02 ноября 2017 г. |
Дело N А13-222/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Боголюбовой Е.В., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 31.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента городского хозяйства администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.04.2017 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А13-222/2017,
установил:
Департамент городского хозяйства администрации города Вологды, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. М. Ульяновой, д. 6А, ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Магистраль", место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 32, кв. 27, ОГРН 1103525014449, ИНН 3525248053 (далее - Общество), о взыскании 774 968 руб. 21 коп. в возмещение ущерба в порядке регресса.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Город Вологда" "Вологдазеленстрой", место нахождения: 160014, г. Вологда, ул. Мудрова, д. 40, ОГРН 1023500879192, ИНН 3525010653.
Решением суда первой инстанции от 24.04.2017, иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Департамента взыскано 603 045 руб. 95 коп. в возмещение убытков, в остальной части в иске отказано; с Общества в доход федерального бюджета взыскано 14 395 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанными судебными актами, Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить обжалуемые решение и постановление в части отказа в иске, иск удовлетворить полностью.
По мнению подателя жалобы, поскольку в связи с назначением в рамках гражданских дел N 2-2/2016 и 2-13224/2015 автотовароведческих экспертиз, по результатам которых сумма ущерба, причиненного транспортным средствам истцов, была уменьшена, Департамент понес соответствующие расходы, то вывод судов о том, что поведение Департамента способствовало увеличению расходов безоснователен.
Стороны и третье лицо надлежаще уведомлены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждено материалами дела, 24.12.2014 Департамент (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили муниципальный контракт N 80, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по содержанию и текущему ремонту территорий общего пользования в г. Вологде и селе Молочное г. Вологды.
Департамент (заказчик) и Общество (подрядчик) 19.06.2015 заключили муниципальный контракт N 54, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети в г. Вологде и селе Молочное г. Вологды.
Согласно подпункту 2.4.5 контракта N 54, подпункту 2.4.6 контракта N 80 подрядчик обязался провести ямочный ремонт и благоустройство, при этом покрытие проезжей части не должно содержать просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью; качество проводимых работ и используемых материалов должно подтверждаться протоколом испытаний.
Подрядчик несет прямую ответственность за качество и сроки работ, выполняемых как собственными силами, так и силами субподрядных организаций (пункт 2.4.12 контракта N 54, пункт 2.4.16 контракта N 80).
Согласно пункту 7.7 контракта N 54, пункту 6.8 контракта N 80 подрядчик несет ответственность за возмещение ущерба третьей стороне, если ущерб возник по вине подрядчика.
Вступившими в законную силу судебными актами по гражданским делам N 2-2188/2015, 2-1361/15, 2-1532/15, 2-2339/15, 2-1424/15, 2-2351/15, 2-2116/15, 2-2378/15, 2-677/15, 2-2093/15, 2-1877/15, 2-1859/15, 2-3012/15, 2-45/16, 2-11017/2015, 2-83/16, 2-87/16, 2-2174/2015, 2-2/2016, 2-287/2016, 2-13224/2015, 2-215/16, 2-11/15, 2-134/16, 2-316/2015 с Департамента взыскано в общей сложности 576 522 руб. 19 коп. в возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), произошедших из-за ненадлежащего содержания подрядчиком покрытия автомобильных дорог, выразившегося в несвоевременной заделке выбоин (проведения ямочного ремонта) в дорожном полотне улиц в местах ДТП.
Согласно представленным в дело платежным поручениям Департамент выплатил взыскателям суммы ущерба.
В направленных Обществу претензиях от 22.11.2016, от 25.11.2016 Департамент в порядке регресса потребовал возместить причиненный ущерб.
Неисполнение указанного требования в добровольном порядке послужило поводом для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав обоснованным предъявление ко взысканию ущерба в сумме 603 045 руб. 95 коп., причиненного автомобилям в результате наезда на выбоины в дорожном полотне, частично удовлетворил иск.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 5 части 1 статьи 16) и от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 6 статьи 3, статья 13) на органы местного самоуправления возложены полномочия по осуществлению дорожной деятельности, в том числе ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения.
Вступившими в законную силу судебными актами мировых судей и судов общей юрисдикции установлены наличие и размер понесенного потерпевшими ущерба, а также причинно-следственная связь между бездействием в части содержания дорог, повлекшим возникновение дорожной выбоины, и причиненным ущербом (статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее -ГК РФ).
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
При рассмотрении настоящего дела суды двух инстанций установили ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по контрактам и пришли к выводу о правомерности заявленных требований в части взыскания 603 045 руб. 95 коп. в возмещение убытков. В этой части судебные акты не оспариваются.
Департамент не согласен с судебными актами в части отказа во взыскании убытков, понесенных им при рассмотрении мировыми судьями и судами общей юрисдикции гражданских дел, в виде судебных расходов на проведение автотовароведческих экспертиз.
Суды отказали в удовлетворении иска в этой части, так как пришли к правильному выводу о том, что судебные расходы, взысканные с Департамента в пользу истцов в рамках названных выше дел, не связаны с действиями Общества по ненадлежащему выполнению работ по контрактам, не находятся в причинной связи с допущенным ответчиком нарушением обязательств по контрактам, а потому не подлежат взысканию в качестве убытков.
Суд первой инстанции, проанализировав процессуальные действия Департамента в рамках названных дел, пришел к выводу о том, что Департамент, как муниципальный орган, ответственный за надлежащее состояние улично-дорожной сети, способствовал увеличению своих убытков, доказывая, что не является надлежащим ответчиком, не приняв мер к мирному урегулированию споров и своевременному возмещению потерпевшим ущерба.
Поскольку заявленные убытки понесены Департаментом не в связи с действиями (бездействием) ответчика, не находятся в причинно-следственной связи с ними, суды обоснованно и законно со ссылкой на статьи 15 и 393 ГК РФ отказали в удовлетворении данной части требований.
Выводы судов подателем жалобы не опровергнуты.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.04.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 по делу N А13-222/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента городского хозяйства администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.