22 июня 2017 г. |
Дело N А66-11050/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Бурматовой Г.Е., Соколовой С.В.,
рассмотрев 21.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 13" города Ржева Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.10.2016 (судья Балакин О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А66-11050/2016,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ржеве и Ржевском районе Тверской области (Межрайонное), место нахождения: 172381, Тверская область, город Ржев, улица Партизанская, дом 6, ОГРН 1076914000184, ИНН 6914012730, (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 13" города Ржева Тверской области, место нахождения: 172386, Тверская область, город Ржев, улица Большевистская, дом 5, ОГРН 1046914007326, ИНН 6914011140, (далее - Учреждение, Школа) о взыскании задолженности по страховым взносам за 2012 - 2014 годы в сумме 2 299 285,30 руб., из них на обязательное пенсионное страхование - 648 260,70 руб., на обязательное медицинское страхование - 1 651 024,60 руб.; пеней за период с 01.01.2012 по 21.03.2016 в сумме 603 543,10 руб., из них на обязательное пенсионное страхование - 170 170,76 руб., на обязательное медицинское страхование - 433 372,34 руб.; штрафа по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации" (далее - Закон N 212-ФЗ) в сумме 332 136,82 руб., из них на обязательное пенсионное страхование - 93 617,15 руб., на обязательное медицинское страхование - 238 519,67 руб.; штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в сумме 258 034, 26 руб.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.02.2017, с Учреждения взыскана задолженность по страховым взносам за период с 2012 по 2014 годы в сумме 2 299 285,30 руб., пени за период с 01.01.2012 по 21.03.2016 - 603 543,10 руб., штраф по статье 47 Закона N 212-ФЗ - 30 000 руб., штраф по статье 17 Закона N 27-ФЗ - 20 000 руб., а также госпошлина в размере 100 руб.
В кассационной жалобе Школа, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, Школой правомерно применен пониженный тариф на основании пункта 8 части 1 статьи 58 Закон N 212-ФЗ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Школой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, достоверности и полноты предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, в государственные внебюджетные фонды за 2012 - 2014 годы, по результатам которой составлен акт проверки от 20.01.2016 N 07801015АВ0000723 и вынесено решение от 19.02.2016 N 15-11/2419 о привлечении плательщика страховых взносов ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В ходе проверки Фондом установлено, что общие доходы Учреждения состоят из внебюджетных (добровольные пожертвования и плата за питание учащихся) и бюджетных поступлений (субсидии из бюджета города).
В проверяемом периоде Учреждение применяло пониженный тариф страховых взносов, установленный пунктом 8 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Фонд посчитал, что Школа не имела право на применение пониженного тарифа, поскольку доля доходов от образовательной деятельности, осуществляемой вне рамок бюджетного финансирования, составляет менее 70% в общем объеме доходов.
Фондом также установлено, что льготный тариф применен Учреждением к общему фонду оплаты труда, то есть как к фонду оплаты труда, финансируемому из средств целевого бюджетного финансирования, так и к фонду оплаты труда, финансируемому из доходов, полученных вне связи с выполнением муниципального задания.
Кроме того, Учреждение в нарушение части 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ не исчислило и не уплатило страховые взносы с суммы материальной помощи, выплаченной не члену семьи, и суммы материальной помощи, выплаченной члену семьи, без подтверждения соответствующих документов, и предоставило в Управление недостоверные сведения в части начисления страховых взносов.
В связи с этим Учреждению доначислены страховые взносы в сумме 2 299 285,30 руб., из них на обязательное пенсионное страхование - 648 260,70 руб., на обязательное медицинское страхование - 1 651 024,60 руб., пени - 603 543,10 руб., из них на обязательное пенсионное страхование - 170 170,76 руб., на обязательное медицинское страхование - 433 372,34 руб.
Учреждение также привлечено к ответственности по статье 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 452 857,06 руб. и по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 287 695,40 руб.
На основании указанного решения Учреждению направлено требование от 21.03.2016 N 07801015РВ0000723.
Решением вышестоящего органа от 02.06.2016 N 08-02/2016 решение Фонда изменено в части привлечения к ответственности, а именно штраф по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ снижен до 332 136,82 руб., а по статье 17 Закона N 27-ФЗ штраф снижен до 287 695,40 руб.
В связи с неисполнением Школой указанного требования в добровольном порядке Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с нее доначисленных сумм страховых взносов, пени и штрафов.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявление Фонда, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение 2012 года тариф страховых взносов в льготном размере применялся для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 настоящей статьи.
Подпунктом "с" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, осуществляющим в качестве основного вида экономической деятельности (классифицируемого в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) такой вид деятельности, как образование.
Материалами дела подтверждается, что Учреждение в проверяемый период осуществляло образовательную деятельность и находилось на упрощенной системе налогообложения.
Частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется по правилам статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Судами обеих инстанций установлено, что Учреждение не доказало ведение раздельного бухгалтерского учета доходов (расходов).
При этом льготный тариф Учреждением был применен к общему фонду оплаты труда, то есть как к фонду оплаты труда, финансируемому из средств целевого бюджетного финансирования, так и к фонду оплаты труда, финансируемому из доходов, полученных от дополнительных образовательных услуг.
Льготный тариф, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, применяется только при исчислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта и соответственно действия Учреждения по применению льготного тарифа при исчислении страховых взносов, начисленных на фонд оплаты труда, формируемый из средств целевого бюджетного финансирования, являются неправомерными.
В случае применения льготного тарифа в части выплат за счет средств целевого финансирования происходит необоснованное удержание финансирования, выделенного, в том числе, на оплату страховых взносов.
Более того, Школа имеет организационно-правовую форму "муниципальное автономное учреждение", поэтому в силу прямого указания закона (подпункт 11 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ) не вправе применять пониженный тариф страховых взносов. Наличие у Школы указанного организационно-правового статуса является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов.
Указанный вывод судов не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.10.2014 N 2335-О, согласно которой нормативно-правовое регулирование в сфере освобождения от уплаты страховых взносов учитывает специфику муниципальных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с формируемым для них муниципальным заданием и, как правило, за счет финансового обеспечения выполнения этого задания в виде субсидий из соответствующего бюджета (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). В частности, указанный порядок финансирования деятельности муниципальных автономных учреждений предполагает необходимость выделения достаточных бюджетных средств, в том числе для оплаты труда работников учреждения с учетом уплаты страховых взносов в связи с выполнением муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Что же касается иных доходов, получаемых автономным учреждением от осуществления им своей деятельности, то указанные доходы поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения уставных целей с учетом обязанности уплаты всех законно установленных налогов и сборов (статьи 7 - 9 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
На основании изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31.10.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 по делу N А66-11050/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 13" города Ржева Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.