16 августа 2017 г. |
Дело N А56-82703/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Боровой А.А., Яковца А.В.,
рассмотрев 09.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ГазТеплоСтрой" Александрова Святослава Игоревича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 по делу N А56-82703/2015 (судьи Медведева И.Г., Бурденков Д.В., Копылова Л.С.),
установил:
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2016 общество с ограниченной ответственностью "ГазТеплоСтрой", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Артиллерийская ул., д. 1, лит. А, ОГРН 1057810065455, ИНН 7804311217 (далее - Общество), признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Александров Святослав Игоревич.
В пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) обратилась с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 25 528 496 руб. задолженности по капитализируемым платежам для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) должника в размере
Определением от 19.02.2017 суд первой инстанции на основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), ввиду наличия вины застрахованного, уменьшил размер требований уполномоченного органа на 25%, включив в третью очередь реестра требований кредиторов должника 19 146 372 руб.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 определение от 19.02.2017 отменено, требование ФНС полностью удовлетворено.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий Общества Александров С.И., ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 26.04.2017 отменить, оставить в силе определение от 19.02.2017.
Податель жалобы ссылается на то, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) неверно рассчитал размер капитализируемых платежей, не проверил обстоятельства несчастного случая, произошедшего с участием Горохова В.С., не правильно применил коэффициенты для расчета размера ежемесячных страховых выплат.
По мнению подателя жалобы, справка-расчет, представленная Фондом, не может являться достаточным доказательством обоснованности заявленного размера требования.
Податель жалобы оспаривает довод Фонда о том, что акт от 10.05.2012 по форме Н-1 является основополагающим доказательством для назначения застрахованному лицу обеспечения по страхованию в связи с несчастным случаем, поскольку в этом акте не учтены выводы, сформулированные в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 02.11.2012.
По мнению подателя жалобы, вывод апелляционного суда о том, что размер платежей не может зависеть от наличия или отсутствия вины пострадавшего, противоречит положениям статьи 14 Закона N 125-ФЗ и правилам распределения бремени несения ответственности в рамках деликтных обязательств.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Горохов В.С. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве, произошедшего 24.04.2012 в период работы в ООО "Северо-Западная Газовая Компания" (правопредшественник должника). По заключению МСЭ от 05.11.2015 N 0099943 Горохову В.С. установлено 80% утраты профессиональной трудоспособности, в связи с чем на основании Закона N 125-ФЗ Горохову В.С. установлена ежемесячная страховая выплата, которая с 01.11.2015 по 01.11.2016 составила 44 759,64 руб.
Решением от 31.01.2016 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства.
ФНС обратилась с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по капитализируемым платежам для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве). Согласно расчету Фонда, размер капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) Общества составляет 25 528 496 руб., из которых 21 643 076,33 руб. приходится на обеспечение ежемесячными страховыми выплатами Горохова В.С. и 3 885 419,67 руб. на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию.
В материалы дела ФНС также представлены выписки из акта N 1458.2.47/2015 освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы к справке серии МСЭ-2009 N 0099943 и N 1970 к справке серии МСЭ-2006 N 0959191, заключение врачебной комиссии от 06.11.2015 N 419, приказ от 13.01.2015 N 122-В, приказ от 17.12.2012 N 17011-В, справки-расчеты суммы ежемесячной страховой выплаты Горохову В.С., заявление о предоставлении государственной услуги от 13.12.2012, справки о заработной плате Горохова В.С., акт о несчастном случае на производстве от 10.05.2012, трудовая книжка Горохова В.С.
Суд первой инстанции, признав требование ФНС обоснованным, уменьшил его размер на 25%, удовлетворив требование в размере 19 146 372 руб. ввиду наличия вины застрахованного лица.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и удовлетворил требование ФНС в полном объеме. В постановлении от 26.04.2017 суд апелляционной инстанции указал, что предъявленное требование не персонифицировано и платежи не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным застрахованным лицом, следовательно, размер платежей не зависит от вины пострадавшего и понижающий коэффициент применен необоснованно.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что нормы права применены правильно, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" (далее - Постановление N 57), при рассмотрении дел о банкротстве должников (организаций и индивидуальных предпринимателей), являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, следует учитывать, что порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве, подлежит применению в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона N 125-ФЗ возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных названным Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом в порядке, предусмотренном Законом N 125-ФЗ.
В силу требований подпункта 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Порядок внесения в Фонд капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализированных платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей.
В разделе 1 Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей (далее - Методика), утвержденной постановлением Фонда от 30.07.2001 N 72, указано, что она базируется на применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших. Нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - это специфические для страховщика показатели, которые применяются для расчета стоимости средств в стоимостном выражении. Они разрабатываются страховщиком самостоятельно.
Согласно разделу 2 Методики, капитализированные платежи включают в себя не только ежемесячные страховые выплаты, но и оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.05.2015 по делу N 307-ЭС14-7082, ни страховые взносы, ни капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным работником. Средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний управляет Фонд как специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации (пункты 1 и 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
При этом, как разъяснено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, требование публично-правового образования, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к признанному банкротом должнику-страхователю о выплате капитализированных платежей, основанное на пункте 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди об уплате обязательных платежей; согласия гражданина на предъявление указанного требования уполномоченным органом не требуется (абзац четвертый пункта 3 Постановления N 57 с учетом абзаца второго пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве").
С учетом приведенных правовых норм и их разъяснений, апелляционный суд правомерно указал, что предъявление ФНС требования о включении в реестр требований кредиторов должника суммы капитализированных платежей, исключает его персонификацию, а сами платежи не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным застрахованным лицом, следовательно, размер платежей не может зависеть от наличия или отсутствия вины пострадавшего. Размер капитализированных платежей после предъявления требования в рамках дела о банкротстве не может быть пересмотрен по указанному основанию.
Суд первой инстанции неправомерно истолковал положения статьи 14 Закона N 125-ФЗ, вследствие чего необоснованно применил понижающий коэффициент в размере 25%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 125-ФЗ, если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.
В пункте 27 постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", зарегистрированного в Минюсте России 05.12.2002 N 3999, указано, что в случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в пункте 10 акта формы Н-1 (пункт 9 акта формы Н-1ПС) указывается степень его вины в процентах, определенная лицами, проводившими расследование страхового случая, с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации.
Таким образом, ни Закон N 125-ФЗ, ни принятые во исполнение этого Закона правовые акты не содержат положений, согласно которым объем публичных по своей сути обязательств ликвидируемого должника по уплате капитализированных платежей - одного из источников формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - подлежит изменению в ходе процедуры конкурсного производства или самостоятельно судом при рассмотрении заявления ФНС о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по капитализируемым платежам для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) должника.
Капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения Фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом N 125-ФЗ, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Расчет капитализированных платежей проверен и признан апелляционным судом верным.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены апелляционным судом правильно и нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 по делу N А56-82703/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ГазТеплоСтрой" Александрова Святослава Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.