10 мая 2017 г. |
Дело N А21-3904/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,
рассмотрев 03.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика-застройщика" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.08.2016 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу N А21-3904/2016,
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение "Служба заказчика-застройщика", место нахождения: 238151, Калининградская область, город Черняховск, улица Калинина, дом 8, ОГРН 1103926014103, ИНН 3914800301 (далее - МБУ "Служба заказчика-застройщика", Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, место нахождения: 236007, город Калининград, улица Дм. Донского, дом 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), от 08.04.2016 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 73 Закона Калининградской области от 12.05.2008 N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП КО) с назначением наказания в виде штрафа в размере 105 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 02.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.12.2016, МБУ "Служба заказчика-застройщика" в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, протокол об административном правонарушении составлен и постановление о назначении административного наказания вынесено административным органом, за пределами сроков установленных статьями 28.5 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Кроме того, МБУ "Служба заказчика-застройщика" привлечено к административной ответственности за нарушение нормативного акта, не действовавшего на момент выявления нарушения.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с потупившим заявлением гражданина Шуваева В.Н. должностным лицом Министерства 13.02.2016 проверена организация уборки и содержания территорий в г. Черняховске Калининградской области. Министерством установлено, что МБУ "Служба заказчика-застройщика" не приняты своевременно меры по уборке общегородских территорий, допущено накопление отходов и мусора в несанкционированных местах по адресам (ориентирам): пер. Советский, 1; территория между ул. Тухачевского и ул. Комсомольская; вдоль проезда к дому N 30/1 по ул. Пушкина; в саду за контейнерной площадкой ул. Пушкина, 30/1; ул. Тухачевского, напротив детского сада; ул. Тухачевского, территория между домами 1-3; ул. Калининградская, справа от дома 4; ул. Водопроводная, 5 вокруг контейнерной площадки; пер. Водопроводный, возле ТП; пер. Водопроводный, 8; ул. Водопроводная, за автостоянкой возле магазина "Вестер"; ул. Октябрьская, территория справа от мясного комбината; в районе перекрестка автодорог Черняховск - Большаково - Ульяново, контейнерная площадка на перекрестке автодороги Черняховск-Ульяново не имеет ограждения, асфальтного или бетонного, удобного для подъезда спецтранспорта.
Указанные нарушения зафиксированы в фотоотчете, составленном должностным лицом Министерства.
В связи с выявленными нарушениями Министерством в отношении МБУ "Служба заказчика-застройщика" составлен протокол об административном правонарушении от 02.03.2016 N 121.
Постановлением Министерства от 28.04.2016 N 121/7/2016 Учреждение привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 73 КоАП КО с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 105 000 руб.
Считая постановление незаконным, МБУ "Служба заказчика-застройщика" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного ему в вину административного правонарушения, существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности не установили, в связи с чем отказали МБУ "Служба заказчика-застройщика" в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает кассационную жалобу МБУ "Служба заказчика-застройщика" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В части 1 статьи 73 КоАП КО установлена административная ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере благоустройства, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в том числе в непроведении предусмотренных правовыми актами органов местного самоуправления работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшем их загрязнение и засорение, либо в нарушении установленных сроков и порядка проведения указанных работ, сбросе мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест, а также в сжигании мусора, иных отходов производства и потребления на территории муниципального образования, за исключением термической переработки мусора, иных отходов производства и потребления, осуществляемой в установленном действующим законодательством порядке.
Оспариваемым постановлением Учреждению вменено в вину нарушение требований пунктов 1.2, 3.1, 4.1, 4.2, 4.5, 4.7 и 4.34 Правил благоустройства муниципального образования "Черняховский городской округ", утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Черняховский городской округ" от 24.03.2016 N 35 (далее - Правила N 35).
В то же время, как правомерно указывает заявитель, Правила N 35 утверждены 24.03.2016 и вступили в силу с 29.03.2016, то есть после выявления правонарушения 13.02.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
По состоянию на 13.02.2016 действовали и подлежали применению Правила благоустройства муниципального образования "Черняховское городское поселение", утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования "Черняховское городское поселение" от 25.05.2011 N 40 (далее - Правила N 40). Введенные в дальнейшем в действие Правила N 35 не содержат норм, улучшающих положение заявителя применительно к выявленным при проверке нарушениям в организации уборки территорий.
При таком положении при решении вопроса о привлечении Учреждения к административной ответственности административный орган должен был проверить действие (бездействие) МБУ "Служба заказчика-застройщика" на соответствие Правилам N 40.
Вместе с тем, вопреки доводам подателя жалобы, имеющееся в оспариваемом постановлении указание на нарушение Учреждением Правил N 35 не привело к принятию неправильного решения по административному делу.
Как следует из пунктов 4.1, 4.2, 4.7 и 4.34 Правил N 35, невыполнение которых вменено в вину заявителю, указанные пункты соответствуют по своему содержанию пунктам 1.6, 3.1, 3.3, 3.7 Правил N 40, действовавших на момент выявления правонарушения.
Как в пункте 4.6 Правил N 40, так и в пункте 6.8 Правил N 35 предусмотрено, что площадки для установки контейнеров для сбора ТБО должны иметь асфальтовое или бетонное покрытие, уклон в сторону проезжей части и удобный подъезд для спецтранспорта.
При этом, помимо ссылок на нарушение Правил N 35, в оспариваемом постановлении также указано, что Учреждением допущено нарушение требований пунктов 1.6, 3.1, 3.2, 3.3, 3.7, 4.2 и 4.6 Правил N 40, действовавших по состоянию на 13.02.2016.
Таким образом, из оспариваемого постановления усматривается, что административный орган проверил выполнение Учреждением действовавших на момент проверки Правил N 40, установив при этом, что соответствующие обязанности по организации уборки не исключены из введенных в действие позднее Правил N 35.
При таких обстоятельствах доводы МБУ "Служба заказчика-застройщика" о привлечении его к ответственности за неисполнение требований нормативного акта, не вступившего в силу, не основаны на материалах дела и подлежат отклонению.
В силу пункта 1.6 Правил N 40 организация работ по уборке, санитарному содержанию и благоустройству территорий возлагается в пределах закрепленных правовыми актами территорий на балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков.
Физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечить своевременную и качественную уборку и окашивание принадлежащих им на праве собственности, ином вещном праве или находящихся в пользовании земельных участков. Организацию уборки территорий общего пользования осуществляет администрация муниципального образования (пункт 3.1 Правил N 40).
На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территорий свалок производятся за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с пунктом 3.1 Правил (пункт 3.2 Правил N 40).
Ответственными за содержание в чистоте и порядке территорий муниципального образования и расположенных на них зданий, сооружений, малых архитектурных форм, рекламоносителей, зеленых насаждений и т.д. являются должностные, юридические лица и индивидуальные предприниматели, физические лица в соответствии с установленным органами местного самоуправления порядком, в том числе, на территориях скверов и прилегающих к ним тротуаров, проездов и газонов - специализированные организации, обслуживающие данные объекты по договору с органом местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования (пункт 3.3 Правил N 40).
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам статей 65, 71 и 210 АПК РФ, суды установили, что Учреждение в рамках исполнения соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения поселения от 27.05.2013 осуществляет полномочия в сфере обеспечения экономического развития и устойчивого функционирования поселенческого и жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Черняховский городской округ".
В соответствии с Уставом к основным видам деятельности Учреждения отнесены: - организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования "Черняховский городской округ"; - осуществление проверок исполнения юридическими и физическими лицами законов, иных нормативных актов Калининградской области, нормативных актов органов местного поселения муниципального образования "Черняховский городской округ", устанавливающих общеобязательные правила в области благоустройства и зеленых насаждений на территории муниципального образования "Черняховский городской округ".
Во исполнение возложенных на него полномочий Учреждение заключило с МООО "Чистота" договор от 21.12.2015 N 344711, по условиям которого общество занимается вопросами по уборке территорий городского поселения от мусора. При этом в силу пункта 2.1.2 договора Учреждение осуществляет контроль за соответствием качества содержания объектов внешнего благоустройства нормативно-технической документации, и производит проверку качества оказанных услуг по настоящему контракту в присутствии представителя МООО "Чистота" согласно направляемому исполнителю графику проверок, проводит проверку качества оказанных услуг по контракту.
В рассматриваемом случае административным органом и судами установлено, материалами дела подтверждается неосуществление Учреждением надлежащего контроля за организацией уборки и содержанием территорий муниципального образования "Черняховское городское поселение", что выразилось в накоплении отходов и мусора в несанкционированных местах, отсутствии ограждения и асфальтового или бетонного покрытия контейнерной площадки на перекрестке автодороги Черняховск - Ульяново и свидетельствует о нарушении пунктов 1.6, 3.1, 3.2, 3.3, 3.7, 4.2 и 4.6 Правил N 40, требования которых в дальнейшем были закреплены в соответствующих пунктах Правил N 35.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях МБУ "Служба заказчика-застройщика" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 73 КоАП КО.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Учреждения реальной возможности обеспечить соблюдение требований Правил N 40 в материалах дела отсутствуют и суду не представлены, что согласно положениям статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Учреждения в допущенном нарушении.
Доводы заявителя о нарушении административным органом сроков составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении были предметом исследования в судах двух инстанции и обоснованно отклонены, поскольку несоблюдение указанных сроков не относится к существенным нарушениям порядка привлечения к административной ответственности (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). Учреждение, в свою очередь, ни в заявлении, ни в поданных по делу апелляционной и кассационной жалобах не пояснило, каким образом составление протокола об административном правонарушении 02.03.2016 нарушило его права как лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, судами не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения Министерством оспариваемого постановления не истек.
Суд первой инстанции принял во внимание характер допущенного Учреждением нарушения, степень его общественной опасности, в связи с чем не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным. Оценка выводов суда об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286 - 287 АПК РФ.
Назначение Учреждению административного наказания в виде штрафа в размере 105 000 руб. соответствует санкции части 1 статьи 73 КоАП КО, отвечает целям административной ответственности, а также конституционным принципам справедливости и соразмерности совершенному правонарушению. Иное из материалов дела не следует и заявителем не доказано.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба МБУ "Служба заказчика-застройщика" не подлежит удовлетворению.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку при рассмотрении настоящего дела нормы материального и процессуального права применены судами правильно, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 по делу N А21-3904/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика-застройщика" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному бюджетному учреждению "Служба заказчика-застройщика", место нахождения: 238151, Калининградская область, город Черняховск, улица Калинина, дом 8, ОГРН 1103926014103, ИНН 3914800301 из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 27.02.2017 N 325046.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя о нарушении административным органом сроков составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении были предметом исследования в судах двух инстанции и обоснованно отклонены, поскольку несоблюдение указанных сроков не относится к существенным нарушениям порядка привлечения к административной ответственности (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). Учреждение, в свою очередь, ни в заявлении, ни в поданных по делу апелляционной и кассационной жалобах не пояснило, каким образом составление протокола об административном правонарушении 02.03.2016 нарушило его права как лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, судами не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения Министерством оспариваемого постановления не истек."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 мая 2017 г. N Ф07-3390/17 по делу N А21-3904/2016
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3390/17
28.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29727/16
23.09.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25384/16
02.08.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3904/16