25 октября 2017 г. |
Дело N А42-992/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 25.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.05.2017 (судья Кабикова Е.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 (судьи Горбачева О.В., Згурская М.Л., Лущаев С.В.) по делу N А42-992/2017,
установил:
Акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка", ОГРН 1082902002677, место нахождения: проезд Машиностроителей, дом 12, город Северодвинск, Архангельская область, 164509, (далее - Общество) в лице филиала "Судоремонтный завод "Нерпа", адрес филиала: город Снежногорск-2, Мурманская область, 184682, обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ОГРН 1025100836166, место нахождения: проспект Кольский, дом 156, город Мурманск, 183050, (далее - Фонд) в лице Филиала N 1 о признании недействительными решений:
- от 09.12.2016 N 336 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 22 001 руб. 47 коп.;
- от 09.12.2016 N 336 осв о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания недоимки в размере 690 руб. 49 коп., обязав МРО ФСС вернуть АО "ЦС "Звездочка" оплаченную по требованию N 336 от 27.12.2016 сумму недоимки, пени, штрафа пропорционально удовлетворенным требованиям;
- от 09.12.2016 N 336 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части взыскания недоимки в размере 185 руб. 93 коп., обязав МРО ФСС вернуть АО "ЦС "Звездочка" оплаченную по требованию N 336 от 27.12.2016 сумму недоимки, пени, штрафа пропорционально удовлетворенным требованиям.
Решением суда первой инстанции от 02.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.07.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно применило районный коэффициент не к пособию, а к минимальному размеру оплаты труда.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения директора Филиала N 1 Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.09.2016 N 336н/с в период с 19.09.2016 по 14.10.2016 Фондом проведена документальная выездная проверка заявителя по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 17.11.2016 N 336 "н/с", на основании которого, с учетом письменных возражений заявителя N 872-0045-2806, вынесено решение от 09.12.2016 N 336 о привлечении заявителя к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 93 руб. 90 коп.
Одновременно указанным решением заявителю предложено перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 469 руб. 48 коп., пени в сумме 4 248 руб. 23 коп. и штрафные санкции в сумме 93 руб. 90 коп., а также отразить в бухгалтерском учете и расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам (Форма 4-ФСС РФ) недоимку по страховым взносам, в том числе не принятые к зачету расходы.
Фондом выставлено требование от 09.12.2016 N 336 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, проведении корректировки расходов путем отражения не принятых к зачету расходов в отчетности за период с 01.10.2016 по 31.12.2016 в сумме 57 904 руб. 65 коп.
На основании решения директора Филиала N 1 Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.09.2016 N 336 осв в период с 19.09.2016 по 14.10.2016 Фондом проведена выездная плановая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 17.11.2016 N 336 осв, на основании которого, с учетом письменных возражений заявителя N 872-0045-2806, вынесено решение от 09.12.2016 N 336 осв о привлечении заявителя к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 353 руб. 17 коп.
Одновременно указанным решением заявителю начислены пени в сумме 969 руб. 96 коп., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1 765 руб. 87 коп., штраф в сумме 353 руб. 17 коп. и пени в сумме 969 руб. 96 коп.
На основании решения директора Филиала N 1 Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.09.2016 N 336 осс в период с 19.09.2016 по 14.10.2016 Фондом проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 17.11.2016 N 336 осс, на основании которого, с учетом письменных возражений заявителя N 872-0045-2806, вынесено решение от 09.12.2016 N 336 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных заявителем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 57 904 руб. 65 коп.
Одновременно указанным решением заявителю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 57 904 руб. 65 коп. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.10.2016 по 31.12.2016.
Фондом выставлено требование от 27.12.2016 N 336 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование в общей сумме 7 900 руб. 61 коп. в срок до 09.01.2017.
Суммы недоимки, пени и штрафов, указанные в требовании от 27.12.2016 N 336 заявителем уплачены.
Не согласившись с решениями Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявление Общества, правомерно руководствуясь следующим.
В силу статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен в статье 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ), а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В пункте 11.1 Положения N 375 также определено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 ТК РФ).
Как следует из оспариваемых решений, основанием для непринятия соответствующих расходов Общества к зачету и для начисления на указанные суммы страховых взносов послужило то, что среднедневной размер пособия Общество рассчитало исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ), увеличенного на районный коэффициент. По мнению Фонда, районный коэффициент следует применять к уже начисленному размеру пособия - на него нужно умножать исчисленную сумму пособия.
Данные доводы Фонда рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены, поскольку районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия - исчислении среднего дневного заработка, в связи с чем при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 309-КГ15-6058 по делу N А50-13767/2014 и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 N ВАС-5881/14 по делу N 27-8955/2013.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 по делу N А42-992/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.