31 августа 2017 г. |
Дело N А44-9066/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 28.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09.02.2017 (судья Ильюшина Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А44-9066/2016,
установил:
Государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 173009, город Великий Новгород, Псковская улица, дом 15, ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением об оспаривании пункта 2 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (место нахождения: 173007, город Великий Новгород, Прусская улица, дом 10/12, ОГРН 1045300290947, ИНН 5321100197; далее - Отдел) от 08.11.2016 N 64/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 09.02.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы полагает, что в нормативных актах по пожарной безопасности, нарушение которых ему вменяется, отсутствуют требования об оборудовании системой оповещения людей о пожаре отдельных помещений, такие требования распространяются только на административные здания, сооружения и строения в целом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от 10.05.2016 N 9, заключенного с администрацией Любытинского муниципального района, нежилое помещение площадью 23,1 кв.м, расположенное на первом этаже двухэтажного кирпичного административного здания дома N 4 по Боровичской улице в поселке Любытино Новгородской области, передано Учреждению во временное владение и пользование для использования под офис.
На основании распоряжения от 31.10.2016 N 64 Отделом проведена плановая выездная проверка указанного помещения на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения статей 54, 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 16 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009), пункта 15 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03)", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03), выразившиеся в том, что спорное помещение не оборудовано системой оповещения людей о пожаре (акт от 08.11.2016 N 64).
Учреждению выдано предписание от 08.11.2016 N 64/1/1 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2017.
Учреждение оспорило пункт 2 названного предписания (помещение не оборудовано системой оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями норм) в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказали, установив, что пункт 2 оспариваемого предписания соответствует действующим в сфере пожарной безопасности законодательным требованиям.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нормативными документами по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (часть 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Закона.
Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности установлены в статье 6 Закона N 123-ФЗ, из пункта 2 части 1 которой следует, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности, в частности в СП 3.13130.2009.
Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях установлены НПБ 104-03, из пункта 15 таблицы 2 которых следует, что учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что занимаемое Учреждением встроенное нежилое помещение площадью 23,1 кв.м расположено на первом этаже двухэтажного кирпичного административного здания, которое подлежит (как в целом так и в отдельных помещениях) исходя из пункта 15 таблицы 2 НПБ 104-03 и пункта 16 таблицы 2 СП 3.13130.2009 оборудованию системой оповещения людей о пожаре.
При этом выводы судебных инстанции о том, что оборудование помещения системой оповещения людей о пожаре относится к мероприятиям, связанным с эксплуатацией помещения, и Отдел правомерно определил Учреждение лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности, согласуются с положениями статей 37, 38 Закона N 69-ФЗ, обстоятельствами настоящего дела. Так, пунктами 5.2.2 и 5.3 договора аренды от 10.05.2016 N 9 предусмотрено, что арендатор для поддержания имущества, его конструктивных элементов и оборудования в исправном состоянии за свой счет осуществляет техническое обслуживание находящихся в помещении инженерных систем и оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и нормативными документами, а также имеет право проводить улучшения имущества.
При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судебных инстанций о наличии у Отдела правовых и фактических оснований для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09.02.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по делу N А44-9066/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.