23 мая 2017 г. |
Дело N А56-65733/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Константинова П.Ю., Нефедовой О.Ю.,
при участии от закрытого акционерного общества "Стройкомплект" Иванова И.Ю. (доверенность от 28.11.2016), от санкт-петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция по сопровождению промышленных проектов" Ивановой О.А. (доверенность от 28.12.2016), Спиридонова Д.Ю. (доверенность от 18.01.2017), Маренкова А.А. (доверенность от 28.12.2016),
рассмотрев 16.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу санкт-петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция по сопровождению промышленных проектов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2016 (судья Семенова И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу N А56-65733/2016,
установил:
Закрытое акционерное общество "Стройкомплект", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 11, лит. Б, ОГРН 1027802484126, ИНН 7804004248 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к санкт-петербургскому государственному казенному учреждению "Дирекция по сопровождению промышленных проектов", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 88-90, лит. А, ОГРН 1027809187196, ИНН 7825453163 (далее - Учреждение), об изменении условий государственного контракта от 29.05.2013 N 34/13.
Решением от 13.12.2016 суд первой инстанции удовлетворил иск, изменил Контракт, установив следующие условия:
"1. Срок окончания выполнения работ по Контракту - не позднее 25.11.2017, срок действия Контракта - 30.12.2017.
Сроки выполнения отдельных этапов (видов) работ по настоящему Контракту определяется сторонами в календарном план-графике выполнения работ, составленном в соответствии с приложением N 2 к Контракту.
2. В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (в редакции приказов Минрегиона России от 01.06.2012 N 220 и Минстроя России от 16.06.2014 N 294/пр) заказчик не возмещает подрядчику расходы на добровольное страхование работников и имущества, предусмотренные пунктом 28 приложения N 1 к приложению N 2 Контракта.
3. Определить возможность возмещения средств из резерва на непредвиденные работы и затраты в размере не более 34 545 437,54 руб. (тридцать четыре миллиона пятьсот сорок пять тысяч четыреста тридцать семь рублей 54 копейки), в том числе НДС 18%, в рамках цены Контракта, утвержденной пунктом 5, в уровне цен Контракта.
4. Во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.01.2016 N 57 "Об увеличении цены государственного контракта Санкт-Петербурга от 29.05.2013 N 34/13 на выполнение комплекса работ по строительству объекта "Инженерная и транспортная инфраструктура в производственной зоне "Рыбацкое" - 1-й Рыбацкий проезд, 2-й Рыбацкий проезд, Вагонный проезд, 3-й Рыбацкий проезд" (далее - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.01.2016 N 57) изложить пункт 3.1 Контракта в следующей редакции: "Цена Контракта составляет 1 769 288 130,95 руб. (один миллиард семьсот шестьдесят девять миллионов двести восемьдесят восемь тысяч сто тридцать рублей 95 копеек), включая НДС (18%), в соответствии со сметной документацией (приложением N 2 к Контракту) и расчетом увеличения цены Контракта Санкт-Петербурга от 29.05.2013 N 34/13 на выполнение комплекса работ по строительству объекта "Инженерная и транспортная инфраструктура в производственной зоне "Рыбацкое" - 1-й Рыбацкий проезд, 2-й Рыбацкий проезд, Вагонный проезд, 3-й Рыбацкий проезд" стоимости работ по государственному контракту от 29.05.2013 N 34/13 (далее - Расчет увеличения цены Контракта)".
5. Во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.01.2016 N 57, исключить пункт 3.8. и дополнить Контракт:
"пункт 3.18. Заказчик при наличии финансирования по объекту и по письменному запросу подрядчика выплачивает подрядчику аванс, который предоставляется в размере до 30% от лимита финансирования текущего года со сроком погашения аванса в пределах финансового года.
В случае получения аванса подрядчик обязуется в срок, установленный для погашения аванса дополнительным соглашением о предоставлении аванса, предоставить заказчику документы по целевому расходованию денежных средств (договоры поставки, платежные поручения и т.п.), полученных в виде авансового платежа, согласно дополнительного соглашения либо вернуть аванс.
пункт 3.19. В случае необходимости предоставления аванса подрядчик направляет заказчику заявление о перечислении аванса, которое заказчик рассматривает в течение 5 рабочих дней и подготавливает дополнительное соглашение.
пункт 3.20. В случае предоставления аванса заказчиком, стороны заключают дополнительное соглашение к настоящему Контракту, которое должно содержать:
- размер предоставляемого аванса;
- цели, на которые предоставляется аванс;
- срок погашения аванса подрядчиком;
- срок перечисления заказчиком суммы аванса подрядчику;
- номер банковской гарантии на обеспечение возврата суммы аванса с указанием банка-гаранта.
пункт 3.21. Аванс перечисляется заказчиком в течение 20 рабочих дней с момента заключения дополнительного соглашения. Погашение полученного подрядчиком аванса производится по мере предъявления и подписания на соответствующий период (месяц) актов выполненных работ (форма N КС-2), но не позднее установленной даты погашения авансового платежа.
Обязательства по погашению полученного подрядчиком аванса исполняются частями ежемесячно в следующем порядке:
Путем зачета до 30% от стоимости объема работ, выполненных подрядчиком в соответствии с календарным план-графиком выполнения работ, и использованных им для их выполнения материалов и оборудования. Зачет производится при условии предоставления подрядчиком и подписания заказчиком актов выполненных работ (форма N КС-2, КС-3) на соответствующий период (месяц), в сроки, предусмотренные Контрактом, но не позднее 01 декабря текущего года. Выплата подрядчику оставшейся суммы выполненного объема работ осуществляются заказчиком путем перечисления денежных средств на условиях и в сроки, предусмотренные Контрактом.
В случае нарушения подрядчиком сроков производства работ, предусмотренных календарным план-графиком выполнения, на срок до 30 (тридцати) рабочих дней заказчик вправе в одностороннем порядке зачесть в счет погашения аванса 100% стоимости выполненных работ, использованных для их выполнения материалов и оборудования, указанных в акте выполненных работ, подписанном заказчиком за соответствующий период.
пункт 3.22. При просрочке исполнения обязательства по погашению аванса в соответствии с дополнительным соглашением, а также при нарушении обязательства о целевом использовании выданного аванса подрядчик обязан по письменному требованию заказчика вернуть сумму аванса на счет и в сроки, указанные в требовании заказчика о возврате аванса".
6. Стоимость выполненных работ, включаемых в акт выполненных работ (форма N КС-2) и принятых к оплате после вступления в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.01.2016 N 57, определяется в порядке, установленном пунктами 4 и 5 Расчета увеличения цены Контракта. В случае неосвоения в 2016 году лимита бюджетных средств, указанных в пункте 1 настоящего соглашения, остаток стоимости работ, запланированных на 2016 год, в последующем периоде рассчитывается с применением индексов на 2016 год согласно пункту 4 Расчета увеличения цены Контракта.
7. Дополнить Контракт пунктом 3.23 в следующей редакции: "В случае возникновения работ и затрат, неучтенных условиями Контракта, необходимость их проведения подтверждается трехсторонним актом, подписанным заказчиком, подрядчиком, исполнителем авторского надзора. Стоимость дополнительных работ и затрат должна быть подтверждена подрядчиком путем предоставления заказчику авторского листа, сметной документации с приложением счетов, договоров, спецификаций и иных документов, обосновывающих данные затраты. Оплата данных работ осуществляется за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты на основании подписанного сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) в срок, установленный пунктом 3.10 Контракта. В случае отсутствия указанных расчетов и документов резерв средств на непредвиденные работы и затраты остается в распоряжении заказчика".
8. Изложить пункт 9.8 Контракта в следующей редакции: "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в том числе по основаниям, определенным статьями 715, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта является отсутствие надлежащего обеспечения исполнения обязательств по Контракту".
9. В соответствии со статьями 45, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подрядчик представил надлежащее обеспечение исполнения Контракта (в том числе аванса) - банковская гарантия от 04.02.2015 года N GR0135-0003-15 выдана ПАО "Банк "Санкт-Петербург" на сумму 258 513 910 рублей (Двести пятьдесят восемь миллионов пятьсот тринадцать тысяч девятьсот десять рублей). До истечения срока действия банковской гарантии от 04.02.2015 года N GR0135-0003-15 подрядчик обязуется предоставить надлежащее обеспечение - банковскую гарантию сроком действия - 01.02.2018 включительно.
10. Расчет увеличения цены государственного контракта Санкт-Петербурга от 29.05.2013 N 34/13 на выполнение комплекса работ по строительству объекта "Инженерная и транспортная инфраструктура в производственной зоне "Рыбацкое" - 1-й Рыбацкий проезд, 2-й Рыбацкий проезд, Вагонный проезд, 3-й Рыбацкий проезд" стоимости работ по государственному контракту от 29.05.2013 N 34/13 включает в себя следующие условия:
10.1. Сметная стоимость объемов работ по завершению строительства Объекта в уровне цен Контракта определяется по формуле: Сзск = Ск - Свр - Сос - Снр = 1 481 938 612,30 руб. - 623 352 028,64 руб. - 5 710 931,04 руб. - 2 080 781,11 руб. = 850 794 871,51 руб., где:
Ск = 1 481 938 612,30 руб. - цена Контракта в соответствии с п. 3.1. Контракта;
Свр = 623 352 028,64 руб. - стоимость выполненных работ на дату заключения настоящего дополнительного соглашения (за период с 01.06.2013 по 25.06.2015) согласно КС-3 от 25.06.2015 N 20;
Сос = 10 331 502,90 руб. - 4 620 571,86 руб. = 5 710 931,04 руб. - остаток лимита средств на добровольное страхование работников и имущества, исключаемый из цены контракта в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.06.2014 N 294/пр и унктом 2 настоящего соглашения, где:
10 331 502,90 руб. - лимит средств на добровольное страхование работников и имущества, предусмотренный пунктом 28 приложения N 1 к приложению N 2 Контракта, с учетом коэффициента снижения.
4 620 571,86 руб. - размер средств на добровольное страхование работников и имущества, оплаченный на дату заключения настоящего дополнительного соглашения (за период с 01.06.2013 по 25.06.2015) согласно КС-3 от 25.06.2015 N 20;
2 080 781,11 руб. - сумма средств из резерва непредвиденные работы и затраты, исключаемые из цены Контракта.
10.2. Стоимость завершения строительства в текущем и прогнозном уровне цен определяется в соответствии с законом "О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" от 02.12.2015 N 747-145 по формуле:
Сзпс = Сзкс2016 х И1 х Идеф2016 + Сзск2017 х И1 х Идеф2017 = 439 027 218,53 руб. х 1,30066023362113 х 1,022 + 411 767 652,98 руб. х 1,30066023362113 х 1,05 = 1 145 936 102,31 руб., где:
Сзсп - стоимость завершения строительства в текущем и прогнозном уровне цен; Сзск2016, Сзск2017 - сметная стоимость объемов работ по завершению строительства, выполняемых в 2016 и 2017 финансовых годах, в уровне цен Контракта;
И1 = Икд/Ипсд = 7,683/5,907 = 1,30066023362113 - индекс пересчета сметной стоимости строительства от уровня цен проектно-сметной документации, получившей положительное заключение УГЭ (далее - Документации), в уровень цен по состоянию на январь месяц 2016 года,
Где Икд - индекс пересчета сметной стоимости строительства, установленный на январь месяц 2016 года*, Ипсд - индекс пересчета сметной стоимости строительства в уровне цен Документации (сентябрь 2011);
*При расчете стоимости завершения строительства применен индекс пересчета сметной стоимости строительства, актуальный на момент утверждения Постановления.
Идеф2016, Идеф2017 - прогнозные индексы-дефляторы, приходящиеся на декабрь 2016 финансового года и на ноябрь 2017 года (месяц окончания строительства в году завершения) в соответствии с "Распоряжением Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 04.12.2015 N 193-р "Об утверждении прогнозных индексов-дефляторов к стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, осуществляемых за счет средства бюджета Санкт-Петербурга, на 2016 - 2018 годы, применяемых с 01.12.2015".
10.3. В соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего расчета цена контракта составит 1 769 288 130,95 руб. (один миллиард семьсот шестьдесят девять миллионов двести восемьдесят восемь тысяч сто тридцать) рублей 95 копеек.
1 769 288 130,95 руб. = 623 352 028,64 руб. + 1 145 936 102,31 руб., где:
623 352 028,64 руб. - стоимость выполненных работ на дату заключения настоящего дополнительного соглашения (за период с 01.06.2013 по 25.06.2015) согласно КС-3 от 25.06.2015 N 20;
1 145 936 102,31 руб. - стоимость завершения строительства в текущем прогнозном уровне цен согласно п. 2 настоящего расчет.
10.4. Расчет стоимости выполненных в 2016 году работ по Контракту следует производить по формуле:
Свр2016 = Сврк (1,30066023362113 * 1,022) = Сврк * 1,32927475876079, где:
Свр2016 - стоимость выполненных работ без НДС (руб.) в отчетном месяце, запланированных на 2016 и принятых к оплате после вступления в силу Постановления;
Сврк - стоимость выполненных работ без НДС в отчетном месяце уровне цен Контракта;
1,30066023362113 = 7,683/5,907 - индекс пересчета сметной стоимости строительства от уровня цен Документации (сентябрь 2011) в уровень цен по состоянию на январь месяц 2016 года;
1,022 - прогнозный индекс-дефлятор, приходящийся на декабрь 2016 финансового года в соответствии с "Распоряжением Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 04.12.2015 N 193-р "Об утверждении прогнозных индексов-дефляторов к стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, осуществляемых за счет средства бюджета Санкт-Петербурга, на 2016 - 2018 годы, применяемых с 01.12.2015".
10.5. Расчет стоимости выполненных в 2017 году работ по Контракту следует производить по формуле:
Свр2017 = Сврк (1,30066023362113 * 1,05) = Сврк * 1,36569324530218, где:
Свр2017 - стоимость выполненных работ без НДС (руб.) в отчетном месяце, запланированных на 2017 и принятых к оплате после вступления в силу Постановления;
Сврк - стоимость выполненных работ без НДС в отчетном месяце в уровне цен Контракта;
1,30066023362113 = 7,683/5,907 - индекс пересчета сметной стоимости строительства от уровня цен Документации (сентябрь 2011) в уровень цен по состоянию на январь месяц 2016 года;
1,05 - прогнозный индекс-дефлятор, приходящийся на ноябрь 2017 финансового года (месяц окончания строительства в году его завершения) в соответствии с распоряжением Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 04.12.2015 N 193-р "Об утверждении прогнозных индексов-дефляторов к стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, на 2016 - 2018 годы, применяемых с 01.12.2015".
11. Расчет увеличения цены государственного контракта Санкт-Петербурга от 29.05.2013 N 34/13 на выполнение комплекса работ по строительству объекта "Инженерная и транспортная инфраструктура в производственной зоне "Рыбацкое" - 1-й Рыбацкий проезд, 2-й Рыбацкий проезд, Вагонный проезд, 3-й Рыбацкий проезд" стоимости работ по государственному контракту от 29.05.2013 N 34/13 является неотъемлемыми приложениями к Контракту и является обязательными для исполнения сторонами.".
Постановлением от 22.02.2017 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с указанными решением и постановлением, Учреждение обратилось в кассационный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права, неверную оценку представленных доказательств, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители Учреждения поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил в её удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, санкт-петербургское государственное казенное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям", впоследствии переименованное в Учреждение (заказчик), и Общество (подрядчик) 29.05.2013 заключили контракт N 34/13 (далее - Контракт), по условиям которого подрядчик в установленный срок обязался выполнить комплекс работ по строительству объекта "Инженерная и транспортная инфраструктура в производственной зоне "Рыбацкое - 1-й Рыбацкий проезд, 2-й Рыбацкий проезд, Вагонный проезд, 3-й Рыбацкий проезд", включая монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные с объектом работы, а также благоустройство территории, а заказчик - принять результат работ и обеспечить их оплату.
Согласно пункту 2.1 Контракта работы должны быть начаты после его заключения и внесения сведений о нем в Единый реестр государственных и муниципальных контрактов, окончены - не позднее 01.10.2015.
Дополнительным соглашением от 29.12.2014 N 5.1 стороны продлили срок окончания работ до 25.11.2016 включительно, срок действия Контракта - до 25.12.2016.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта общая стоимость работ на момент его заключения составила 1 481 938 612,30 руб.
В рамках исполнения Контракта заказчик передал подрядчику разработанную закрытым акционерным обществом "ИнкомПроект" и получившую положительное заключение государственной экспертизы проектную документацию.
В уведомлении от 30.07.2015 N 200 Общество, сославшись на влияющие на сметную стоимость строительства объекта существенные недостатки проекта и неточность расчетов, иные недостатки, и невозможность по этим причинам исполнения обязательств по Контракту без изменения его стоимости, сообщило о временном приостановлении работ по нему.
Наличие дефектов проектной документации подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-75274/2013.
Постановлением от 29.01.2016 N 57 Правительство Санкт-Петербурга разрешило сторонам Контракта увеличить его цену до 1 769 288 130,95 руб., а также изменить порядок оплаты работ.
Проект дополнительного соглашения N 9 к Контракту, изменяющего его условия, Учреждение не подписало, предложило свой вариант в виде нового проекта, с которым, в свою очередь, не согласилось Общество, обратившееся в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав требования обоснованными, удовлетворили иск.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
При рассмотрении настоящего спора суды двух инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) условий для внесения в Контракт изменений.
Между тем суды не учли следующего.
Правоотношения сторон по Контракту регламентированы положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и действовавшего на момент заключения Контракта Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ); к правоотношениям сторон по вопросу внесения изменений в условия Контракта, заключенного с соблюдением требований Закона N 94-ФЗ, подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с общими положениями части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных:
- извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документацией о закупке;
- заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Исключение составляют случаи, когда извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены Законом N 44-ФЗ (например, в ряде случаев при закупке у единственного источника).
В соответствии с части 2 статьи 50 Закона N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации. Также проект контракта является частью документации об электронном аукционе, извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений, документации о закрытом аукционе (часть 4 статьи 64, часть 2 статьи 73, часть 7 статьи 83, часть 2 статьи 87 Закона N 44-ФЗ).
Контракт заключается в соответствии с частью 1 статьи 54, частью 2 статьи 70, частью 14 статьи 78, частью 17 статьи 83 Закона N 44-ФЗ.
Контракт как гражданско-правовой договор прежде всего должен содержать условия, обязательные в силу прямого указания закона.
К числу существенных относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
Контракт должен содержать соглашение по всем существенным (обязательным) условиям:
- о предмете контракта (объект закупки) (пункт 1 статьи 432 ГК РФ, статья 33, пункты 16 и 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ);
- о твердой цене контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, - ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены, установленные заказчиком в документации о закупке (статья 22, часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ);
- об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (части 4 - 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ);
- о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (часть 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ);
- о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (часть 13 статьи 34, статья 94 Закона N 44-ФЗ);
- о предоставлении обеспечения исполнения контракта (статьи 45, 96 Закона N 44-ФЗ);
- об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, а также к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, при этом заказчик обязан обеспечить приемку (часть 2 статьи 94 Закона N 44-ФЗ).
Ряд условий контракта (при соблюдении предусмотренных Законом N 44-ФЗ условий), в том числе о графике исполнения контракта в случае, если он заключается на срок более трех лет и его цена превышает 100 млн. руб., является обязательным (часть 12 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Временная невозможность исполнения исполнителем обязательств в пункте 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливающем возможность изменения условий, не предусмотрена.
Хотя Закон N 44-ФЗ не регламентирует сроки действия контракта, стороны не вправе изменить сроки исполнения обязательств. В тоже время, при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств продлеваются на соответствующий период.
Кроме того, как правомерно указывает Учреждение, в силу части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ срок действия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение Контракта, должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 1 месяц, то есть исполнитель обязан представить соответствующую банковскую гарантию.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими законами или договором.
При этом изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами его финансирования, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Специальные нормы статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускают изменение отдельных условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон в исключительных случаях, прямо предусмотренных в нормах этой статьи.
Частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта, к которым относятся сроки выполнения подрядных работ (являющиеся обязательными - в силу статьи 708 ГК РФ), не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, закрепленных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Более того, в силу пункта 3 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу названной нормы статьи 95 и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 N 1186 Контракт подпадает под названные ограничения.
Изменение сроков выполнения работ прямо не указано в числе исключительных случаев, предусмотренных в статье 95 Закона N 44-ФЗ; постановление Правительства Санкт-Петербурга об изменении сроков исполнения работ отсутствует.
Поскольку специальный закон (N 44-ФЗ), регулирующий отношения сторон, не предусматривает возможности изменения сроков выполнения работ по Контракту, такое изменение невозможно и в судебном порядке.
Более того, заключенное ранее дополнительное соглашение сторон (от 29.12.2014 N 5.1) в части переноса срока исполнения работ в силу пункта 2 статьи 168, пункта 2 статьи 34 и пункта 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ является ничтожным.
Сохранение условий государственного контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, и исполнение контракта на этих условиях направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
В данном случае в материалах дела, кроме решения арбитражного суда по спору Учреждения с проектировщиком, не представлены доказательства наличия существенных изменений обстоятельств для изменения Контракта (статья 451 ГК РФ), более того, изменение договора возможно только с учетом положений специального регулирования данных отношений Законом N 44-ФЗ к государственным и муниципальным контрактам.
Основанием для изменения срока исполнения работ по дополнительному соглашению N 5.1 явилась проверка судом правильности проектной документации в части стоимости работ; единственным существенным условием для внесения изменений в условия Контракта истец назвал увеличение стоимости работ ввиду их занижения в проектно-сметной документации.
В этой связи довод Общества о необходимости изменения существенных условий Контракта применительно к положениям статей 450, 451 ГК РФ безоснователен.
Положениями части 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ также предусмотрен перечень условий государственного контракта, изменение которых не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке.
Из содержания норм Закона N 94-ФЗ, действовавшего на дату проведения конкурса, следует, что при заключении и исполнении контракта, за исключением случаев, названных в частях 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9 и в части 26.1 статьи 65 Закона N 94-ФЗ, не допускается изменение любых условий, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об аукционе (в том числе и условия о сроке исполнения сторонами обязательств по контракту).
Аналогичные нормы содержатся и в статьях 33, 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
Между тем суды помимо срока изменили условия Контракта о порядке оплаты работ, формирования их стоимости, предоставления банковской гарантии.
Однако предусмотренные статьей 95 Закона N 44-ФЗ основания для изменения таких условий в рассматриваемом случае отсутствуют.
При таком положении у судов отсутствовали основания для изменения условий Контракта, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
Кроме того, на дату принятия постановления судом апелляционной инстанции постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.01.2016 N 57 признано утратившим силу (постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 N 93).
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.03.2017 исполнение решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2016 по настоящему делу было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции.
Поскольку кассационная жалоба рассмотрена по существу, приостановление исполнения решения суда первой инстанции надлежит отменить.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А56-65733/2016 отменить.
В иске отказать.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2016 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.03.2017.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Стройкомплект", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 11, лит. Б, ОГРН 1027802484126, ИНН 7804004248, в пользу санкт-петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция по сопровождению промышленных проектов", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 88-90, лит. А, ОГРН 1027809187196, ИНН 7825453163, 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.