16 мая 2017 г. |
Дело N А56-60995/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Самсоновой Л.А.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу Морковских К.Д. (доверенность от 23.09.2016 N 01-19/11977), от Санкт-Петербургского государственного унитарного природоохранного предприятия "Полигон "Красный Бор" Серебряковой А.С. (доверенность от 09.01.2017 N 1),
рассмотрев 15.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного природоохранного предприятия "Полигон "Красный Бор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2016 (судья Трощенко Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-60995/2016,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Санкт-Петербургского государственного унитарного природоохранного предприятия "Полигон "Красный Бор" (место нахождения: 187015, Ленинградская область, Тосненский район, поселок городского типа Красный бор, улица Культуры, дом 62 А, ОГРН 1027808763454, ИНН 7817007454; далее - Предприятие) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017, Предприятие привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде 200 000 руб. штрафа.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы полагает, что административный орган не представил достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих наличие в действиях Предприятия грубых нарушений лицензионных требований, исчерпывающий перечень которых приведен в пункте 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы, а представитель Департамента возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что в июле 2016 года на основании распоряжения от 30.06.2016 N ВВ-35/13 должностными лицами Департамента проведена внеплановая проверка выполнения Предприятием предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 27.11.2015 N ВВ-954/13, в ходе которой установлено осуществление заявителем предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением, - нарушение требований "Технологического Регламента по приему, обезвреживанию и размещению промышленных отходов неорганического состава" и обеспечение необходимых условий для выполнения заявленных работ каскадным методом очистки.
При этом в картах-котлованах N 59, 66 и 67 контрольных наблюдательных скважинах и фоновой скважине произведен отбор проб и образцов (акт отбора проб от 11.07.2016 N 29.2.16 и протокол взятия проб и образцов от 11.07.2016), которые переданы для проведения экспертизы в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" (далее - ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО").
Согласно экспертным заключениям ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" от 22.07.2016 N 040-Э-16 и от 25.07.2016 N 041-Э-16 в пробах жидких отходов после обезвреживания каскадным методом на картах N 59, 66, 67 обнаружены хром и кадмий, в карте N 67 обнаружен фенол, а в карте N 66 нефтепродукты; выявлено измеренное значение pH в картах N 59, 66; по движению грунтовых вод наблюдается повышение содержания БПК, ХПК, аммоний-иона, марганца, свинца, алюминия и формальдегида по сравнению с содержание этих загрязняющих веществ в фоновой наблюдательной скважине N 1-1-1; в контрольных наблюдательных скважинах N 1, 2, 3 наблюдается повышенное содержание ряда тяжелых металлов и органических веществ, содержащихся в картах, расположенных рядом со скважинами.
Административный орган установил, что выявленные факты свидетельствуют о несоблюдении Предприятием пунктов 2, 3.1 и 4 Технологического регламента "Прием, обезвреживание и размещение промышленных отходов неорганического состава" и могут привести к нарушению технологического процесса по обезвреживанию промышленных отходов неорганического состава каскадным методом, просачиванию загрязняющих веществ из карт в окружающую среду с загрязнением недр на территории полигона и выходу ряда загрязняющих веществ с территории полигона в окружающую среду.
Должностным лицом Департамента 28.07.2016 составлен протокол об административном правонарушении N АД-13-184/2016 применительно к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, согласно которому Предприятию вменяется несоблюдение лицензионных требований, установленных в пунктах 3 и 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российский Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение о лицензировании).
Протокол об административном правонарушении и материалы проверки на основании статьи 23.1 КоАП РФ направлены Департаментом в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Предприятия к административной ответственности.
Суд первой инстанции исследовал и оценил представленные участниками спора доказательства, их доводы, установил обстоятельства дела и пришел к выводу о правомерном вменении указанных нарушений, в связи с чем привлек Предприятие к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде 200 000 руб. штрафа.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения, а апелляционную жалобу Предприятия - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 названного Положения, а также использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Из пункта 3 Положения о лицензировании следует, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
д) для работ по размещению отходов I - IV классов опасности - проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Исходя из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что актом осмотра, протоколом отбора проб от 11.07.2016, протоколом об административном правонарушении от 28.07.2016 и другими доказательствами подтверждается факт нарушения Предприятием вышеприведенных нормативных положений, в связи с чем суды сделали обоснованный вывод о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 по делу N А56-60995/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного природоохранного предприятия "Полигон "Красный Бор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.