24 августа 2017 г. |
Дело N А05-10270/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Бурматовой Г.Е.,
рассмотрев 23.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.02.2017 (судья Болотов Б.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 (судьи Потеева А.В., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А05-10270/2016,
установил:
Индивидуальный предприниматель Меньшиков Артем Сергеевич, ОГРНИП 315290100018370, ИНН 290219233440 (далее также - предприниматель), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 163072, г. Архангельск, пр-т. Обводный канал, д. 119, ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142 (далее - Фонд), от 12.09.2016 N 1635 (далее - решение от 12.09.2016) в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением суда первой инстанции от 08.02.2017 заявленные требования предпринимателя удовлетворены: решение Фонда от 12.09.2016 признано недействительным. Также с Фонда в пользу Меньшикова А.С. взыскано 300 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 02.05.2017 решение от 08.02.2017 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение ими норм материального права, просит отменить решение от 08.02.2017 и постановление от 02.05.2017.
По мнению подателя жалобы, суды в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 N 534 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области" (далее - постановление N 534) необоснованно признали подлежащим применению заявителем районный коэффициент в размере 1,25, установленный постановлением администрации Новосибирской области от 20.11.1995 N 474 "О введении повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории области" (далее - постановление администрации N 474), вместо коэффициента 1,2. Также Фонд указывает, что расчетным периодом при исчислении спорных пособий по временной нетрудоспособности являлись 2014-2015 годы, в то время как, выплата заработной платы работникам, которым они исчислялись с коэффициентом 1,25, производилась только с 2016 года (с момента заключения трудового договора), то есть без формирования соответствующей базы для уплаты страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а приведенные Фондом доводы несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Меньшиков А.С. 04.08.2016 обратился в Фонд с заявлением о выделении средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 103 341 руб. 54 коп., что послужило основанием для проведения Фондом камеральной проверки правильности и обоснованности несения предпринимателем расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 6 месяцев 2016 года.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 05.08.2016 N 1635 с/с (том 1 л.д. 15-18), на основании которого, в отсутствие письменных возражений предпринимателя, вынесено решение от 12.09.2016 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 1 000 руб. 01 коп. с доначислением заявителю страховых взносов в сумме 29 руб. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Также предпринимателю предписано произвести корректировку в бухгалтерском учете и отразить в расчете по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2016 года сумму не принятых к зачету расходов на цели обязательного социального страхования в сумме 1 000 руб. 01 коп. (том 1 л.д. 12-14).
Основанием для вынесения Фондом оспариваемого решения явилось применение предпринимателем при выплате пособий районного коэффициента 1,25, установленного постановлением администрации N 474, при исчислении единовременного пособия при рождении ребенка и при оплате листков нетрудоспособности работникам Вышарь Марии Сергеевне, Орман Наталье Юрьевне и Вахрушевой Инне Сергеевне, а не коэффициента 1,2, предусмотренного постановлением N 534.
Не согласившись с решением Фонда от 12.09.2016, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление Меньшикова А.С., признали не противоречащими законодательству его доводы о правомерности применения в спорной ситуации районного коэффициента в размере 1,25.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Отношения, связанные с порядком исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В силу части 2 данной статьи Закона в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (за период по 31.12.2016 включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017).
В соответствии с частью 1 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 этого Закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, когда выплата производится за счет средств страхователя.
Согласно части 2 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются данным Федеральным законом и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
Статьей 5 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, в случае если застрахованное лицо в расчетные периоды не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В статье 316 ТК РФ предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 17 постановления N 534 на территории Новосибирской области с учетом ее природно-климатических условий с 01.01.1996 введен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,2, при этом источник финансирования повышенного районного коэффициента не определен.
При этом Администрация Новосибирской области на период стабилизации социально-экономической ситуации в области была наделена правом увеличивать в отдельных административных образованиях выплаты по районному коэффициенту на 50 процентов с учетом уровня жизни населения.
Главой администрации Новосибирской области во исполнение указанного нормативного акта принято постановление администрации N 474, согласно которому с 01.01.1996 на территории Новосибирской области установлен единый районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25, что Фондом не опровергалось и не оспаривалось.
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом приведенных нормативных правовых актов, пришли к обоснованному выводу о том, что в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежал применению на всей территории Новосибирской области в размере 1,25, а следовательно, предпринимателем не было допущено нарушений при исчислении пособий своим работникам.
Ссылку Фонда в доводах кассационной жалобы на то, что расчетным периодом при исчислении спорных пособий по временной нетрудоспособности являлись 2014-2015 годы, в то время как, выплата заработной платы работникам, которым они исчислялись с коэффициентом 1,25, производилась только с 2016 года, то есть без соответствующего формирования базы для уплаты страховых взносов, суд кассационной инстанции считает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для принятия Фондом оспариваемого решения от 12.09.2016.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Фонда, выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Фонда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.02.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по делу N А05-10270/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.