02 октября 2017 г. |
Дело N А66-13632/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от администрации города Твери Родина Н.Н. (доверенность от 17.09.2015 N 25), от общества с ограниченной ответственностью "ЮККА" Ладоши Д.И. (доверенность от 14.11.2016 N 156), от Департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери Родина Н.Н. (доверенность от 23.03.2017 N 22/5-Д),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮККА" на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.03.2017 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-13632/2016,
установил:
Администрация города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЮККА", место нахождения: 170019, Тверская обл., г. Тверь, ул. Маяковского, д. 33, пом. 63, ОГРН 1066901002849, ИНН 6901094171 (далее - Общество), об обязании освободить земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0100169:42, 69:40:0100169:46, 69:40:0100169:1, занимаемые территорией ярмарки по адресу: Тверская обл., г. Тверь, Хрустальная ул., напротив дома N 10, от конструкций и оборудования своими силами и за свой счет в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда; в случае неисполнения ответчиком в установленный десятидневный срок решения суда предоставить Администрации возможность своими силами освободить земельные участки с последующим возмещением Обществом затраченных денежных средств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент потребительского рынка и рекламы администрации города Твери, место нахождения: 170001, Тверская обл., г. Тверь, пр. Калинина, д. 62, ОГРН 1146952016738, ИНН 6950186298 (далее - Департамент рынка и рекламы); Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057 (далее - Департамент управления имуществом).
Решением от 20.03.2017 иск удовлетворен.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, поскольку конкурсной документацией не определялись конкретные земельные участки для размещения ярмарки, неясно, каким образом истец установил, что нестационарный торговый объект находится на конкретных участках; Администрация является ненадлежащим истцом по настоящему делу; суд первой инстанции необоснованно отказал в объединении настоящего дела с делом N А66-197/2017, в рамках которого Общество заявило требование к Департаменту рынка и рекламы и Администрации о возмещении убытков, а также незаконно возвратил встречное исковое заявление Общества; в нарушение статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации суды удовлетворили требование Администрации об освобождении земельных участков, заявленное как последствие недействительности договора, без разрешения вопроса о возмещении Обществу затрат, связанных с организацией и проведением ярмарки, оборудованием торговых мест; поскольку признание недействительными итогов конкурса является следствием его неправильной организации Департаментом рынка и рекламы, на последнего или на Администрацию и должна быть возложена обязанность снести за свой счет ярмарку по спорному адресу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Администрации и Департамента рынка и рекламы (в одном лице) против удовлетворения жалобы возражал, считая правильными выводы судов об обязании ответчика освободить земельные участки, занимаемые без правовых оснований.
Департамент управления имуществом о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 24.02.2015 N 195 "Об организации ярмарок на территории города Твери" создана конкурсная комиссия по конкурсному отбору администраторов ярмарок на территории города Твери и утвержден ее состав; утвержден перечень территорий города Твери, на которых возможна организация ярмарок (далее - Перечень); Департамент благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери (впоследствии переименован в Департамент рынка и рекламы, далее также Департамент рынка и рекламы) уполномочен на организацию открытых конкурсов по конкурсному отбору администраторов ярмарок на территории города Твери.
В Перечень включена ярмарочная территория по адресу: г. Тверь, Хрустальная ул., напротив дома N 10.
На основании названного постановления Администрации Департамент рынка и рекламы 16.04.2015 провел конкурсный отбор администраторов ярмарок на территории города Твери по восьми ярмарочным территориям.
В соответствии с решением конкурсной комиссии от 16.04.2015 Департамент рынка и рекламы и Общество, признанное победителем конкурса по соответствующей ярмарочной территории, заключили договор от 28.04.2015 N 5 о предоставлении права исполнять обязанности администратора ярмарки по адресу: г. Тверь, Хрустальная ул., напротив дома N 10 на срок с 06.05.2015 по 06.05.2018.
Согласно пункту 2.2.2 договора Общество выполняет работы по организации ярмарки и оборудованию торговых мест в течение 15 дней после подписания договора.
Пунктом 2.2.13 указанного договора предусмотрена обязанность Общества освободить занимаемую территорию от конструкций и оборудования в течение десяти дней после окончания права исполнять обязанности администратора ярмарки или в случае досрочного расторжения договора по инициативе Департамента рынка и рекламы в соответствии с разделом 4 договора.
Постановлением Администрации от 15.05.2015 N 674 Обществу предоставлено право исполнять обязанности администратора ярмарок по трем адресам в городе Твери, в том числе по Хрустальной улице, напротив дома N 10 в соответствии с договором от 28.04.2015 N 5 (пункт 1 постановления).
Вступившим в законную силу 21.01.2016 решением Арбитражного суда Тверской области от 29.09.2015 по делу N А66-7064/2015 по иску одного из участников конкурса признаны недействительными итоги конкурса по выбору администраторов ярмарочных территорий, в том числе территории по спорному адресу, и договор от 28.04.2015 N 5 с прекращением его действия на будущее время в неисполненной части.
Постановлением Администрации от 20.06.2016 N 1035 во исполнение названного решения арбитражного суда признан утратившим силу пункт 1 постановления от 15.05.2015 N 674.
В ходе проведенного 25.10.2016 обследования земельного участка по Хрустальной улице, напротив дома N 10, в границах которого расположена ярмарочная территория, установлено следующее. На землях кадастрового квартала 69:40:0100169 в 34,6 метра к югу от дома N 10 по Хрустальной улице возведено нестационарное строение площадью 570 кв. м, представляющее собой металлический каркас со стеклопакетами, используемое для размещения торговых точек, часть из которых представляет собой обособленные помещения, а часть - торговые развалы. Строение расположено на трех земельных участках:
- площадью 1584 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100169:42, относящемся к государственной собственности до ее разграничения, с разрешенным использованием "под мини-рынок";
- площадью 223 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100169:46, находящемся в государственной собственности до ее разграничения и относящемся к свободным землям городской застройки;
- площадью 5396 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100169:1, находящемся в собственности муниципального образования "город Тверь", с разрешенным использованием "под разворотное кольцо трамвая".
По результатам обследования составлен акт от 25.10.2016.
Департамент рынка и рекламы направил в адрес Общества претензию от 25.10.2016 N 01/6613, в которой предложил освободить земельные участки от конструкций и оборудования в добровольном порядке.
Администрация, ссылаясь на то, что Общество в добровольном порядке не освободило земельные участки, правовые основания для использования которых у него отсутствуют, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, установив, что договор от 28.04.2015 N 5, во исполнение которого Общество разместило на соответствующей территории нестационарный торговый объект, признан недействительным вступившим в законную силу решением суда, однако территорию, фактически включающую три земельных участка, Общество не освободило, правомерно в соответствии со статьями 8, 264, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили заявленные требования.
Довод ответчика об отсутствии у Администрации права на предъявление настоящего иска обоснованно отклонен судами со ссылкой на статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Ссылка подателя жалобы на неразрешение судами вопроса относительно возмещения Обществу произведенных им в связи с организацией ярмарки затрат, что не соответствует, по мнению ответчика, положениям статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей при недействительности сделки применение двусторонней реституции, отклоняется судом кассационной инстанции. Указанный вопрос разрешается по иску Общества в рамках другого арбитражного дела (N А66-197/2017), и результат его разрешения не влияет на обязанность Общества освободить ярмарочную территорию по спорному адресу.
Достаточных правовых оснований для возложения на органы местного самоуправления затрат по освобождению ярмарочной территории от находящегося на нем нестационарного торгового объекта судами в рамках настоящего дела не установлено.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными и не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.03.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по делу N А66-13632/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮККА" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.