01 августа 2017 г. |
Дело N А21-8249/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
при участии от муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Коваленко А.А. (доверенность от 01.04.2017) и Семеновой Н.И. (доверенность от 01.04.2017), от Министерства обороны Российской Федерации Раевской Ю.А. (доверенность от 28.12.2016), от федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова" в лице Калининградского филиала Литовченко М.В. (доверенность от 20.03.2017 N 003/800/555) и Роя А.С. (доверенность от 21.03.2017),
рассмотрев с перерывом 24-31.07.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова" в лице Калининградского филиала на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2017 (судья Шанько О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 (судьи Попова Н.М., Смирнова Я.Г., Несмиян С.И.) по делу N А21-8249/2015,
установил:
Муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236023, Калининград, Советский проспект, дом 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова" в лице Калининградского филиала, место нахождения: 197045, Санкт-Петербург, Ушаковская набережная, дом 17/1, ОГРН 1027807581636, ИНН 7814003099 (далее - Учреждение), а при отсутствии денежных средств в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство) за счет средств казны Российской Федерации, о взыскании 2 957 623 руб. 63 коп. задолженности за водоснабжение и водоотведение за период с 01.01.2015 по сентябрь 2015 года, и за сброс сточных вод с превышением пределов допустимой концентрации (ПДК) и сброс сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 17 046 308 руб. 45 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Славянка" (далее - Общество).
Решением суда от 16.03.2016 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2016 указанное решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа решение от 16.03.2016 и постановление от 18.07.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением суда от 12.12.2016 приняты к рассмотрению уточненные исковые требования истца о взыскании с Учреждения, а при отсутствии денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства за счет средств казны Российской Федерации, в пользу Предприятия 1 790 924 руб. 24 коп. в погашение задолженности за водоснабжение и водоотведение, рассчитанной по пропускной способности обводной линии в водомерном узле ввода N 1 за период с 10.06.2015 по 04.09.2015 и 10 550 365 руб. 72 коп. в погашение задолженности за сброс загрязняющих веществ за период с 01.07.2015 по 15.09.2015, рассчитанной по результатам отбора проб от 16.07.2015.
При новом рассмотрении решением суда от 30.01.2017 уточненные исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.04.2017 решение суда от 30.01.2017 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение. Податель жалобы указывает, материалами дела не подтверждается вывод судов о том, что Учреждение и Министерство являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Истец действовал недобросовестно при заключении договора. Не согласен с расчетом задолженности за сброс загрязняющих веществ. Ссылается на нарушения допущенные истцом при отборе проб.
В отзыве истец просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Министерства и Учреждения поддержали доводы кассационных жалоб, а представители Предприятия - доводы отзыва на нее.
Третье лицо о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что между Предприятием (организация ВКХ) и Учреждением (абонент) заключен договор от 02.09.2015 N 1001 холодного водоснабжения и водоотведения с протоколом урегулирования разногласий от 22.07.2015 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого, организация ВКХ приняла на себя обязательство осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение объектов абонента через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем водоснабжения, а абонент обязался оплачивать холодную воду.
Пунктом 4 Договора стороны согласовали, что датой начала подачи холодной воды является 01.01.2015.
Пунктами 69 - 70 Договора в редакции пункта 13 протокола разногласий стороны предусмотрели условие, что настоящий договор распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2015, и действует до 31.12.2015.
Согласно пункту 8 Договора оплата за предоставленные услуги производится до 10 числа месяца следующего за расчетным после выставления счетов.
В приложении N 5 к Договору указаны сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод.
В приложении в частности указано: водопотребление с показаний приборов учета на начало подачи ресурса; опломбировать задвижку, установленную на обводной линии в водомерном узле N 5000909 марка ВТ-Х в колодце у фонтана (со стороны улицы Лейтенант Яналова в Калининграде) в срок до 24.07.2015.
Учреждение письмом от 28.08.2015 N 908/Т, указав на то, что сторонами заключается прямой договор холодного водоснабжения и водоотведения, сообщило о том, что на водопроводном вводе (в колодце у здания инв. N 1) Общества сорвана пломба.
Предприятие письмом от 04.09.2015 N 5075 сообщило, что информация о срыве пломбы с одного из водомерных узлов принята к сведению, направило платежные документы (6 листов), акты отбора проб, протоколы результатов химических анализов и извещения (16 листов).
В материалы дела представлены протоколы результатов анализа проб сточных вод, акты отбора проб сточных вод за декабрь 2014, март 2015, июнь 2015, июль 2015, август 2015, акты, счета на оплату, датированные 25.08.2015, 24.09.2015, извещения о взимании платы от 25.08.2015, от 15.09.2015.
Согласно уточненным исковым требованиям задолженность Учреждения составила 1 790 924 руб. 24 коп. за водоснабжение и водоотведение, рассчитанной по пропускной способности обводной линии в водомерном узле ввода N 1 за период с 10.06.2015 по 04.09.2015 и 10 550 365 руб. 72 коп. за сброс сточных вод с превышением пределов допустимой концентрации (ПДК) за период с 01.07.2015 по 15.09.2015, рассчитанной по результатам отбора проб от 16.07.2015, (платежным поручением от 29.12.2015 N 464890 ответчик перечислил 6 145 112 руб. 93 коп. за сброс сточных вод с превышением ПДК и негативное пользование системами ЦВС в связи с чем истец уменьшил сумму задолженности).
Истец 15.09.2015 направил в адрес ответчика претензию с просьбой оплатить полную сумму задолженности.
Ответчик платежным поручением от 29.09.2015 N 802671 частично погасил задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения, перечислив 2 449 315 руб.
Наличие непогашенной задолженности послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что свои обязательства Предприятие исполняет должным образом, тем не менее, ответчиком не исполнены обязательства по оплате за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов со сточными водами, сбрасываемыми в городскую канализацию.
Суды первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении удовлетворили уточненные исковые требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает судебные акты ошибочными в части.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Между Министерством (государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) заключен государственный контракт от 14.12.2012 N 2-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства и подведомственных ему организаций (далее - контракт), по условиям которого исполнитель обязуется, в установленный контрактом срок, оказать услуги водоснабжения и водоотведения, в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, а государственный заказчик обязуется оплатить фактический объем оказанных услуг водоснабжения в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 12.1. контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 31.08.2015.
Учреждение по договору безвозмездного пользования объектами водопроводно-канализационного хозяйства Министерства от 01.02.2012 N 84/09-2012 передала в безвозмездное пользование ОАО "Славянка" сети холодного водоснабжения и водоотведения для использования в целях обеспечения нужд Министерства и подведомственных ему организаций.
Договор от 14.10.2011 N 3030 истец считал расторгнутым с 10.06.2015 с момента получения от Учреждения заявления на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения, к которому были приложены все необходимые документы, в том числе акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям, которые были подписаны 10.06.2015, а ОАО "Славянка" с 01.01.2015. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В акте от 25.01.2016 о приеме - передаче наружных сетей водоснабжения между ОАО "Славянка" и Учреждением, указано, что с 01.01.2015 (по утверждению Предприятия) по 04.09.2015 зафиксирован факт срыва пломбы с задвижки на обводной линии водомерного узла в водопроводном колодце на вводе в Филиал Академии у фонтана (вход N 3). Перепломбировка произведена по запросу и за счет филиала. Данный акт подписан без замечаний обеими сторонами.
Истец просит взыскать с Учреждения, а при отсутствии денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства за счет средств казны 1 790 924 руб. 24 коп. задолженности за водоснабжение и водоотведение, рассчитанную по пропускной способности обводной линии в водомерном узле ввода N 1 за период с 10.06.2015 (дата подписания акта разграничения ответственности) по 04.09.2015 (дата фактической опломбировки) и 10 550 365 руб. 72 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ за период с 01.07.2015 по 15.09.2015.
Согласно пункту 16 "а" Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:
а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования.
С учетом приведенной нормы начисление платы за самовольное пользование, при срыве пломбы с задвижки на обводной линии, производитяся по пропускной способности устройства и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1.2 метров в секунду.
Согласно представленному расчету задолженность, за водоснабжение и водоотведение, рассчитана по пропускной способности обводной линии в водомерном узле ввода N 1 за период с 10.06.2015 (дата подписания акта разграничения ответственности) по 30.06.2015 за 20 суток и составляет 400 108 руб. 32 коп.
Задолженность, за водоснабжение и водоотведение, рассчитанная по пропускной способности обводной линии в водомерном узле ввода N 1 за период с 01.07.2015 по 04.09.2015 (дата фактической опломбировки) составляет исходя из диаметра обводной линии 100 мм за 65 суток и составляет 1 390 815 руб. 92 коп.
Довод Учреждения о том, что пломба сорвана в период, когда сети находились во владении ОАО "Славянка", поэтому Учреждение не должно отвечать за действия другого лица, является необоснованным.
По акту приема-передачи от 25.01.2016 сети переданы ОАО "Славянка" Учреждению, в акте указано, что с 01.01.2015 по 04.09.2015 зафиксирован факт срыва пломбы. Учреждение распространило действие договора от 02.09.2015 на период с 01.01.2015, приняв тем самым на себя ответственность за срыв пломбы.
С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно удовлетворили требование о взыскании 1 790 924 руб. 24 коп. задолженности за водоснабжение и водоотведение, рассчитанную по пропускной способности обводной линии в водомерном узле ввода N 1 за период с 10.06.2015 (дата подписания акта разграничения ответственности) по 04.09.2015 (дата фактической опломбировки).
Основания для отмены судебных актов в этой части отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167).
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу вод.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 (в редакции действующей в спорный период) состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Постановлением Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563 установлен Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области (далее - Порядок взимания платы N 563).
Согласно пункту 4 Порядка взимания платы N 563 плата за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в пределах норматива в централизованную систему водоотведения взимается за общий объем фактически сброшенных сточных вод на основании договоров водоотведения или единых договоров водоснабжения и водоотведения по установленным тарифам на водоотведение.
В подпункте 2 пункта 5 Порядка взимания платы N 563 приведена формула для определения платы при сбросе абонентом в систему коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые, установленные органами местного самоуправления, не оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, но не превышающих концентрации, установленные в приложении N 3 к Правилам N 644.
В случае, если абонент осуществил сброс загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения взимается в размере, установленном пунктом 123 указанных Правил N 644 (подпункт 3 пункта 5 Порядка взимания платы N 563).
В пункте 123 Правил N 644 установлено, что при наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод за величину фактической концентрации i-го загрязняющего вещества () принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, превышающее требования, установленные пунктом 114 Правил N 644.
Истец представил в материалы дела уведомления ответчику о проведении проверки водоснабжения и водоотведения 26.08.2015 и об отборе проб 16.07.2015, акты отбора проб от 16.07.2015, которые подписаны представителем ответчика без возражений, протокол результатов анализов проб сточных вод (том 1 л.д. 91-93, 62-65).
Как видно из материалов дела, истец при определении платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ и платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения (в общей сумме 16 695 478 руб. 65 коп. за период с 01.07.2015 по 15.09.2015, рассчитанной по результатам отбора проб от 16.07.2015) определил объем фактически сброшенных сточных вод в размере 81 965 куб. м и применил его к каждому выпуску (6 выпусков при определении платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ и 3 выпуска при определении платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения, том 2 л.д. 121, 136-139, том 3 л.д. 7-9, 27-29, 54-56).
Такой расчет означает, что по 6 выпускам объем сточных вод составит 491 790 куб. м при определении платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ (81 965 куб. м х 6 выпусков) и 245 895 куб.м при определении платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения (81 965 куб. м х 3 выпуска).
Как пояснил в суде кассационной инстанции представитель истца, такой расчет предусмотрен Порядком взимания платы N 563.
Пунктом 7 Порядка взимания платы N 563 установлено, что при отсутствии у абонентов приборов учета сточных вод объем фактически сброшенных сточных вод с разбивкой по отдельным выпускам определяется на основании согласованных принимающей организацией паспортов водного хозяйства абонентов по доле фактически учтенных (в установленном порядке) объемов воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара от теплоснабжающих организаций и др.). Фактические объемы сбрасываемых абонентом поверхностных и дренажных вод учитываются также на основании паспортов водного хозяйства абонентов.
При отсутствии у абонентов приборов учета сточных вод, паспортов водного хозяйства, водохозяйственного балансового расчета объем фактически сброшенных абонентом сточных вод принимается без разбивки по отдельным выпускам в системы канализации, равным фактически учтенному объему воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара от теплоснабжающих организаций и др., пунктом 8 Порядка взимания платы N 563)
Однако из пунктов 5, 7 и 8 Порядка взимания платы N 563 не следует, что объем фактически сброшенных сточных вод (в данном случае 81 965 куб. м ) применяется к каждому выпуску при наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения (6 выпусков).
Как видно из протоколов результатов анализов проб сточных вод по актам отбора проб от 16.07.2015 (том 1 л.д. 62, 64), в выпусках 1, 2, 3 установлено превышение нормативного показателя "взвешенные вещества" соответственно 600 мг/дм.куб., 600 мг/дм.куб. и 400 мг/дм.куб., нормативный показатель "взвешенные вещества" составляет 300 мг/дм.куб. (пункт 12 раздела I и пункт 3 раздела II приложения N 3 к Правилам N 644).
При указанных обстоятельствах истец обязан был сделать расчет платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 по усредненному значению концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) исходя из объема фактически сброшенных сточных вод в размере 81 965 куб. м. и объема приходящихся на эти три выпуска.
Таким образом, произведенный истцом расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ и платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения в общей сумме 16 695 478 руб. 65 коп. за период с 01.07.2015 по 15.09.2015, рассчитанной по результатам отбора проб от 16.07.2015, не соответствует действующему законодательству.
Судебными инстанциями данное обстоятельство не было надлежащим образом проверено, в связи с чем судебные акты в части взыскания 10 550 365 руб. 72 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ за период с 01.07.2015 по 15.09.2015 и 84 706 руб. государственной пошлины подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное и доводы сторон, истребовать у ответчика паспорт водного хозяйства и водохозяйственный балансовый расчет (имевшиеся в спорный период и имеющиеся сейчас), обсудить возможность применения паспорта водного хозяйства или водохозяйственного балансового расчета к спорному периоду с учетом неизменности схемы водоснабжения и водоотведения объектов Учреждения, обязать истца и ответчиков представить расчеты платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ и платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения соответствующие действовавшему в спорный период законодательству исходя из объема фактически сброшенных сточных вод спорный период в размере 81 965 куб. м. (с разбивкой этого объема на каждый выпуск), надлежащим образом проверить расчеты сторон, установить была ли оплачена за указанный период какая-либо сумма задолженности Учреждением, принять соответствующее решение, распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 по делу N А21-8249/2015 отменить в части взыскания 10 550 365 руб. 72 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ за период с 01.07.2015 по 15.09.2015 и 84 706 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.