03 мая 2017 г. |
Дело N А56-4672/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Фроловой Г.В. (доверенность от 27.12.2016), от благотворительного фонда "Тихвинской Иконы Божьей Матери" Сорокина С.В. (директор),
рассмотрев 02.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу N А56-4672/2016 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.),
установил:
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 7; ОГРН 1079847017910; ИНН 7838372024; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к благотворительному фонду "Тихвинской Иконы Божьей Матери" (место нахождения: г. Санкт-Петербург, г. Красное Село, ш. Гатчинское, д. 13, корп. 1, оф. 72; ОГРН 1127800005970; ИНН 7807290205; далее - Фонд) о взыскании субсидии в размере 6 810 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2016 (судья Виноградова Л.В.) иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.12.2016 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы жалобы, представитель Фонда просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Комитетом и Фондом на основании распоряжения Комитета от 18.06.2014 N 115-р в рамках реализации Программы развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 N 1192; утратила силу с 01.01.2015) и в соответствии с Порядком предоставления в 2014 году субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, по образованию и подготовке инвалидов в Санкт-Петербурга (утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2014 N 287; далее - Порядок) заключен договор от 04.07.2014 N 45/2014 о предоставлении субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по созданию коллективного рабочего места для трудоустройства 23 инвалидов в размере 6 810 000 руб.
По условиям пункта 2.1.7 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.02.2015 N 2/с -2015) Фонд обязался трудоустроить инвалидов в количестве 23 человек на созданные рабочие места не позднее 01.06.2015, а в соответствии с пунктом 2.1.9 договора на него возложена обязанность устанавливать инвалидам, трудоустроенным на созданные рабочие места, заработную плату в размере, не ниже указанного в приложении 2 к договору.
В силу пунктов 2.1.5, 2.1.6 договора Фонд обязан представлять информацию в Агентство занятости населения Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Агентство) о наличии вакантных рабочих мест и принимать инвалидов на созданные рабочие места по направлению Агентства.
Как предусмотрено пунктом 4.2 договора, получатель субсидии при нарушении условий, целей и порядка ее предоставления обязан вернуть денежные средства в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с Порядком.
Согласно акту выполненных работ (оказанных услуг) от 15.12.2014 Комитетом принят финансовый отчет Фонда о расходовании денежных средств на создание 23 рабочих мест для трудоустройства инвалидов на сумму 6 810 000 руб., данная сумма перечислена ответчику.
На основании пункта 2.2.2 договора Комитетом проведена выездная проверка соблюдения получателем субсидии условий, установленных договором.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 19.08.2015 N 3, что на созданные рабочие места были трудоустроены 20 инвалидов, из них 7 человек - с нарушением срока, установленного договором; трудоустроенным инвалидам в течение трех месяцев не выплачивается заработная плата.
На основании указанных обстоятельств Комитетом принято распоряжение от 11.09.2015 N 170-р о возврате субсидии, в адрес Фонда направлено требование от 16.09.2015 о возврате 6 810 000 руб. в течение 7 дней.
В связи с невозвращением ответчиком субсидии в бюджет Санкт-Петербурга Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о ненадлежащем исполнении Фондом принятых на себя обязательств, иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции отменил решение и отказал в иске, установив, что Агентство своевременно не направляло инвалидов на трудоустройство, а задержки в выплате заработной платы носили временный характер и устранены.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2013 N 654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено предоставление субсидий на возмещение расходов по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурга, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, образованию и подготовке инвалидов (Приложение 3: Ведомственная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2014 год; пункт 35.12).
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2014 N 287, условиями предоставления субсидий, в частности, являются: создание, модернизация рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, обеспечения доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, образования и подготовки инвалидов; поддержание уровня заработной платы на создаваемых рабочих местах не ниже действующего минимума оплаты труда, установленного в Санкт-Петербурге; документальное подтверждение затрат; наличие согласия получателей субсидий на осуществление проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 5).
Согласно пунктам 11, 12 Порядка при выявлении нарушений получателями субсидий условий, целей, порядка их предоставления Комитет одновременно с подписанием акта направляет получателям субсидий уведомление о нарушениях, в котором указывает сроки их устранения; в случае неустранения нарушений в установленные сроки Комитет в течение трех рабочих дней со дня их истечения принимает решение о возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидий, полученных получателями субсидий, в форме распоряжения и направляет копию указанного распоряжения получателям субсидий и в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга вместе с требованием о возврате с указанием срока возврата.
Получатели субсидий обязаны осуществить возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в течение семи рабочих дней со дня получения указанных требования и копии распоряжения (пункт 13 Порядка).
В силу пункта 16 Порядка в случае если средства субсидий не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга получателем субсидий в установленный срок, данные средства подлежат взысканию в бюджет Санкт-Петербурга Комитетом в судебном порядке.
Договором о предоставлении субсидии от 04.07.2014 N 45/2014, заключенным между Комитетом и Фондом, предусмотрено обязательство получателя субсидии по возврату предоставленных средств в случае установления по итогам проверки, проведенной Комитетом, нарушения условий, целей, порядка их предоставления.
Поскольку предоставление субсидии оформлено договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного договора, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) не содержит.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанций установлено, что по условиям договора от 04.07.2014 N 45/2014 Фонд обязался трудоустроить инвалидов в количестве 23 человек на созданные рабочие места не позднее 01.06.2015 (пункт 2.1.7), в связи с чем представляет информацию в Агентство о наличии вакантных рабочих мест (пункт 2.1.5), а также принимает инвалидов на созданные рабочие места по направлению Агентства (пункт 2.1.6).
При этом апелляционным судом установлено, что располагая данными о сроке трудоустройства, определенного договором, Агентство направило на созданные рабочие места: в апреле 2015 года - 4 человек, в мае 2015 года - 8 человек, в июне 2015 года - 9 человек, в июле 2015 года - 2 человек, в августе 2015 года - 4 человек, в ноябре 2015 года - 1 человека.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что во исполнение пункта 2.1.9 договора Фонд установил трудоустроенным инвалидам заработную плату в размере 20 000 руб., то есть в размере, предусмотренном приложением 2 к договору, а задержки в ее выплате носили временный характер и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции были устранены.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Комитета, который вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал обоснованность предъявленных Фонду требований.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы Комитета, изложенные в жалобе, были рассмотрены апелляционным судом, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу N А56-4672/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.