда первой инстанции от 30.09.2016.
Податель жалобы ссылается на то, что апелляционная инстанция не оценила существенные для дела обстоятельства и доводы истца, а также не применила нормы материального права, подлежащие применению, - статью 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ), часть 4 статьи 160 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а также пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 194, часть 6 статьи 225, часть 8 статьи 237 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Дороги обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (клиент) и Дорога (перевозчик) 21.10.2010 заключили договор N 286 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, согласно которому перевозчик обязался оказывать услуги, связанные с перевозкой грузов, либо организовывать предоставление таковых. Расчеты по упомянутому договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов (пункт 3.1).
В тот же день Общество (клиент) и Дорога (перевозчик) заключили договор N 859-КЛГ с дополнительными соглашениями.
В период с сентября по октябрь 2013 года из Литвы в адрес Общества на станцию Советск Калининградской железной дороги поступили вагоны с грузом. Груз в вагонах следовал по процедуре таможенного транзита.
По накопительным ведомостям N 270902, 300904, 031002, 031004, 031005, 151005, 151007, 161001, 251001, 281101 Дорога начислила Обществу 1 235 146 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время нахождения их в ЗТК на путях общего пользования станции Советск. Указанная сумма была списана Дорогой с лицевого счета Общества.
Общество, считая списание платы за пользование вагонами необоснованным, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав его обоснованным и законным.
Апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и отказала в иске.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Предметом настоящего спора является правомерность взимания Дорогой с Общества платы за пользование вагонами, принадлежащими первозчкиу, за время нахождения их в ЗТК на путях общего пользования станции Советск.
В силу пункта 1 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит - это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Статьей 223 ТК ТС установлено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан в том числе доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
На основании статьи 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с частями 1 - 3, 5 статьи 225 ТК ТС таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, отметки о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Порядок оформления таможенными органами завершения таможенной процедуры таможенного транзита установлен Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973, пунктом 28.2 которой определено, что завершение процедуры внутреннего таможенного транзита подтверждается штампом должностного лица таможенного органа о поступлении товаров.
Таким образом, обязанность перевозчика по доставке груза, находящегося под процедурой таможенного транзита, считается завершенной после уведомления таможни и грузополучателя о прибытии груза и проставления таможенным органом в дорожной ведомости штампа о поступлении товара.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Из материалов дела следует, что Дорога составила акты общей формы как в подтверждение начала простоя вагонов, прибывших в адрес Общества в спорный период, так и в подтверждение окончания простоя. Акты общей формы подписаны Обществом без замечаний.
Из актов общей формы, подтверждающих начало простоя, следует, что эти акты составлены после завершения процедуры таможенного транзита. Дата составления этих актов соответствует дате завершения перевозчиком процедуры таможенного транзита, о чем свидетельствует отметка таможенного органа "Товар поступил" на первых листах железнодорожных накладных.
Из актов общей формы, подтверждающих окончание простоя вагонов, следует, что дата окончания простоя в актах соответствует дате на штампе "Снято с учета по ЗТК", проставленной таможенным органом на первых листах железнодорожных накладных.
Кроме того, в актах общей формы указано, что после процедуры таможенного транзита вагоны на путях общего пользования находились на ответственном простое грузополучателя (Общества) на хранении и под таможенным оформлением груза.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная инстанция пришла к выводу, что в данном случае плата за пользование вагонами списана Дорогой с лицевого счета Общества за период после завершения перевозчиком процедуры таможенного транзита и до завершения Обществом таможенного оформления груза. Факт пользования Обществом вагонами в ЗТК станции Советск в период после завершения перевозчиком процедуры таможенного транзита и до завершения Обществом таможенного оформления груза, обусловлен причиной, зависящей от Общества. Данное обстоятельство свидетельствует о правомерности списания Дорогой со счета Общества платы за пользование вагонами.
Довод подателя жалобы о том, что вагоны были помещены в ЗТК перевозчиком на основании части 2 статьи 225 ТК ТС и поэтому, простой вагонов не связан с действиями Общества, следует отклонить, поскольку плата взыскана не за время нахождения вагонов в ЗТК после завершения процедуры таможенного транзита.
Доводы подателя жалобы о нарушении апелляционным судом норм материального права не нашли своего подтверждения при рассмотрении кассационной жалобы.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суд правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 по делу N А21-6789/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлас-Маркет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.