09 октября 2017 г. |
Дело N А26-1441/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Бурматовой Г.Е., Васильевой Е.С.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) Каратай М.М. (доверенность от 14.04.2017 N 16), от общества с ограниченной ответственностью "Жилтехсервис 2" Четчуевой М.М. (доверенность от 03.02.2017 без номера),
рассмотрев 04.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилтехсервис 2" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2017 (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-1441/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилтехсервис 2", место нахождения: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Машезерская ул. (Голиковка р-н), д. 40, ОГРН 1071001004007, ИНН 1001188068 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), место нахождения: 185011, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Лыжная ул. (Кукковка р-н), д. 2-Б, ОГРН 1161001054070, ИНН 1001309749 (далее - Фонд), от 20.01.2017 N 3 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение N 3).
Решением суда первой инстанции от 14.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.07.2017, заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.04.2017 и постановление от 04.07.2017 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Как указывает податель жалобы, суды необоснованно не приняли во внимание то, что к уплачиваемым Обществом страховым взносам не должен применяться пониженный тариф, поскольку Общество, применяя упрощенную систему налогообложения, осуществляло деятельность, предусмотренную ОКВЭД класс 90.00.3 "Уборка территории и аналогичная деятельность", доходы от которой составили в спорном периоде сумму менее 70% от общей суммы доходов страхователя, рассчитанной в соответствии с положениями статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы часть доходов от осуществляемой Общество деятельности не подпадало под указанную им классификацию, а поэтом не подлежало обложению страховыми взносами по пониженному тарифу.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки в отношении правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 Фондом составлен акт от 25.11.2016 N 199 (том 1 л.д. 26-38). Из акта следует, что Общество необоснованно применяло в проверяемый период пониженный тариф уплаты страховых взносов, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в отношении деятельности по содержанию и очистке мусоропроводов в жилых домах, что привело к неполной уплате страховых взносов за 2013-2015 годы.
Рассмотрев акт от 25.11.2016 и представленные Обществом документы и возражения, Фонд принял решение N 3 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ (том 1 л.д.65-76) в виде взыскания штрафа в размере 169 869 руб. 46 коп.
Названным решением Обществу также предложено перечислить в добровольном порядке недоимку по страховым взносам в размере 1 209 824 руб. 18 коп. и 164 610 руб. 35 коп. пеней.
Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод Фонда о том, что фактически в проверяемый период Общество осуществляло экономическую деятельность по коду ОКВЭД по подгруппе 90.00.3 "Уборка территории и аналогичная деятельность", а также по группе 45.42 "Производство столярных и плотничных работ" лишь в отношении той части деятельности, общий доход от которых составил менее 70% от общего объема доходов Общества.
Не согласившись с решением Фонда N 3, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Общество обоснованно применяло пониженный тариф при исчислении страховых взносов в отношении дохода от спорных работ, признали решение Фонда в оспариваемой части недействительным.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает в силу следующего.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Размеры тарифов страховых взносов на единицу измерения базы для начисления страховых взносов установлены статьей 12 указанного Закона.
Частью 2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в 2011 - 2027 годах.
В соответствии с подпунктом "ш" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90.0).
Пониженные тарифы страховых взносов для данных плательщиков установлены частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 указанного Кодекса и внереализационные доходы, определяемые согласно статье 250 НК РФ. При установлении объекта налогообложения не учитываются доходы, названные в статье 251 НК РФ.
В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация лишается права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке (часть 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 19.02.2007 с регистрационным номером 1071001004007, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена соответствующая запись. В проверяемом периоде Общество применяло упрощенную систему налогообложения и до 25.01.2016 определяло основным видом своей экономической деятельности "Управление недвижимым имуществом" (код ОКВЭД 70.32), а после этой даты - "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность" (код по ОКВЭД 90.00).
Суды первой и апелляционной инстанций, определили, что фактически разногласия сторон сводятся к отнесению отдельных видов работ (содержание и очистка мусоропроводов), от выполнения которых Обществом получен доход, к определенному виду экономической деятельности - "Уборка территории и аналогичная деятельность" группировка 90.00.3 и с учетом которых доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду экономической деятельности составила более 70% в общем объеме доходов.
Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" предусмотрено, что группировка 90.00 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность" включает в себя: 90.00.1 "Удаление и обработка сточных вод" и 90.00.2 "Удаление и обработка твердых отходов", а также 90.00.3 "Уборка территории и аналогичная деятельность".
Описание группировки 90.00.2 в редакции, действовавшей в спорный период, включает в себя сбор мусора, хлама, отбросов и отходов; сбор и удаление строительного мусора; уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов; обработка и уничтожение опасных отходов, включая очистку загрязненной почвы; захоронение радиоактивных отходов; описание группировки 90.00.3, включало: сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз; подметание и поливку улиц, дорог, мест стоянки автотранспортных средств и т.п.; очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах и т.п., в том числе посыпание песком или солью.
Представив в Фонд расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за спорный период, Общество определило долю дохода по виду деятельности с кодом ОКВЭД 90.00.3 - "Уборка территории и аналогичная деятельность" в размере более 70%.
Фонд при вынесении оспариваемого решения исходил из того, что согласно представленным расчетам по форме РСВ-1 за 2013, 2014 и 2015 годы, договорам и дополнительным соглашениям к ним, актам оказанных услуг, платежным поручениями, учетной политике Общества, книгам учета доходов и расходов, штатному расписанию, трудовым договорам, должностным инструкциям и аттестационным документам доход от осуществляемой деятельности по коду ОКВЭД 90.00.3, напротив, составил менее 70% от общего дохода Общества в спорный период, что лишало Общества права применять пониженный страховой тариф.
Судами первой и апелляционной инстанций, исследовавшими представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установлено, что по условиям заключенных Обществом договоров с обществом с ограниченной ответственностью "Триал" (заказчик, управляющая организация) от 30.12.2011 N 1/С (том 1 л.д. 77-104), от 30.06.2015 N 1/С-2015 (том 1 л.д. 132-140), и с обществом с ограниченной ответственностью "УК "Триал" от 30.05.2013 N 2/С-УК (том 2 л.д. 18-34) и от 30.06.2015 N 1/С-2015УК (том 2 л.д. 44-52), исполнителем оказывались заказчикам услуги по надлежащему санитарному содержанию мест общего пользования многоквартирных домов, работы по санитарному содержанию придомовых территорий, благоустройство придомовых территорий, уход за зелеными насаждениями, перечень и состав которых приведен в Приложениях N 2 к указанным договорам.
Согласно данным приложениям объем выполняемых Обществом работ включал в себя: работы по эксплуатации мусоропровода (уборка мусора из камер, мойка мусоропровода, очистка и дезинфекция элементов и ствола мусоропровода) и работы по санитарному содержанию придомовой территории (подметание и уборка асфальтовых покрытий, газонов, грунтов, отмосток, скос травы, кустов, уборка снега, подсыпка кустов, сколка льда, уборка междворовых проездов, очистка дворовых территорий).
При этом судом первой инстанции установлено и подтверждено судом апелляционной инстанции, что выполняемые Обществом работы по благоустройству придомовой территории соответствуют виду деятельности, предусмотренному ОКВЭД 029-2001 - по классу 90 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность", включавшему одноименную группу 90.00 и подгруппы 90.00.2 и 90.00.3, а также ОК 029-2007 - по классу 90 "Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность" и подгруппу 90.02 и 90.03, поскольку поименованный в них перечень деятельности по сбору отходов потребления в мусорные баки, баки на колесах, контейнеры, а также по сбору мусора из мусорных урн не является исчерпывающим. Кроме того этот перечень подразумевает осуществление и прочей деятельности по специализированному контролю за загрязнениями, не включенную в другие группировки.
В оспариваемом решении Фонда не определено, к какому виду экономической деятельности, кроме как к ОКВЭД 029-2001 - по классу 90 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность", должны были относиться фактически осуществляемые Обществом работы по содержанию и очистке мусоропроводов в жилых домах.
При этом судами установлено и материалами дела подтверждается, что доля доходов от реализации оказанных услуг по видам деятельности, подпадающим под ОКВЭД 90.00.3, в 2013 году составила 87,92%, в 2014 году - 87,24%, в 2015 году - 88,18%, что составляет более 70% в общем объеме доходов за указанные периоды.
Поскольку размер выручки Общества от деятельности, относящейся к коду ОКВЭД по классу 90.0, превысил 70% от общего дохода Общества в спорный период, суды признали правомерным применение им пониженного страхового тарифа по подпункту "ш" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, в связи с чем признали решение N 3 в части привлечения Общества к ответственности и доначисления спорных сумм страховых взносов и пеней по данному основанию недействительным.
Приведенные в жалобе доводы Фонда не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, так как не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права, а по сути сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Фонда не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 по делу N А26-1441/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.