11 июля 2017 г. |
Дело N А44-8550/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Любченко И.С., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" Сахно П.С. (доверенность от 27.12.2016 N 02-1/800) и Антоняна С.К. (доверенность от 05.06.2017 N 80-1006),
рассмотрев 04.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.12.2016 (судья Киселева М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А44-8550/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", место нахождения: 196128, Санкт-Петербург, Варшавская улица, дом 3, корпус 2, ОГРН 1027804862755, ИНН 7805018099 (далее - ООО "Газпром трансгаз СПб", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета лесного хозяйства Новгородской области (ранее - Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области), место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13А, ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249 (далее - Комитет), от 30.09.2016 N ЛХ-4430-И "Об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 53:20:0804702:80 и 53:20:0803101:40" (далее - земельные участки). Кроме того, Общество просило суд возложить на Комитет обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на использование указанных земельных участков на срок 11 месяцев (далее - Разрешение).
Решением суда первой инстанции от 26.12.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017, заявленные требования ООО "Газпром трансгаз СПб" удовлетворены в полном объеме. На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции обязал Комитет устранить нарушения прав и законных интересов заявителя и выдать "Разрешение" на использование названных земельных участков в порядке, предусмотренном "Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (далее - Правила N 1244).
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и принять новый - об отказе Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы приводит доводы о недопустимости применения к спорным правоотношениям норм земельного законодательства Российской Федерации, а также применительно к рассматриваемому случаю об отсутствии у Комитета полномочий на выдачу затребованных "Разрешений" на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности.
В судебном заседании представители ООО "Газпром трансгаз СПб" отклонили доводы, приведенные в кассационной жалобе Комитета.
Комитет надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, однако в суд своих представителей не направил, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в целях проведения работ по капитальному ремонту газопровода - отвода на ГРС "Красный Фарфорист" (5,87 км) Общество 24.08.2016 обратилось в Комитет с заявлением N 33-4/15855/2 "о выдаче разрешения на использование сроком на 11 месяцев двух земельных участков категории земель лесного фонда, расположенных на территории "Чудовского участкового лесничества". При этом заявитель представил среди прочего "Схему границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории" и копию письма "Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области" от 13.07.2016 N 2952.
Рассмотрев представленные со стороны ООО "Газпром трансгаз СПб" документы, Комитет упомянутым решением от 30.09.2016 N ЛХ-4430-И отказал Обществу в выдаче "Разрешения", указав при этом на невозможность такого действия ввиду отсутствия у Комитета соответствующих полномочий, а также на необходимость оформления прав на земли лесного фонда путем заключения долгосрочных договоров аренды для эксплуатации линейных объектов, в рамках которых возможно проведение капитального ремонта газопровода.
Не согласившись с правомерностью данного отказа со стороны Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций всесторонне исследовали и оценили представленные участниками спора доказательства и приведенные в качестве аргументов доводы. В частности установили обстоятельства дела и исходя из сути спора пришли к выводу об отсутствии у Комитета правовых и фактических оснований для отказа ООО "Газпром трансгаз СПб" в выдаче "Разрешения" на использование упомянутых двух земельных участков, в связи с чем удовлетворили заявленные Обществом ребования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, считает жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Исходя из материалов дела и в обоснование доводов о законности оспариваемого решения от 30.09.2016 Комитет сослался на то, что поскольку заявитель испрашивал разрешение на использование земельных участков, относящихся к лесному фонду, то в данном случае должны применяться только нормы лесного законодательства Российской Федерации, которые регулируют отношения по предоставлению лесных участков (в том числе для проведения капитального ремонта линейных объектов). При этом Комитет считает, что Лесной Кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусматривает единственный возможный способ использования лесного участка для проведения работ по капитальному ремонту линейного объекта - это заключение договора аренды лесного участка с целью эксплуатации этих объектов.
Рассматривая указанные доводы Комитета, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 3, 9, 21, 24 и 45 ЛК РФ, а также положениями статей 39.33 и 39.34 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Исходя из системного толкования указанных норм суды пришли к обоснованному выводу о правовой возможности использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов, и без оформления прав на спорные земельные участки.
Указанный вывод разъяснен судами со ссылкой на часть 1 статьи 24 ЛК РФ, в соответствии с которой использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Возможность выдачи "Разрешения" именно на использование спорных земельных участков лесного фонда в законодательно установленных целях (без их предоставления - на каком-либо праве) следует также из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565, которым утверждены "Формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Приказ N 565). Так, "Приложением 4" к данному Приказу N 565 утверждена специальная "Форма N 4-ОИП полугодовая", по которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, отражают сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, предусмотренных статьями 39.33 - 39.35 ЗК РФ на землях лесного фонда, и предоставляют их в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В данном случае применение норм ЗК РФ к рассматриваемым правоотношениям напрямую исходит из положений статей 9 и 45 ЛК РФ. Так, согласно части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. В свою очередь в данной статье 9 ЛК РФ установлено, что право пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Поскольку применительно к рассматриваемому случаю иное положениями ЛК РФ не предусмотрено, то суды первой и апелляционной инстанций, разрешая настоящий спор, правильно руководствовались также и нормами ЗК РФ.
Согласно статье 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться на основании разрешений уполномоченного органа без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, в частности, капитального или текущего ремонта линейного объекта (пункт 2).
В силу пункта 1 части 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе в целях проведения капитального или текущего ремонта линейного объекта (на срок не более одного года).
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется вышеупомянутыми Правилами N 1244.
Согласно пункту 2 Правил N 1244 заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким уполномоченным органом государственной власти является Комитет: в силу нормы пункта 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ и "Положения о Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области", утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 08.06.2009 N 183 (далее - Положение N 183).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Положением N 183 Комитет определен в качестве органа исполнительной власти Новгородской области, исполняющего государственные функции и реализующего полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности, в том числе по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии у Комитета полномочий по выдаче "Разрешения на использование земельных участков для проведения ремонта линейного объекта" опровергаются вышеприведенными нормами права и обоснованно отклонены судами.
Ввиду рассмотренных обстоятельств дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у Комитета предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче Обществу затребованного "Разрешения".
В связи с этим оспариваемое решение Комитета от 30.09.2016 N ЛХ-4430-И суды правомерно признали недействительным.
Кассационной инстанцией принято во внимание обстоятельство, что в качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции указал на обязанность Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, которые в силу статьи 201 АПК РФ подлежат восстановлению с учетом выводов суда по результатам анализа причин оспариваемого отказа.
В данном случае дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне; нормы материального и процессуального права применены правильно; доводы сторон проанализированы надлежащим образом, а выводы основаны на имеющихся доказательствах. Ввиду изложенного кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.12.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 по делу N А44-8550/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.