29 июня 2017 г. |
Дело N А56-73245/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Бурматовой Г.Е., Соколовой С.В.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области Виноградовой Н.О. (доверенность от 04.05.2017 N 10/23),
рассмотрев 28.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2016 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 (судьи Лущаев С.В., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А56-73245/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Завод "Реконд", место нахождения: 194223, Санкт-Петербург, ул. Курчатова, д. 10, ОГРН 1027801526070, ИНН 7802005951 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 194156, Санкт-Петербург, Сердобольская ул., дом 2В, лит. А, ОГРН 1027801577550, ИНН 7802196368 (далее - Управление), от 06.10.2016 N 06/304/1171 (далее - решение от 06.10.2016) о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 182 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.12.2016 заявленные требования Общества удовлетворены: решение Управления от 06.10.2016 признано недействительным в части применения к Обществу финансовых санкций в сумме, превышающей 10 000 руб., а также с Управления в пользу Общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 29.03.2017 решение от 28.12.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 28.12.2016 и постановление от 29.03.2017 в части взыскания с заинтересованного лица в пользу заявителя 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Как указывает податель жалобы, снижение судом размера штрафа не свидетельствует о принятии судебного акта в пользу Общества, следовательно, вывод судов об отнесении на Управление судебных расходов, исходя из удовлетворенных требований Общества, неправомерен и не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку решение от 28.12.2016 не признавалось недействительным по существу.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы Управления.
Как следует из материалов дела, Управлением в лице главного специалиста-эксперта Полковниковой Марией Сергеевной 25.08.2016 проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проведенной проверки Управлением составлен акт от 25.08.2016 N 06-304/1171 (том 1 л.д. 42-44), из которого следует, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении 364 работающих граждан за май 2016 года представлены Обществом с нарушением срока, то есть позднее 10.06.2016.
Рассмотрев акт 25.08.2016 N 06/304/1171, начальник Управления 06.10.2016 принял решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 182 000 руб. (том 1 л.д. 20-22).
Не согласившись с решением Управления от 06.10.2016, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным, ссылаясь на наличие смягчающих вину обстоятельств.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление Общества, удовлетворил его частично, признав недействительным оспариваемое решение в части назначенного штрафа, превышающего 10 000 руб., а также отнес на Управление расходы Общества по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции признал отнесение судебных расходов по уплате государственной пошлины на Управление законным, руководствуясь тем, что решение от 06.10.2016 признано частично недействительным, а следовательно, судебный акт принят не в пользу Управления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, плательщик страховых взносов привлечен к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за май 2016 года.
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий") за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Суд первой инстанции при вынесении решения снизил сумму начисленного Обществу штрафа с учетом смягчающих вину обстоятельств.
При принятии решения суд исходил из того, что Закон N 212-ФЗ, действующий с 01.01.2015 в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", не предусматривал обязанность органа контроля за уплатой страховых взносов выявлять и учитывать при вынесении решения о привлечении страхователя к ответственности смягчающие его вину обстоятельства, влияющие на размер штрафа.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 19.01.2016 N 2-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.
Учитывая, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы, Конституционный Суд Российской Федерации до внесения федеральным законодателем в соответствующее правовое регулирование надлежащих изменений, позволяющих индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства, изложил в указанном Постановлении свою правовую позицию, согласно которой принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства о страховых взносах признано допустимым только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что если санкция была применена должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Поскольку обязанность органа контроля по выявлению смягчающих обстоятельств на момент принятия решения о привлечении к ответственности отсутствовала и Управление в рамках действующего законодательства было лишено возможности самостоятельно применять смягчающие обстоятельства, то в рассматриваемом случае суд первой инстанции при принятии решения, обоснованно руководствуясь позицией Конституционного Суда Российской Федерации, снизил размер примененной в отношении Общества санкции до 10 000 руб. при наличии неоспариваемого заявителем события допущенного правонарушения.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов по делу суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь частью 1 статьи 110 АПК РФ, отнесли понесенные Обществом расходы в размере 3 000 руб. по уплате государственной пошлины на Управление.
Однако, суды при вынесении обжалуемых судебных актов не учли следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
В данном случае суд, рассмотрев дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по существу изменил решение Управления, частично уменьшив сумму штрафа, не признав однако при этом незаконными содержащиеся в оспариваемом решении выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о наличии правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Судами не принято во внимание то, что при уменьшении размера штрафа, суд первой инстанции использовал исключительное право на применение смягчающих ответственность обстоятельств, которыми Управление не было наделено в силу действующего законодательства, а соответственно, данное обстоятельство не могло расцениваться как принятие судебного акта в пользу заявителя.
Следовательно, Общество не могло считаться стороной, частично выигравшей арбитражный спор и имеющей право, исходя из публично-правового характера данного спора, претендовать на возмещение за счет заинтересованного лица судебных расходов, понесенных при подаче заявления в арбитражный суд.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает, что у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для отнесения судебных расходов заявителя на Управление.
Учитывая, что при рассмотрении спора судебными инстанциями допущено неправильное применение норм процессуального права в отношении распределения судебных расходов по делу, то решение от 28.12.2016 и постановление от 29.03.2017 в этой части в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене.
В остальной, не обжалуемой Управлением части, принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 по делу N А56-73245/2016 отменить в части взыскания с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области в пользу открытого акционерного общества "Завод "Реконд" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.