13 ноября 2017 г. |
Дело N А56-93462/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.11.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Колесниковой С.Г., Троховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Большой Гостиный Двор" Новикова С.Ю. (доверенность от 02.10.2015), от компании с ограниченной ответственностью "Ф5 ОПЕРУ ЛИМИТЕД" Стерховой А.С. (доверенность от 11.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу компании с ограниченной ответственностью "Ф5 ОПЕРУ ЛИМИТЕД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2017 (судья Васильева Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-93462/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Большой Гостиный Двор", место нахождения: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 35, ОГРН 1027809194621, ИНН 7830001892 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с компании с ограниченной ответственностью "Ф5 ОПЕРУ ЛИМИТЕД", место нахождения: Посейдонос, 1, Ледра Бизнес Центр, Эгкоми, Р.С., 2406, Никосия, Кипр, регистрационный номер 303495 (далее - Компания), 421 984 руб. 35 коп. расходов на изготовление документов и почтовых расходов в связи с изготовлением копий документов по запросу Компании.
Решением от 11.03.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016, иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2016 решение от 11.03.2016 и постановление от 21.06.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 29.03.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017, с Компании в пользу Общества взыскана задолженность по оплате за изготовление копий документов в сумме 379 021 руб. 50 коп., почтовые расходы в размере 39 699 руб. 35 коп., расходы по госпошлине в сумме 11 374 руб. 00 коп.
В кассационной жалобе Компания просит отменить решение от 29.03.2017 и постановление от 24.07.2017 и принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с Компании задолженность по изготовлению копий в размере 102 070 руб. 09 коп. и 39 699 руб. 35 коп. почтовых расходов.
По мнению подателя жалобы, судами неверно рассчитана сумма, подлежащая взысканию, из расчета 9 руб. 90 коп. за один лист.
Податель жалобы считает, что затраты на ремонт и обслуживание офисной техники в размере 4 руб. 09 коп. за лист не могут быть включены в калькуляцию затрат, поскольку амортизационные отчисления производятся Обществом вне зависимости от обращения акционера за изготовлением копий. Не могут быть по его мнению отнесены в стоимость одной копии затраты на приобретение техники, необходимой для изготовления копий.
По мнению подателя жалобы, всего за изготовление копий взысканию подлежит 102 070 руб. 09 коп.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против доводов жалобы, просит оставить решение от 29.03.2017 и постановление от 24.07.2017 без изменения.
В судебном заседании 02.11.2017 представитель Компании поддержала доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 9 часов 45 минут 09.11.2017.
Определением от 03.11.2017 (резолютивная часть 02.11.2017) суд кассационной инстанции предложил лицам, участвующим в деле, заблаговременно представить в суд кассационной инстанции сведения о количестве копий листов документов, изготовленных по требованию Компании в соответствии с требованиями статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об обществах), и мотивированный расчет платы за предоставление данных копий.
В суд кассационной инстанции 07.11.2017 поступили письменные объяснения истца, в которых он указывает, что задолженность за изготовление копий документов по запросам Компании составляет 378 462 руб. 15 коп. за 38 228,5 листов из расчета 9 руб. 90 коп. за один лист.
После перерыва рассмотрение кассационной жалобы продолжено в судебном заседании 09.11.2017 тем же составом суда.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в отзыве и письменных объяснениях к нему, а представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в жалобе. При этом стороны пояснили, что на дату рассмотрения кассационной жалобы у них отсутствуют разногласия относительно количества листов документов, за изготовление копий которых Общество взыскивает задолженность, - 38 228,5 листов. У участников спора остались разногласия относительно стоимости изготовления копии одного листа документа.
Законность решения от 29.03.2017 и постановления от 24.07.2017 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является акционером Общества с сентября 2013 года, владеет 244 486 обыкновенными именными акциями, что составляет 10,04% от общего числа голосующих акций Общества.
На основании требования Компании, основанного на статье 91 Закона об обществах, Общество в период с 26.06.2014 по 24.06.2015 изготовило и направило Компании копии соответствующих документов.
В отношении предъявленных ко взысканию почтовых расходов в размере 39 669 руб. 35 коп. возражения ответчиком не заявлены.
При новом рассмотрении дела истец предоставил несколько расчетов стоимости изготовления одного листа копии документа. Согласно последней калькуляции от 02.03.2017 N 02/02 стоимость изготовления одного листа формата А4 по состоянию на 2012 год составила 9 руб. 90 коп.
В стоимость изготовления одной копии документа Общество включило расходы на бумагу А4 (0,302 руб.), картридж Kyocera TK-895 (0,276 руб.), бункер отработанного тонера (0,007 руб.), ремкомплект (ролик подачи) (0,003 руб.), ремкомплект (фотовал) (0,60 руб.), МФУ TASKalfa 3500i (далее - МФУ) (3,14 руб.), электроэнергия (0,12 руб.), ремонт и обслуживание офисной техники (4,09 руб.), прочие расходы (1,36 руб.).
При этом в суде первой инстанции истец указал, что количество листов, которое было им изготовлено, составило 38 285 листов, в связи с чем общая задолженность Компании рассчитана как 379 021 руб. 50 коп.
Ответчик с представленной калькуляцией не согласился, неоднократно изменял свой расчет стоимости изготовления копии одного листа: в судебном заседании 20.02.2017 и отзыве ответчик представил расчет, согласно которому стоимость изготовления одной копии составляет приблизительно 88 коп. за лист; в проекте судебного акта, поступившего в суд первой инстанции 13.03.2017, - 1 руб. 26 коп. за лист; в проекте судебного акта, поступившего в суд первой инстанции 15.03.2017, - 1 руб. 32 коп.; в апелляционной и кассационной жалобе ответчик исходит из расчета 2 руб. 67 коп. за лист.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, посчитав, что расчет, представленный истцом, является обоснованным.
Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 11 статьи 91 Закона об обществах по требованию акционеров, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктами 1-3 и 5 данной статьи, общество обязано предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление и, если в требовании указано на необходимость их отправки по адресу, указанному акционером, соответствующие расходы на пересылку.
Исходя из последнего представленного в материалы дела расчета ответчика и доводов кассационной жалобы усматривается, что Компания фактически не согласна с включением в стоимость одной копии расходов в размере 3 руб. 14 коп. на МФУ и 4 руб. 09 коп. на ремонт и обслуживание офисной техники. В отношении иных расходов на производство одного листа формата А4 возражения не заявлены.
По мнению суда кассационной инстанции, включение в стоимость копий расходов на МФУ является компенсацией затрат Общества на изготовление копий документов. При этом суд кассационной инстанции считает, что плата в размере 3 руб. 14 коп. является соразмерной произведенным затратам Общества (на приобретение и ремонт).
В противном случае, изготавливая большой объем копий документов для Компании, и неся расходы на приобретение необходимой техники и ее обслуживание, Общество несло бы необоснованные расходы.
В то же время отсутствуют основания для включения в сумму затрат на изготовление одной копии 4 руб. 09 коп. на ремонт и обслуживание офисной техники.
Истец не представил доказательства того, что данные затраты непосредственно связаны с изготовлением копий по запросу Компании.
Из пояснений истца по делу усматривается, что копии производилось с использованием МФУ, которое было приобретено специально для указанных целей, сведения об использовании какой-либо иной офисной техники отсутствуют.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что производя копии непосредственно по запросам Компании, Общество понесло какие-либо расходы на ремонт МФУ превышающие 150 000 руб.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает обоснованной плату за одну копию в размере 5 руб. 81 коп.
Согласно представленным в материалы дела первичным документам общее количество листов, изготовленное Обществом в период с 26.06.2014 по 24.06.2015, составило 38 334 штук, то есть, при расчете задолженности исходя из стоимости одного листа в 10 руб., размер задолженности должен был составить 383 340 руб.
Между тем в справке от 16.12.2015 N 16/03 (том дела N 1, листы 53-56) размер задолженности Компании определен истцом в 382 285 руб.
Из справки от 07.11.2017 N 07/01, представленной в суд кассационной инстанции, а также пояснений сторон, усматривается, что по счет-фактуре от 26.06.2014 N 137789 на сумму 3860 руб. была засчитана частичная оплата по платежному поручению от 07.11.2014 N 184 на общую сумму 74 425 руб., в связи с чем задолженность по указанной счет-фактуре составила 2805 руб. Задолженность Общества составила 382 285 руб. с учетом зачтенной оплаты в размере 1055 руб.
То есть фактически истцом были заявлены требования в отношении задолженности по изготовлению 38 228,5 листов.
Как пояснили в суде кассационной инстанции представители истца и ответчика, разногласия в отношении количества изготовленных копий у сторон отсутствуют.
Поскольку Общество произвело 38 228,5 листов копий, а обоснованная стоимость одной копии составляет 5 руб. 81 коп., задолженность Компании перед Обществом за изготовление ксерокопий документов составляет 222 107 руб. 59 коп.
Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат изменению в части размера задолженности по оплате за изготовление копий документов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А56-93462/2015 изменить.
Взыскать с компании с ограниченной ответственностью "Ф5 ОПЕРУ ЛИМИТЕД", место нахождения: Посейдонос, 1, Ледра Бизнес Центр, Эгкоми, Р.С., 2406, Никосия, Кипр, регистрационный номер 303495, в пользу открытого акционерного общества "Большой Гостиный Двор", место нахождения: Санкт- Петербург, Невский пр., д. 35, ОГРН 1027809194621, ИНН 7830001892, 202 107 руб. 59 коп. задолженности по оплате за изготовление копий документов и 39 699 руб. 35 коп. почтовых расходов.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Большой Гостиный Двор", место нахождения: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 35, ОГРН 1027809194621, ИНН 7830001892, в пользу компании с ограниченной ответственностью "Ф5 ОПЕРУ ЛИМИТЕД", место нахождения: Посейдонос, 1, Ледра Бизнес Центр, Эгкоми, Р.С., 2406, Никосия, Кипр, регистрационный номер 303495, 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.