14 апреля 2017 г. |
Дело N А56-35772/2016 |
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2017 г. N 307-КГ17-9857 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Бурматовой Г.Е., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу Афонского Д.С. (доверенность от 28.11.2016 N 05-19/25566), Карловой Е.Ю. (доверенность от 13.02.2017 N 05-19/03195), Яковлевой А.С. (доверенность от 29.11.2016 N 05-19/25677), от акционерного общества "Никольские ряды" Галияхметова Р.Р. (доверенность от 05.04.2017 N 321/17), Сосновского С.А. (доверенность от 05.04.2017 N 321/17), Александрова Д.А. (доверенность от 30.11.2016 N 301/16),
рассмотрев 10.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 по делу N А56-35772/2016 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.),
установил:
Акционерное общество "Никольские ряды", место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 62, ОГРН 1027810326939, ИНН 7826729992 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 133, ОГРН 1047835000245, ИНН 7838000019 (далее - Инспекция), от 24.12.2015 N 450 в части отказа в возмещении из бюджета 2 630 092 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета и N 80 об отказе в возмещении частично суммы НДС, а также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика путем возмещения Обществу 2 630 092 руб. НДС.
Решением суда первой инстанции от 26.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 26.12.2016 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признал недействительными решения Инспекции от 24.12.2015 N 450 в части отказа в возмещении из бюджета 2 630 092 руб. НДС, предложения внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учета и N 80 об отказе в возмещении частично суммы НДС, обязал Инспекцию устранить нарушение прав Общества путем возмещения 2 630 092 руб. НДС.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 26.12.2016, оставить в силе решение суда первой инстанции по настоящему делу.
По мнению подателя жалобы, выполненные Обществом работы по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождаются от обложения НДС; при осуществлении операций, которые в силу положений пункта 2 статьи 149 НК РФ не облагаются НДС, налогоплательщик не вправе по своему усмотрению отказываться от освобождения указанных операций от налогообложения, следовательно, предъявление Обществом к вычету сумм НДС по выполненным на объекте культурного наследия работам неправомерно.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом налоговой декларации по НДС за I квартал 2015 года, по итогам которой 05.08.2015 составила акт N 1832 и с учетом возражений налогоплательщика 24.12.2015 приняла решения N 450 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 80 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением Инспекции N 450 отказано в привлечении Общества к налоговой ответственности, в возмещении 2 630 092 руб. НДС, подтверждено возмещение 943 347 руб. НДС за I квартал 2015 года, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Решением Инспекции N 80 Обществу отказано в возмещении из бюджета 2 630 092 руб. НДС.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 26.02.2016 N 16-13/07104, от 01.07.2016 N 16-13/27084 решения Инспекции N 450 и 80 оставлены без изменения, а апелляционные жалобы Общества - без удовлетворения.
Частично отказывая в возмещении НДС, налоговый орган исходил из того, что работы по сохранению и приспособлению объекта под современное использование с привлечением подрядных организаций выполнены на объекте культурного наследия и в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не являются объектом обложения НДС.
Общество оспорило решения Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Общества, указав, что проведенные Обществом работы по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не облагаются НДС.
Суд апелляционной инстанции, исходя из того, что предъявление налогоплательщику его контрагентами по спорным хозяйственным операциям счетов-фактур, в которых выделен НДС, порождает у налогоплательщика право на предъявление суммы НДС к вычету, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования Общества.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы НДС, предъявленные покупателю продавцом таких товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), то есть не подлежат отнесению в состав налоговых вычетов в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В статье 149 НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от обложения НДС.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Реализация работ (услуг), указанных в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы предусмотренных абзацами 3 и 4 подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ документов.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации регулируются Законом N 73-ФЗ.
В соответствии со статьей 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В соответствии со статьей 44 Закона N 73-ФЗ под приспособлением объекта культурного наследия для современного использования понимаются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:32:1065:1 по адресу: Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 62, лит. А, приобретено Обществом по договору купли-продажи от 23.11.2010 N 9784-Н3, заключенному с открытым акционерным обществом "Фонд имущества Санкт-Петербурга".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 24.01.2012 выдало Обществу свидетельство о государственной регистрации права N 78-АЖ 418810.
По указанному выше адресу располагается "Рынок Никольский" (далее - Объект), который входит в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 527.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников культуры правительства Санкт-Петербурга (далее - КГИОП) 21.12.2011 выдал Обществу охранное обязательство на Объект N 10547, в соответствии с условиями которого Общество обязалось обеспечить сохранность Объекта.
КГИОП 03.12.2013 выдал Обществу разрешение N 5-963/13 на право выполнения на Объекте работ по его сохранению, реставрации и приспособлению для современного использования.
Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу 06.04.2012 выдало Обществу разрешение N 2 на проведение работ по сохранению Объекта, предусматривающих его реставрацию и приспособление для современного использования (под многофункциональный комплекс).
Общество (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Содис Строй" (генеральный подрядчик) заключили 17.06.2013 контракт N 17 на генеральный подряд, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по сохранению Объекта, включая ремонтно-реставрационные работы и работы по его приспособлению для современного использования.
Общество и государственное унитарное предприятие (далее - ГУП) "Ленгипроинжпроект" 21.02.2014 заключили договор N 27.14, на проведение работ по мониторингу участка тоннельного канализационного коллектора ГУП "Водоканал СПб" во время проведения работ по реконструкции Объекта.
По договору от 01.08.2013 N 1364/2013, заключенному Обществом и ООО "Петербургское Геотехническое инженерное бюро", выполнялись работы по геодезическому мониторингу сохраняемой части Объекта и окружающей застройки, в том числе его реставрация и приспособление для современного использования (под многофункциональный комплекс).
Общество (заказчик) и ООО "Мир" (исполнитель) 13.01.2015 заключили договор, согласно которому ООО "Мир" обязалось выполнить предпроектную проработку концепции устройства на естественном основании фундаментов реконструируемого Объекта, а заказчик - принять и оплатить указанные работы.
В подтверждение выполнения указанными контрагентами работ Общество представило договоры, счета-фактуры, акты о приемке выполненных работ и иные первичные документы.
Из положений пункта 5 статьи 168 НК РФ следует, что при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ.
Однако в рамках настоящего спора судом первой инстанции установлено, что контрагенты неправомерно выставляли счета-фактуры с выделением НДС.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что Общество, являясь собственником Объекта, не могло не знать об отнесении его к объектам культурного наследия и включении в соответствующий реестр. При заключении договоров с исполнителями работ Общество должно было указывать, что работы будут проводиться на объекте культурного наследия.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции, отклонившего довод Общества о том, что осуществленные контрагентами работы не являются работами по сохранению объекта культурного наследия, реализация которых не облагается НДС в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Таким образом, счета-фактуры, выставленные с выделением НДС на работы, освобожденные от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ, считаются составленными с нарушением положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Вывод апелляционного суда о правомерности предъявления Обществом налоговых вычетов по НДС по причине предъявления контрагентами Обществу счетов-фактур с выделенными суммами НДС сделан с нарушением норм материального права.
Довод Общества со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2016 N 305-КГ16-6640 о правомерности его действий судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку судами установлены иные обстоятельства.
Поскольку решение суда первой инстанции от 26.09.2016 вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами дела и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для его отмены.
На основании изложенного кассационная инстанция приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда от 26.12.2016 подлежит отмене, а решение от 26.09.2016 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 по делу N А56-35772/2016 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2016 по данному делу.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ.
...
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции, отклонившего довод Общества о том, что осуществленные контрагентами работы не являются работами по сохранению объекта культурного наследия, реализация которых не облагается НДС в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Таким образом, счета-фактуры, выставленные с выделением НДС на работы, освобожденные от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ, считаются составленными с нарушением положений Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2017 г. N Ф07-2152/17 по делу N А56-35772/2016