07 сентября 2017 г. |
Дело N А26-2827/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О.,
рассмотрев 31.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.09.2016 (судья Дружинина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 (судьи Барканова Я.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А26-2827/2016,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет" место нахождения:105037, г. Москва, Заводской проезд, д.15, помещение 1, комната 2 ОГРН 1137746551678, ИНН 7719849163 (далее - ООО "Приоритет", Общество) о взыскании 14 746 руб. 03 коп. задолженности по арендной плате в части, превышающей минимальный размер арендной платы, по сроку платежа на 15.02.2016, а также 315 руб. 03 коп. пеней за просрочку платежа за период с 16.02.2016 по 28.03.2016.
Решением от 05.09.2016 суд отказал в удовлетворении иска.
Постановлением от 08.12.2016 суд апелляционной инстанции оставил решение от 05.09.2016 без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение по делу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.04.2017 приостановлено производство по вышеуказанной кассационной жалобе Министерства до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А26-6186/2015.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2017 N 307-ЭС16-20174 по делу N А26-6186/2015 отказано в передаче кассационной жалобы Министерства для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.08.2017 назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе Министерства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2016 и постановления Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 по делу N А26-3422/2015 и о возможности ее рассмотрения в то же судебном заседании.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.08.2017 Арбитражный суд Северо-Западного округа возобновил производство по кассационной жалобе Министерства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.09.2016 и постановления Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А26-3422/2015.
Министерство и Общество, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в него не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом ходатайства Общества о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
На основании Указа Главы Республики Карелия от 15.10.2007 N 135 Государственный комитет Республики Карелия по лесу преобразован в Министерство лесного комплекса Республики Карелия.
Пунктом 5 данного Указа установлено, что Министерства и Государственные комитеты Республики Карелия, которым переданы или на которые возложены функции преобразуемых органов исполнительной власти Республики Карелия, являются их правопреемниками.
Постановлением правительства Республики Карелия от 04.09.2010 N 177-П Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. Пунктом 5 данного постановления установлено, что возникшие в результате преобразования органы исполнительной власти Республики Карелия являются правопреемниками преобразованных органов исполнительной власти Республики Карелия.
Предметом настоящего спора являются обязательства сторон, возникшие из договора аренды от 07.12.2007, заключенного между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник Истца, арендодатель) и ЗАО "Приоритет" (правопредшественник Ответчика, арендатор) в отношении лесного участка площадью 11 235 га, расположенного в границах территории, отраженных в Приложениях N 1 и 2 к договору, предоставленного в целях заготовки древесины на срок по 06.12.2031.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора. В соответствии с пунктом 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,4 (повышающий конкурсный коэффициент, установленный конкурсной комиссией).
В соответствии с пунктом 2.2 договора арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
Согласно пункту 3.4.10 договора арендатор обязался с 2008 года полностью осваивать установленный проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктом 4.3 в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
В соответствии с приложением к договору N 4 на 2016 год, неподписанным арендатором, годовой размер арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет, установлен в сумме 273 850 руб., в бюджет Республики Карелия - в сумме 109 540 руб., исходя из годового объема разрешенного использования лесов (ежегодного допустимого объема изъятия древесины) в соответствии с пунктом 1.4 договора, Приложением N 3 к договору и Проектом освоения лесов - в размере 5 500 кбм., а также с применением средних ставок, выведенных по результатам уточненного расчета арендной платы за 2015 год и повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 2.1 договора.
Годовая арендная плата на конец года подлежит уточнению:
1) на основании объемов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310);
2) в случае подачи лесных деклараций в течение года на объем, меньший установленного договором ежегодного объема использования лесов, арендная плата на не заявленный в установленном порядке объем использования лесов рассчитывается и взимается, исходя из средних ставок на 1 куб. м по хозяйствам за 2016 год. Окончательный расчет производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением.
Ссылаясь на то, что у Общества имеется задолженность по арендной плате по сроку оплаты на 15.02.1016, исчисленная истцом по средним ставкам платы, исходя из пропорционального спорному периоду объема лесозаготовки, установленного пунктом 2.2 договора, Приложением N 3 к договору и Проектом освоения лесов, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения иска.
Апелляционная инстанция повторно рассмотрела дело, исследовала и оценила имеющиеся в деле доказательства, доводы участников спора, согласилась с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее- ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы). При этом определение размера арендной платы возможно при наличии информации о лесном фонде, подлежащем рубке, в связи с чем применение усредненных ставок платы за древесину не представляется обоснованным.
Как правомерно указал апелляционный суд, содержащаяся в части 2 статьи 73 ЛК РФ норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
Следует признать обоснованным и вывод суда апелляционной инстанции о том, что в отличие от предусмотренного пунктом 2.1 договора повышающего конкурсного коэффициента, предлагаемые Министерством средние ставки не могут рассматриваться как элемент арендной платы, закрепленный в договоре по результатам торгов.
Как указали стороны в пункте 2.1 договора аренды лесного участка, размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендованном лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов.
Поскольку по сроку на 15.02.2016 Обществом не были представлены лесные декларации на изъятие лесного ресурса, таким образом по сроку на 15.02.2016 не имеется оснований для взыскания арендной платы и соответствующих пеней.
В рассматриваемой ситуации расчет Министерством взыскиваемой арендной платы за недоосвоенный объем по средним ставкам не согласуется ни с законом, ни с договором.
Договор содержит обязательство арендатора по 100% освоению расчетной лесосеки. Способом его обеспечения является договорная неустойка в размере 100 МРОТ. Незначительность суммы неустойки не может являться обоснованием для начисления арендной платы за не изъятую древесину с нарушением части 2 статьи 73 ЛК РФ и Постановления N 310. Законный интерес арендодателя в полном освоении арендатором расчетной лесосеки может быть защищен и иным способом, если нарушение этого условия договора является существенным.
Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Выводы судов соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А26-2827/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.