21 апреля 2017 г. |
Дело N А21-4635/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.04.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 20.04.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы прокуратуры Калининградской области и прокуратуры Ленинградского района города Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.09.2016 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 (судьи Семенова А.Б., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу N А21-4635/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", место нахождения: 236005, Калининград, улица Дарвина, дом 10, ОГРН 1083925011422 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к прокуратуре Ленинградского района города Калининграда (далее - районная прокуратура) и к прокуратуре Калининградской области (далее - прокуратура области) об оспаривании представления от 30.03.2016 N 657ж-15/2016 об устранении нарушений жилищного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 02.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.12.2016, требования Общества удовлетворены; представление районной прокуратуры признано недействительным. С прокуратуры области в пользу Общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
В кассационных жалобах районная прокуратура и прокуратура области, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела просят решение и постановление отменить и принять новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между ООО "Управляющая компания Ленинградского района" (далее - УК) и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме 7, 9, 11 и 13 на Барнаульской улице в городе Калининграде 02.04.2011 был заключен договор на управление многоквартирными домами.
До 01.10.2014 энергоснабжение указанных домов осуществлялось по договору от 30.12.2011 N 6627 заключенному между УК и Обществом. В связи с неоднократным нарушением управляющей организацией условий договора о своевременной оплате потребленной электроэнергии, а также наличием задолженности перед гарантирующим поставщиком за поставленную электроэнергию с 01.10.2014 договор энергоснабжения расторгнут.
С 01.10.2014 Общество на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (далее - Постановление N 442) приняло на обслуживание потребителей исполнителя коммунальной услуги в лице УК, в соответствии с информационным письмом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18.09.2014 N 2890.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении от 28.01.2016 о нарушении Обществом жилищного законодательства Российской Федерации в отношении него районной прокуратурой была проведена проверка.
В ходе проверки было установлено, что Общество производит расчет и выставляет гражданам на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию за общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах города Калининграда, в отношении которых собственниками выбран способ управления.
Случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" непосредственно ресурсоснабжающей организации - Обществу не выявлено, так же как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении "сверхнормативного" объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
В связи с этим районная прокуратура пришла к выводу о том, что Общество в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не представлено право взыскивать с потребителя плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно такие организации не вправе производить расчет и требовать на прямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Районная прокуратура 30.03.2016 вынесла представление N 657ж-15/2016 об устранении нарушений жилищного законодательства.
Общество не согласилось с представлением и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций пришли к выводу о том, что Общество правомерно производило расчет и выставляло напрямую собственникам помещений многоквартирных домов квитанции за потребленную электроэнергию, в связи с чем требований Общества удовлетворили в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в часть 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
"Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подподкункте "б" пункта 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе о водоснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пунктах 14 или 15 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 354, договоры, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Судом апелляционной инстанции с учетом статей 153 и 155 ЖК РФ, верно определено, что УК становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией, а в отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам (абзац первый).
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац второй).
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац третий).
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 Приложения 2 к этим Правилам.
Суды двух инстанций, учитывая факт расторжения Обществом договора с управляющей организацией в связи с неисполнением обязательств по оплате поставленной электроэнергии, пришли к правильному выводу о том, что Общество является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения, но на его деятельность не распространяются нормы, установленные абзацем 2 и 3 пункта 44 Правил N 354.
Суды двух инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае представление районной прокуратуры не соответствует требованиям жилищного законодательства и нарушает права Общества по оплате постановленной энергии, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Вывод судов двух инстанций о возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. с прокуратуры области в пользу Общества является ошибочным.
В соответствии с положениями статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", если по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления прокурора принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Положениями статей 165 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные акты по искам к Российской Федерации, в том числе о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, исполняет Министерство финансов Российской Федерации.
Указанная правовая позиция не была учтена судом первой инстанции при принятии решения в части взыскания с прокуратуры области в пользу Общества судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции от 02.09.2016 и постановление апелляционного суда от 06.12.2016 по настоящему делу в части взыскания с прокуратуры области судебных расходов по оплате государственной пошлины подлежат изменению.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А21-4635/2016 изменить в части взыскания с прокуратуры Калининградской области в пользу открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Изложить резолютивную часть решения в данной части в следующей редакции: "Взыскать за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.".
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационные жалобы прокуратуры Калининградской области и прокуратуры Ленинградского района города Калининграда - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.