09 августа 2017 г. |
Дело N А56-49742/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Правительства Санкт-Петербурга Подшивалова Д.В. (доверенность от 12.01.2017 N 07-125/19), от закрытого акционерного общества "Континент" Никитина М.М. (доверенность от 01.07.2016), от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Подшивалова Д.В. (доверенность от 16.01.2017 N 01-57-79/17-0-0), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Бушуева Ю.А. (доверенность от 10.04.2017 N 29),
рассмотрев 02.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2016 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 (судьи Желтянников В.И., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-49742/2016,
установил:
Закрытое акционерное общество "Континент", место нахождения: 197720, Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, пр. Ленина, д. 23а, лит. Б, ОГРН 1037800023557, ИНН 7801157944 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, территория Смольного, ОГРН 1027809257178, ИНН 7830002078 (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 1121 кв.м с кадастровым номером 78:38:0022451:1574, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Комсомольская ул., участок 1 (юго-восточнее пересечения с проспектом Ленина), для строительства объекта розничной торговли, а также об обязании Правительства принять соответствующее решение путем издания постановления в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Применительно к правилам статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, территория Смольного, 6-й подъезд, ОГРН 1047844000082, ИНН 7842005556 (далее - Комитет), и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810269827, ИНН 7809023950 (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 25.12.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податели жалобы считают, что вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен Обществу для целей строительства в связи с нахождением на нем объектов самовольной постройки.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Правительства, Комитета и Учреждения поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 11.04.2011 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, указав предполагаемое место размещения объекта: Курортный р-н, г. Зеленогорск, угол пр. Ленина и Комсомольской ул., площадь участка 2039 кв.м, функциональное назначение объекта - "объект розничной торговли".
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 28.05.2012 N 2845-рк утверждена схема расположения земельного участка площадью 1121 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Комсомольская ул., участок 1 (юго-восточнее пересечения с проспектом Ленина), из категории земель - "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием - "для размещения объекта торговли".
Распоряжением Комитета от 22.05.2013 N 43 был утвержден акт о выборе земельного участка общей площадью 1121 кв.м для строительства по вышеуказанному адресу. В качестве функционального назначения объекта недвижимости в данном акте указано "размещение объекта розничной торговли".
Земельный участок площадью 1121 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет 12.09.2014 с присвоением ему кадастрового номера 78:38:0022451:1574, что подтверждается данными кадастрового паспорта от 12.09.2014 N 78/201/14-239921. В качестве разрешенного использования земельного участка в кадастровом паспорте указано "для размещения объектов розничной торговли".
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 07.04.2016 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении вышеуказанного участка для строительства.
Поскольку данное заявление не было рассмотрено в установленные законодательством сроки, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 31, 32 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015; далее - ЗК РФ), статьей 39.16 ЗК РФ, Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43), пришли к выводам о том, что трехлетний срок с даты утверждения акта о выборе участка не истек на момент обращения с заявлением от 07.04.2016 и непринятие в установленные законом сроки решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. При этом судами установлено, что на спорном земельном участке располагаются два самовольных строения - здание площадью 78,4 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, пр. Ленина, д. 23а, лит. А, и здание площадью 151,3 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, пр. Ленина, д. 23а, лит. Б; Общество как лицо, испрашивающее участок для строительства, возражений относительно качества участка в связи с расположением на нем данных объектов, не заявляет; нахождение этих объектов на участке не оценивалось как препятствие для утверждения акта о выборе участка для строительства.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015, то есть на момент утверждения акта выбора участка) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По смыслу статей 29 - 31 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка для строительства является завершающим этапом процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Пунктом 18 статьи 1 Закона N 171-ФЗ, который вступил в силу 01.03.2015, статьи 28 - 34 ЗК РФ признаны утратившими силу.
При этом в части 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ определено, что до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (далее - Положение) потенциальный инвестор после осуществления действий, предусмотренных в разделе 4 настоящего Положения, а также если земельный участок прошел кадастровый учет или уточнения его границ в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не требуется, обращается в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Исходя из системного толкования указанных норм следует, что при соблюдении установленного законом порядка выбора земельного участка, при отсутствии возражений и заявок от иных претендентов, поступивших до момента последующего утверждения акта о выборе и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, решение об утверждении акта выбора создает обязанность для уполномоченного органа по предоставлению земельного участка для строительства, а заинтересованные лица могут обжаловать такое решение в судебном порядке.
Как правильно установлено судами в рамках настоящего дела, отношения по предоставлению спорного земельного участка Обществу с предварительным согласованием места размещения объекта возникли в порядке, предусмотренном статьями 29-31 ЗК РФ. При этом Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта и в соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ им соблюдена процедура выбора земельного участка; акт о выборе утвержден распоряжением Комитета по строительству от 22.05.2013 N 43; на дату подачи заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении участка для строительства не истек установленный статьей 34 Закона N 171-ФЗ трехлетний срок с даты утверждения акта о выборе земельного участка; земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 предоставление спорного участка Обществу без проведения торгов возможно, поскольку решение о предварительном согласовании его места размещения объекта (утверждение акта о выборе) принято до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до подачи заявления о принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства, в связи с чем у Правительства возникла обязанность принять решение о предоставлении данного участка Обществу в соответствии со статьями 31, 32 ЗК РФ.
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, суды обоснованно признали бездействие Правительства, выразившееся в непринятие решения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка для строительства, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования и обязали Правительство принять соответствующее решение.
При этом суды, признавая бездействие Правительства незаконным, правильно установили, что оно противоречит положениям пункта 8 статьи 31, пункта 1 статьи 32 ЗК РФ и направлено на воспрепятствование Обществу в реализации его права на приобретение спорного участка на основании ранее принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Правительство не представило объективных и достоверных доказательств того, что имеются препятствия для предоставления спорного земельного участка для строительства.
Довод подателей жалобы о том, что на испрашиваемом участке находятся объекты капитального строительства, в связи с чем его предоставление в заявленных предпринимателем целях будет противоречить гражданскому законодательству, градостроительным нормам и правилам, был предметом рассмотрения судов и правильно признан необоснованным, поскольку указанное обстоятельство не явилось препятствием для утверждения акта о выборе участка и предварительного согласования места размещения объекта. Вступившим в законную силу постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2007 по делу N А56-10440/2005 установлено, что названные строения были возведены на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для строительства, и являются самовольными постройками.
До настоящего времени требования, предусмотренные статьей 222 ГК РФ, в суд не предъявлялись.
Действующее законодательство не допускает предоставление для строительства земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости, принадлежащие какому-либо участнику гражданского оборота, что соответствует положениям статьи 209 ГК РФ.
Однако на момент разрешения настоящего спора право собственности какого-либо лица на указанные самовольные строения в установленном законом порядке не признано, а Общество, претендующее на предоставление этого участка для строительства, не заявляет возражений относительно его качеств в связи с расположением на нем данных строений.
Доводы подателей жалобы о противоправности намерения Общества легализовать имеющиеся на участке самовольные строения посредством предоставления участка, на котором они находятся, для строительства носят предположительный характер и противоречат имеющимся в деле доказательствам, получившим надлежащую оценку в ходе судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции признает необоснованными ссылки Правительства и Комитета на непредставление Обществом проектной документации, подтверждающей намерение заявителя построить на испрашиваемом участке объект с определенными параметрами. До предоставления земельного участка для строительства в установленном порядке отсутствуют правовые основания для выполнения инженерных изысканий и разработки проектной документации.
Иные доводы, приведенные Правительством и Комитетом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 по делу N А56-49742/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.