22 июня 2017 г. |
Дело N А56-7556/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" Волобоева М.В. (доверенность от 26.12.2016 N 183), Волынской Л.А. (доверенность от 11.01.2017 N 3/СЗТ) и Иккерта П.М. (доверенность от 06.12.2016), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Шарковой Ю.А. (доверенность от 25.01.2017 N 07-03-02/4), Кириченко Ю.В. (доверенность от 25.01.2017 N 07-03-02/2)
рассмотрев 22.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2016 (судья Калайджян А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Лущаев С.В.) по делу N А56-7556/2016,
установил:
Акционерное общество "ИНТЕР РАО-Электрогенерация", место нахождения: 119435, Москва, Большая Пироговская улица, дом 27, строение 1, ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, улица Савушкина, дом 71, литера А, ОГРН 1047824368998, ИНН 7814026829 (далее - Инспекция), от 21.10.2015 N 17-49/814, 17-49/815, 17-49/816 и 17-49/817 в части доначисления налога на имущество (далее - налог на имущество) в общей сумме 3 461 897 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.02.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 28.10.2016 и постановление от 14.02.2017 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, объекты основных средств, заявленные налогоплательщиком в качестве льготируемых, не соответствуют имуществу, указанному в Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень N 504), как по наименованию, сформулированному в графе "Примечание", так и по названию столбца "Наименование" и коду ОКОФ. При этом налоговый орган указывает, что суды признали подпадающими под пониженную налоговую ставку спорные объекты в связи с тем, что они по своему технологическому (функциональному) назначению могут участвовать в процессе распределения и передачи электроэнергии. Однако имущество, позиционируемое Обществом как неотъемлемая часть линий энергопередачи, входит в состав технологического комплекса его филиала "Северо-Западная ТЭЦ" и участвует в обеспечении процесса производства, а не передачи электрической энергии. Как утверждает Инспекция, Перечнем N 504 предусмотрено льготирование только объектов, входящих в состав линий энергопередачи, т.е. находящихся в пределах таких линий, а не схожих по своим функциональным характеристикам (способность передавать энергию на расстояние).
В отзыве на кассационную жалобу и письменных пояснениях Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании 25.05.2017 рассмотрение жалобы Инспекции на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложено на 22.06.2017.
Определением суда кассационной инстанции от 22.06.2017 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ находящиеся в отпуске судьи Васильева Е.С. и Мунтян Л.Б. заменены на судей Журавлеву О.Р. и Соколову С.В.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, филиал Общества "Северо-Западная ТЭЦ" 18.05.2015 представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за I квартал, полугодие и девять месяцев 2014 года и за 2014 год, в которых применил пониженную ставку по налогу на имущество в размере 0,7%, предусмотренную пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении следующих объектов: Автоматизированная Система Коммерческого Учета Энергоносителей (АСКУЭ); бак аварийного слива горячей воды; зал релейных панелей здания электростанции; павильон задвижек (на выходах теплопроводов) здания электростанции; павильон измерительных диафрагм здания электростанции; заходы воздушной линии (ВЛ) 110 кВт, литера А.Ю. и заходы воздушной линии (ВЛ) 120 кВт литера А.Ю.; открытое распределительное устройство (ОРУ) 110 кВ и открытое распределительное устройство (ОРУ) 330 кВ; система волоконно-оптической линии; электрооборудование заходов ВЛ 110 кВ, заходов ВЛ 330 кВ, ОРУ 330 кВ, включая контрольные и силовые кабели; электрооборудование ОРУ 110 кВ.
По результатам камеральных налоговых проверок полученных деклараций Инспекция составила акты от 01.09.2015 N 17-16/7301, 17-16/7302, 17-16/7303, 17-16/7304 и приняла решения от 21.10.2015 N 17-49/814, 17-49/815, 17-49/816 и 17-49/817 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанными решениями Обществу доначислено 4 112 600 руб. налога на имущество и рекомендовано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для принятия решений послужил вывод Инспекции о необоснованном заявлении налогоплательщиком налоговой ставки в размере 0,7% в отношении спорных объектов основных средств: АСКУЭ (код ОКОФ 1143313531 "комплексы программно-технические для автоматического измерения или контроля технологических переменных"); бак аварийного слива горячей воды (код ОКОФ 124521126 "сеть тепловая магистральная"); зал релейных панелей здания электростанции, павильон задвижек (на выходах теплопроводов) здания электростанции, павильон измерительных диафрагм здания электростанции (коды ОКОФ 114521012, 110001150); заходы ВЛ 110 кВт, литер А.Ю., заходы ВЛ 120 кВт литер А.Ю. (код ОКОФ 124521125 "линия электропередачи воздушная"); ОРУ 110 кВ и ОРУ 330 кВ (код ОКОФ 124521010 "сооружения электроэнергетики"); система волоконно-оптической линии (код ОКОФ 143222540 "системы дальней связи оптоволоконные"); электрооборудование заходов ВЛ 110 кВ, заходов ВЛ 330 кВ, ОРУ 330 кВ, включая контрольные и силовые кабели (код ОКОФ 143120189 "аппаратура высоковольтная прочая"); электрооборудование ОРУ 110 кВ (код ОКОФ 143120100 "выключатели, контакторы и реверсоры переменного тока высокого напряжения"). По мнению Инспекции, указанные объекты не относятся к линиям энергопередачи и не являются неотъемлемой их частью, поскольку не участвуют в процессе распределения и передачи электроэнергии, а необходимы для производства электрической и тепловой энергии. При этом налоговый орган сослался на экспертное заключение от 31.08.2015 N 7109/Ц, составленное Центром независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда "ТЕХЭКО", в котором сделан вывод о том, что спорные объекты основных средств входят в состав технологического комплекса и находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности филиала "Северо-Западная ТЭЦ", на которых заканчивается процесс производства электрической и тепловой энергии и начинается процесс их передачи (транспортировки) потребителям по линиям энергопередачи.
Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу решением от 14.12.2015 N 16-13/58962 оставило без удовлетворения жалобу Общества на решения налогового органа.
Не согласившись с выводом налогового органа о том, что спорные объекты (за исключением бака аварийного слива горячей воды, павильона задвижек и павильона измерительных диафрагм) не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, Общество оспорило решения Инспекция в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования Общества - отклонению.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 названного Кодекса.
Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество установлен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
Статье 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1,0%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Налогоплательщиком применена пониженная налоговая ставка по налогу на имущество в размере 0,7% в отношении объектов, которые, как утверждает налогоплательщик, относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно Перечню N 504 в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименованы, в частности, линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); сеть тепловая магистральная (код ОКОФ 12 4521126); комплексы программно-технические для автоматизации управления технологическими процессами (код ОКОФ 14 3313530), к которым согласно примечанию относятся устройства автоматизированной системы управления подстанций, насосно-перекачивающих станций тепловых сетей; по коду ОКОФ 14 3120010 аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители); линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); здания электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012); системы связи оптоволоконные (код ОКОФ 14 3222040), к которым относятся системы связи оптоволоконные, входящие в состав линии электропередачи.
Как верно указали суды, применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с принадлежностью объектов основных средств к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне N 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на применение пониженной налоговой ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности филиала Общества "Северо-Западная ТЭЦ" (тепловая электростанция) является производство электрической и тепловой энергии. Станция работает на природном газе, в ее состав входит 2 энергоблока, вырабатываемая электрическая энергия через систему взаимосвязанных передающих, распределяющих и преобразующих электроустановок поступает на электроустановки и воздушные линии электропередачи, находящиеся на балансе сетевых организаций, которые в дальнейшем передают ее потребителям.
В разделе Перечня N 504 "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименовано имущество и сооружения линий энергопередачи, относящиеся в равной мере как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.
В данном случае Обществом заявлена пониженная налоговая ставка в отношении объектов электроэнергетики, которые, как утверждает заявитель, участвуют в едином процессе производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии, образуя единую замкнутую электрическую цепь. При этом налогоплательщик полагает, что в Перечне N 504 помимо непосредственно самих линий энергопередачи (воздушных линий электропередачи) указано оборудование, которое осуществляет свои функции в общем едином процессе производства, преобразования, передачи и распределения электроэнергии, поэтому спорное имущество электростанции является неотъемлемой частью линий электропередачи.
Суды согласились с доводом налогоплательщика о том, что спорные основные средства являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, а потому в отношении указанных основных средств подлежит применению пониженная налоговая ставка. По мнению судов, представленные налогоплательщиком документы и заключения экспертов в совокупности с заключением судебной экспертизы от 14.07.2016 N 367 подтверждают, что объекты, в отношении которых налогоплательщик применил пониженную налоговую ставку, являются неотъемлемой технологической частью производства, передачи и распределения энергии по линиям энергопередачи и непосредственно участвуют в процессе передачи электрической (тепловой) энергии.
Между тем при рассмотрении дела судами необоснованно не учтено следующее.
Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона N 35-ФЗ).
На основании ГОСТа 19431-84 "Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - это обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). При этом потребителями признаются предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии присоединены к электрической сети и используют электрическую энергию.
Электростанция - это энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла. Подстанцией электрической является электроустановка, предназначенная для преобразования (изменения рода тока, напряжения, частоты или числа фаз) и распределения электрической энергии.
Под линией электропередачи (ЛЭП) понимается электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно пунктам 2.4.2 и 2.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, воздушной линией электропередачи является устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям. За начало и конец воздушной линии электропередачи принимается место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону воздушной линии у открытого распределительного устройства с линейными порталами.
Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ которых содержатся в Перечне N 504, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.
В ходе выездной проверки Инспекция установила, что спорные объекты Общества входят в состав имущества, функциональным назначением которого является участие в технологических процессах производства электрической энергии заданного количества и качества с целью последующей передачи потребителям посредством электрических сетей и энергоустановок сетевых организаций.
Суды отклонили ссылки налогового органа на заключение Центра независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда "ТЕХЭКО", посчитав, что вывод экспертов о том, что спорное имущество не относится к линиям энергопередачи и участвует только в процессе производства энергии сделан не на основании исследования технических и технологических характеристик, а также функционального назначения каждого объекта, а на основании разграничения объектов филиала Общества "Северо-Западная ТЭЦ" с объектами компаний, на балансе которых учтены линии электропередачи, т.е. по признаку имущественной принадлежности.
Однако выводы судов не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и не соответствуют положениям действующего законодательства.
В соответствии с разделом 2 "Передача электроэнергии" Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электроустановок, разграничение эксплуатационной ответственности филиала Общества "Северо-Западная ТЭЦ" и сетевых организаций - открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", являющегося собственником линий электропередачи Л-473, Л-417, Л-477, Л-476, а также открытого акционерного общества энергетики и электрификации филиала открытого акционерного общества "Ленэнерго" Пригородные электрические сети, на обслуживании которого находятся ЛЭП - ВЛ 110 кВ Лахтинская-4 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-7.
Граница балансовой и эксплуатационной ответственности электроустановок ТЭЦ и сетевых организаций установлена на расстоянии 0,5 м от точки выхода проводов ВЛ 330 кВ Л-473, Л-417, Л-477, Л-476 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-4 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-7 из зажимов натяжных гирлянд изоляторов в сторону опоры.
Спорные объекты основных средств филиала Общества "Северо-Западная ТЭЦ", исходя из их функционального назначения и характеристик, являются оборудованием, обеспечивающим производство (выработку), преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ и сетевых организаций (т.е. до начала линий электропередачи), и находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ТЭЦ.
Доказательств того, что спорное имущество входит в состав линий электропередач, является их технологической частью, в материалах дела не имеется.
Представленные налогоплательщиком схемы электрических соединений станции, инструкции по эксплуатации основных средств, технические паспорта, которые, по его мнению, подтверждают использование имущества в целях передачи энергии, свидетельствуют лишь об участии спорного оборудования в едином цикле производства энергии, то есть об отнесении его к технологической части производства, а не передачи.
Утверждение судов об участии объектов, в отношении которых налогоплательщик применил пониженную налоговую ставку, в цепи передачи электрической энергии со ссылкой на выводы заключения судебной экспертизы и экспертного заключения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина", кассационная инстанция считает неосновательным.
Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) - это разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов). Существенной особенностью ТЭЦ является повышенная мощность теплового оборудования по сравнению с электрической мощностью электростанции. Это обстоятельство предопределяет большой относительный расход электроэнергии на собственные нужды станции.
Эксперты федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина" не исследовали вопрос, касающийся использования спорного имущества для передачи электрической энергии для собственных нужд станции.
Суды приняли во внимание вывод эксперта общества с ограниченной ответственностью "Саратовское бюро судебных экспертиз" о том, что процесс производства электрической энергии заканчивается с выводов генератора на стадии поступления ее на секции шин генераторного напряжения, далее начинаются процессы распределения и передачи электроэнергии.
Между тем в заключении судебной экспертизы отмечено, что вырабатывая генератором ТЭЦ электроэнергия поступает на сборные шины и распределяется между собственными нуждами электростанции, нагрузкой генераторного напряжения и энергосистемой. При этом эксперт отметил, что для выдачи электрической энергии в энергосистему на станции предусматривается необходимое количество электрических линий, распределительных устройств и подстанций, составляющих электрическую часть станции.
Относительно филиала Общества "Северо-Западная ТЭЦ" эксперт указал, что часть вырабатываемой электроэнергии расходуется на собственные нужды электростанции - для питания цепей вторичной коммуникации, обеспечивающих работу оборудования ОРУ 110 кВ и 330 кВ.
Также вырабатываемая электроэнергия через ОРУ 110 кВ и ОРУ 330 кВ передается через отходящие воздушные линии на подстанции "Лахтинская-4", "Лахтинская-7", "Выборгская", "Восточная", "Северная", "Зеленогорск".
В соответствии с актом технологического присоединения, определяющим границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, электросетевые комплексы с линиями электропередачи (ЛЭП) 330 кВ: Л-421, Л-422, Л-476 и Л-477, общей протяженностью 106 км с частью подстанции "Северная", а также воздушные линии энергопередачи 330 кВ Л473 и Л417 подстанций "Выборгская" и "Восточная" протяженностью 129,208 км и 53,614 км принадлежат открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы".
Таким образом, выводы судебной экспертизы не опровергают довод налогового органа о том, что спорное имущество является оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ, находится в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности станции и не участвует в процессе передачи электроэнергии потребителям.
Из анализа положений пункта 3 статьи 380 НК РФ, Перечня N 504, Закона N 35-ФЗ и отраслевых нормативных правовых актов и стандартов следует, что законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов электроэнергетики, которыми в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи электрической энергии и обязательное указанное в Перечне N 504.
Следовательно, имущество, используемое в производстве электрической энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
При изложенных обстоятельствах является правомерным вывод Инспекции о том, что спорные объекты, являются оборудованием, обеспечивающим производство и передачу электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ, а не ее передачу потребителям по воздушным электрическим линиям, и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, к имуществу по смыслу Перечня N 504, в отношении которого применяются пониженные ставки по налогу на имущество.
Иные обстоятельства, исследованные судами и положенные в основу выводов о соответствии спорных объектов имуществу, поименованному в Перечне N 504, не подтверждают обоснованность отнесения налогоплательщиком этого имущества к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, однако неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А56-7556/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных акционерным обществом "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" требований отказать.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.