01 июня 2017 г. |
Дело N А56-90524/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В.,
при участии от религиозной организации Русская Православная Старообрядческая Церковь Ильина И.В. (доверенность от 03.12.2015), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Жильцова Н.В. (доверенность от 29.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу религиозной организации Русская Православная Старообрядческая Церковь на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2016 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 (судьи Желтянников В.И., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-90524/2015,
установил:
Религиозная организация Русская Православная Старообрядческая Церковь, место нахождения: 109052, г. Москва, ул. Рогожский пос., д. 1Б, к. 3, ОГРН 1027700081430, ИНН 7722059990 (далее - религиозная организация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным содержащегося в письмах от 23.01.2014 N 1554-35 и от 10.09.2015 N 11-13-1760/15-0-3 решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, пр. Смольный, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - комитет), об отказе в передаче безвозмездно в собственность заявителя имущества религиозного назначения - нежилого здания общей площадью 2 891,1 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 108, лит. Д, и об обязании комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и передать заявителю безвозмездно в собственность указанное имущество.
Решением суда первой инстанции от 19.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.02.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе религиозная организация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает, что обжалуемые судебные акты не содержат исследования обстоятельств и письменных доказательств, на которые ссылалась религиозная организация в ходе судебных заседаний, считает, что суды не обосновали причины, по которым пришли к изложенному в решении выводу о том, что спорное здание богадельни не относится к имуществу религиозного назначения. Данный вывод, по мнению подателя жалобы, не соответствует обстоятельствам дела, изложенным в представленных заявителем документах, содержанию архивных справок, представленных Федеральным архивным агентством.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
При обращении с кассационной жалобой религиозной организацией заявлено ходатайство о направлении судом кассационной инстанции запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации статьи 2 Федерального закона N 327-ФЗ. Рассмотрев ходатайство заявителя о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, суд кассационной инстанции, выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц по заявленному ходатайству, не усматривает оснований для его удовлетворения. Согласно части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона. В соответствии с указанными нормами обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом арбитражного суда в случае, когда норма права подлежит применению в рассматриваемом деле и суд приходит к выводу о несоответствии подлежащего применению закона Конституции Российской Федерации. Доводы, изложенные в ходатайстве заявителя, основаны на толковании названных норм. Суд кассационной инстанции не усматривает необходимости обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Заявитель вправе самостоятельно обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующей жалобой.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель религиозной организации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель комитета обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Религиозная организация обратилась в комитет с заявлением от 17.10.2013 N 775 о передаче религиозной организации Русской Православной Старообрядческой Церкви здания бывшей Чубыкинской богадельни, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 108, лит. Д, на основании Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон N 327-ФЗ), Закона Санкт-Петербурга от 18.12.2012 года N 671-115 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения".
Комитет в письме от 23.01.2014 N 1554-35 сообщил заявителю, что упомянутое здание бывшей Чубыкинской богадельни не может быть передано в собственность заявителя в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 327-ФЗ, поскольку здания богаделен относятся к имуществу, используемому для осуществления общественно полезной деятельности, и не могут считаться имуществом религиозного назначения.
Заявитель направил губернатору Санкт-Петербурга письмо от 31.03.2015 N 085 с просьбой оказать содействие в передаче названного здания для нужд заявителя.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга письмом от 10.09.2015 N 11-13-1760/15-0-3 сообщил заявителю о том, что согласно архивной справке здание не может быть отнесено в имуществу религиозного назначения и передано безвозмездно в собственность религиозной организации, учитывая представленную дополнительно историческую справку комитет повторно провел юридический анализ документов, по результатам которого сделан вывод о невозможности отнесения здания к имуществу религиозного назначения.
В письме также сообщалось о том, что вопрос передачи помещения домовой церкви в здании не представляется возможным решить в связи с тем, что в здании размещается музыкальная школа, согласно пункту 12 статьи 27 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность религиозных организаций не допускается.
Кроме того, в письме заявителю разъяснено, что при согласии заявителя вопрос может быть рассмотрен Комиссией по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, созданной на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2013 N 132.
Ссылаясь на то, что отказ в передаче безвозмездно в собственность заявителя спорного здания является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере иной экономической деятельности, религиозная организация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 327-ФЗ государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
Передача религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения осуществляется в собственность или в безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок на основании заявления религиозной организации, к которому прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения, перечень и порядок выдачи которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (статьи 4, 6 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 этого же Закона в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 327-ФЗ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества в случае, если данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В случае отказа в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения уполномоченный орган выдает религиозной организации мотивированное решение об отказе в такой передаче (пункт 4 этой же статьи).
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 327-ФЗ предусмотрено, что в целях урегулирования разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций, создаются комиссии с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, руководящих органов (центров) религиозных организаций, а также специалистов, в том числе специалистов в области религиоведения, культурологии, права. Принимаемые такими комиссиями решения являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Порядок создания и деятельности таких комиссий устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении муниципального имущества религиозного назначения.
Понятие имущества религиозного назначения для целей Федерального закона N 327-ФЗ дано в пункте 1 статьи 2 названного Закона, согласно которому имущество религиозного назначения является недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемый заявителем отказ соответствует требованиям закона и, следовательно, не нарушает права заявителя, поскольку заявителем не представлено достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что испрашиваемое недвижимое имущество подлежит передаче религиозной организации Русская Православная Старообрядческая Церковь по основаниям, установленным Федерального закона N 327-ФЗ.
Суды правомерно сослались на то, что комитетом представлены доказательства в обоснование оспариваемого заявителем отказа.
Комитет ссылается на то, что вывод о том, что указанный объект не может быть передан в собственность заявителя в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 327-ФЗ, сделан на основании анализа архивных данных об объекте, предоставленных Федеральным архивным агентством.
Как следует из письма Федерального архивного агентства от 09.09.2016 N 3707 заместителю председателя комитета, по его запросу направлена новая архивная справка, воспроизводящая текст архивной справки, выданной Научно-исследовательским институтом программных средств от 24.02.1993 N 218. В соответствии с архивной справкой, выданной Федеральным архивным агентством, в Российском государственном историческом архиве, в фонде Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел хранится дело об изменении порядка управления Санкт-Петербургской старообрядческой богадельней (Чубыкинской) за 1911-1917 г.г. В отношении Санкт-Петербургского градоначальника министру внутренних дел от 01.03.1912 сказано, что на средства, завещанные царскосельским купцом Петром Ивановичем Чубыкиным устроена в Санкт-Петербурге на Громовском старообрядческом кладбище (Санкт-Петербург, Старообрядческая ул., 6, близ Московской заставы) богадельня для престарелых лиц, именуемая с Высочайшего соизволения 12.05.1895 "Чубыкинской". Богадельня уже руководствуется утвержденным министром внутренних дел 25.05.1895 уставом. В уставе записано: "богадельня имеет назначением призрение 70 человек лишенных крова, престарелых и увечных обоего пола, без различия сословий, православного вероисповедания и раскольников, приемлющих священство". Управление богадельни согласно уставу вверено особому комитету из шести человек, избираемому уполномоченными от прихожан Громовского старообрядческого кладбища. В проекте изменений и дополнений устава богадельни за 1913 г. сказано, что богадельня состоит в ведомстве Министерства внутренних дел на правах юридического лица и вне зависимости от каких-либо общественных соорганизаций, как учреждение самостоятельное, сооруженное на частные средства и вполне обеспеченное ими для своего существования.
Как следует из материалов дела и подтверждается объяснениями представителей сторон, данных в судебном заседании кассационной инстанции, к заявлению о передаче здания, поданному в комитет, религиозной организацией какие-либо документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей упомянутого имущества, приложены не были. Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли, что представленные заявителем в уполномоченный орган документы, а также имеющиеся у комитета архивные сведения об объекте, предоставленные Федеральным архивным агентством, не подтверждают, что упомянутое здание построено и использовалось для осуществления и обеспечения деятельности религиозной организации, и сделали правильный вывод о том, что оспариваемый заявителем отказ комитета соответствует закону и не нарушает права заявителя.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 по делу N А56-90524/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу религиозной организации Русская Православная Старообрядческая Церковь - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.