17 июля 2017 г. |
Дело N А26-6599/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кустова А.А., Старченковой В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат "Калевала" Семушина А.А. (доверенность от 01.04.2017 N 72), от акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" Лиуконен Ю.Е. (доверенность от 30.03.2016),
рассмотрев с перерывом 10-17.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат "Калевала" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2016 (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 (судьи Черемошкина В.В., Слобожанина В.Б., Сотов И.В.) по делу N А26-6599/2016,
установил:
Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал", место нахождения: 185035, Республика Карелия, Петрозаводск, улица Гоголя, дом 60, ОГРН 1141001014330, ИНН 1001291146 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республика Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат "Калевала", место нахождения: 185013, Республика Карелия, Петрозаводск, шоссе Шуйское, дом 80, ОГРН 1067847352946, ИНН 7807311832 (далее - Комбинат), о взыскании 47 101 руб. 97 коп. задолженности по оплате за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2016 исковые требования удовлетворены частично. С Комбината в пользу Общества взыскано 38 621 руб. 45 коп. задолженности по оплате за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах за первый квартал 2016 года. В остальной части иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2017 решение суда от 23.12.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что применение показателя эффективности очистки при расчете платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не является повторным и регламентировано прямым указанием пункта 21.1. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 08.10.1996 N 897 (далее - Порядок N 897).
В судебном заседании 10.07.2017 представитель Комбината поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества в судебном заседании 17.07.2017 - доводы отзыва на нее.
Ответчик о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание 17.07.2017 не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что между открытым акционерным обществом "Петрозаводские коммунальные системы" (ОАО "ПКС", организация ВКХ) и Комбинатом (абонент) заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод от 03.02.2012 N 100-3-41-08075-01 (для внебюджетных потребителей, далее - Договор).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.1.4 - 3.1.6 Договора организация ВКХ обязуется подавать абоненту воду и принимать от абонента сточные воды, а абонент обязуется в полном объеме оплачивать фактические объемы потребляемой воды, объемы сточных вод и загрязняющих веществ, сбрасываемых в систему водоотведения, в сроки и на условиях настоящего договора, а также соблюдать установленные условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 правил N 167, соблюдать нормативы водоотведения по качеству сточных вод.
Пунктами 2.2.9, 4.2.2 и 4.2.3 Договора предусмотрено, что организация ВКХ вправе осуществлять лабораторный контроль состава сточных вод абонента путем выполнения лабораторных анализов проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в любое время; лабораторные исследования качества сточных вод производятся условиях лаборатории организации ВКХ; отбор проб сточных вод абонента фиксируется в акте, в котором указываются время и место отбора проб, перечень ингредиентов, по которым производятся лабораторные исследования сточных вод, а также фамилии лиц, уполномоченных участвовать в отборе проб; акт служит основанием для взыскания повышенной платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента; результаты лабораторного контроля качества сточных вод направляются в адрес абонента; основанием взимания повышенной платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе в городскую систему водоотведения являются результаты химического исследования стоков в условиях лаборатории организации ВКХ при наличии у абонента отдельного канализационного выпуска в систему водоотведения организации ВКХ.
В силу пункта 5.1 Договора расчеты за услуги по отпуску воды и приему сточных вод, а также сброс загрязняющих веществ производятся по тарифам, утвержденным уполномоченными регулирующими органами; пункта 6.5 - абонент производит повышенную плату за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в стоках при сбросе в городскую систему водоотведения, согласно расчетам; пункта 6.10 - абонент производит плату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему водоотведения организации ВКХ исходя из объемов водоотведения в городскую систему канализации, концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах при сбросе в городскую систему водоотведения, базовых нормативов платы за сбросы, выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, а также коэффициентов экологической значимости. Качество сточных вод определяется результатами лабораторного контроля, осуществляемого организацией ВКХ.
Перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации организации ВКХ, согласованы сторонами в приложении N 5 к договору.
Дополнительным соглашением от 23.11.2012 к Договору стороны предусмотрели, что для обеспечения отбора проб сточных вод, производимых организацией ВКХ, абоненту устанавливается канализационная насосная станция по Шуйскому шоссе (пункт 3); договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 03.02.2012, действует по 31.12.2012 и считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока его действия не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения договора на следующий год, о заключении договора на иных условиях или внесении изменений (дополнений) в договор (пункт 4).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОАО "ПКС-Водоканал" истец создан путем реорганизации ОАО "ПКС" в форме выделения и зарегистрирован 11.12.2014.
Из разделительного баланса от 31.03.2014, утвержденного решением единственного акционера ОАО "ПКС" от 24.06.2014, следует, что спорные обязательства (вытекающие из деятельности ресурсоснабжающей организации по сбору, очистке и распределению воды, удалению сточных вод) переданы ОАО "ПКС-Водоканал".
Представителями Общества произведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, в определенном сторонами договора месте отбора проб - на канализационной насосной станции по Шуйскому шоссе, о чем составлен акт от 19.01.2016 N 3, подписанный без замечаний и возражений инженером Комбината Меркурьевым Н.А.
Истцом в условиях аттестованной испытательной лаборатории качества воды был проведен анализ контрольных проб сточных вод ответчика. По результатам проведенного лабораторного контроля выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах по договору (аммония, анионных поверхностно-активных веществ (АПАВ), меди, нефтепродуктов, фенолов, цинка), что отражено в протоколе измерений от 02.02.2016 N 12к, направленном абоненту 03.02.2016.
В связи с выявлением в анализе проб сточных вод превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, истцом в соответствии с положениями Порядка N 897 произведен расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации, за первый квартал 2016 года.
Размер указанной платы с учетом налога на добавленную стоимость за первый квартал 2016 года составил 47 101 руб. 97 коп. (счет-фактура от 20.04.2016 N 122/83).
Неоплата ответчиком указанной счет-фактуры послужила истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично.
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации 12.02.1999 постановлением N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), пунктом 61 которых предусматривалось, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии с пунктом 70 названных Правил расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Во исполнение Постановления N 1310 Правительство Республики Карелия постановлением от 08.10.1996 N 897 утвердило Порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ (далее - Порядок N 897), условиями которого предусмотрено, что для расчета сверхлимитного сброса загрязняющих веществ предусмотрен период от момента обнаружения нарушения до момента последнего превышения условий сброса загрязняющих веществ.
Согласно пункту 4 указанного Порядка допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов содержат перечень допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации, а также иные ограничения по сбросу загрязняющих веществ. Допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ в соответствии с федеральным законодательством.
Факт сброса ответчиком сточных вод в первый квартал 2016 года с превышением нормативов ПДК подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается. Разногласия сторон возникли относительно расчета стоимости данных превышений.
Из материалов дела видно, что истец произвел расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации в соответствии с положениями Порядка N 897 в сумме 47 101 руб. 97 коп.
Ответчик с данной суммой не согласился, представил контррасчет и признал лишь 12 719 руб. 44 коп.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 10 статьи 7 указанного закона в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21.1 Порядка N 897, при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК или ВДК, но не превышающих концентраций, допустимых для сетей канализации и (или) биологической очистки, расчет платы производится исходя:
- из нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, примененных к разности между фактической и допустимой (или временно допустимой) концентрациями загрязняющих веществ; эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки и коэффициента экологической ситуации и экологической значимости водных объектов;
- и нормативов платы в пределах установленных лимитов за размещение осадков, примененных к разности между удельными величинами фактического и нормативного (при нарушении ДК) или лимита (при нарушении ВДК) размещения осадков на один куб. м сточных вод; к коэффициенту экологической ситуации и значимости состояния почвы региона.
Полученная сумма умножается на коэффициент, учитывающий объем сточных вод абонента на выпуске в системы канализации, по которому зафиксировано нарушение, на пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, на коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов для Республики Карелия, на компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты организациями ВКХ по вынужденному приему сверхнормативного сброса сточных вод в систему канализации, а также на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от момента обнаружения нарушения до момента последнего превышения условий сброса загрязняющих веществ.
При рассмотрении дела, судом первой инстанции установлено, примененная при расчетах истцом формула отличается от формулы, предусмотренной Порядком N 897, тем, что в ней не учтена разность между удельными величинами фактического и нормативного размещения осадков на один куб. м сточных вод. Поскольку в формуле не применен показатель нормативного размещения осадков на один куб. м сточных вод и полученная величина являлась завышенной, а также учитывая необоснованность применения показателей за 2015 год, суд правомерно и обоснованно отказал Обществу во взыскании с Комбината платы за размещение осадка в размере 8480 руб. 52 коп., в том числе налога на добавленную стоимость - 1293 руб. 64 коп. Судебные акты в данной части сторонами не оспариваются.
В остальной части расчет истца проверен судами и признан соответствующим методике расчета, указанной в пункте 21.1 Порядка N 897.
Вновь заявленный подателем жалобы довод о необходимости применения показателя эффективности очистки при расчете платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, поскольку на его применение прямо указано в пункте 21.1. Порядка N 897, оценен судами и обоснованно отклонен. Данный показатель учтен как показатель А формулы 2 Таблицы 3 Приложения N 1 к Правилам приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 02.03.1984 N 107, и повторное применение данного коэффициента является недопустимым.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, установленных судами, и оценки доказательств, представленных сторонами, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по делу N А26-6599/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающего комбината "Калевала" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.