13 ноября 2017 г. |
Дело N А26-9378/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2017.
Полный текст постановления изготовлен 13.11.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Каменева А.Л.,судей Колесниковой С.Г.,Тарасюка И.М.,
рассмотрев 08.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2017 (судья Москалева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 (судьи Копылова Л.С., Медведева И.Г., Тойвонен И.Ю.) по делу N А26-9378/2014,
установил:
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.03.2015 по делу N А26-9378/2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Адамас-Петрозаводск", место нахождения: 185014, Республика Карелия, город Петрозаводск, Лесной проспект, дом 51, ОГРН 1111001007622, ИНН 1001177122 (далее - ООО "Адамас-Петрозаводск", Общество) введена процедура банкротства - наблюдение. Временным управляющим должника утвержден Казаев Данил Анатольевич.
Решением того же суда от 30.06.2015 ООО "Адамас-Петрозаводск" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Казаева Д.А.
Определением суда от 10.08.2015 конкурсным управляющим ООО "Адамас-Петрозаводск" утвержден Шпет Федор Александрович, а определением суда от 05.09.2016 Шпет Ф.А. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником. Новым конкурсным управляющим должника утверждена Митькевич И.В. (Определение суда от 06.10.2016).
В рамках данного дела о банкротстве Федеральная налоговая служба, место нахождения: 127381, Москва, Неглинная улица, дом 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152 (далее - ФНС России), обратилась в арбитражный суд с жалобой на ненадлежащее исполнение Шпетом Ф.А. обязанностей конкурсного управляющего, выразившееся в несвоевременной публикации на сайте "Единого федерального реестра сведений о банкротстве" (далее - ЕФРСБ) сведений о результатах проведения собрания кредиторов ООО "Адамас-Петрозаводск" от 20.04.2016, а также в нарушении статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по своевременному представлению в налоговый орган бухгалтерской отчетности ООО "Адамас-Петрозаводск" за 2015 год.
Определением суда от 16.05.2017 производство по делу о банкротстве ООО "Адамас-Петрозаводск" прекращено.
Определением суда первой инстанции от 30.05.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017, в удовлетворении жалобы ФНС России отказано.
В кассационной жалобе уполномоченный орган просит отменить вынесенные по делу судебные акты, а также принять новый - о признании действий конкурсного управляющего ненадлежащими.
По мнению ФНС России, выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что нарушение сроков сдачи конкурсным управляющим бухгалтерской отчетности не нарушает прав уполномоченного органа, не соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы указывает, что представление конкурсным управляющим как руководителем должника налоговой и бухгалтерской отчетности последнего в рамках предусмотренного законом срока, является непосредственно его обязанностью. Несоблюдение установленных законом сроков нарушает права и законные интересы уполномоченного органа на получение своевременной информации о финансовом положении должника на отчетную дату, в том числе в деле о банкротстве.
ФНС России отмечает, что факт нарушения Шпетом Ф.А. положений статьи 23 НК РФ был устранен только после подачи в суд настоящей жалобы.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте заседания кассационной инстанции, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В случае нарушения прав и законных интересов Российской Федерации действиями (бездействием) арбитражного управляющего, уполномоченный орган, действующий в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", вправе обратиться в суд с соответствующей жалобой в порядке статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
При этом уполномоченный орган должен доказать не только обстоятельства отступления арбитражного управляющего от законодательства о банкротстве, но и факт нарушения прав и законных интересов государства поведением такого арбитражного управляющего.
Кроме того, пока не доказано иного, в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный управляющий признается добросовестным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены данным Законом.
Таким образом, как сказано в указанной норме в рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий выполняет только те полномочия органов управления должника, которые предусмотрены Законом о банкротстве.
Требования к органу управления или должностному лицу должника, основанные на выполнении обязанностей, предусмотренных в статьей 23 НК РФ, в том числе по требованию налогового органа, не входят в круг вопросов, регулируемых Законом о банкротстве.
Сведения о финансовом состоянии должника доводятся конкурсным управляющим до конкурсных кредиторов и до ФНС России, выступающей в деле о банкротстве уполномоченным органом, посредством проведения собраний кредиторов в порядке статьи 143 Закона о банкротстве. В случае нарушения данной обязанности или исполнения данной обязанности ненадлежащим образом, такие факты могут являться предметом жалобы на арбитражного управляющего.
За нарушение сроков представления налоговой и иной отчетности в налоговый орган, лицо исполняющее полномочия органов управления должника, может быть признано виновным и привлечено к иной ответственности, например, к административной.
При этом уполномоченный орган в данном обособленном споре не привел аргументов и не представил доказательств того, что несвоевременное представление налоговой и иной отчетности конкурсным управляющим ООО "Адамас-Петрозаводск" в налоговый орган не позволило заявителю в рамках дела о банкротстве получить сведения о финансовом состоянии должника.
Таким образом, вывод суда первой и апелляционной инстанций о необоснованности заявленного ФНС России в рамках дела о банкротстве требования к конкурсному управляющему Шпету Ф.А. следует признать правильным.
Требуя признать ненадлежащим поведение Шпета Ф.А. при опубликовании обязательных сведений в ЕФРСБ (абзац десятый пункт 7 статьи 12 Закона о банкротстве) относительно результатов проведения собрания кредиторов ООО "Адамас-Петрозаводск" (с опозданием на 1 день), ФНС России не указала каким образом было нарушено право уполномоченного органа на получение информации по конкретному собранию.
Суды двух инстанций установили, что сведения о результатах проведенного 20.04.2016 собрания кредиторов ООО "Адамас-Петрозаводск" было опубликовано конкурсным управляющим Шпетом Ф.А. с нарушением пятидневного срока на один день, однако представитель уполномоченного органа принявший участие в данном собрании знал о решениях по всем вопросам рассмотренной повестки. В данном случае суды двух инстанций пришли к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения прав и законных интересов государства, чьи интересы в деле о банкротстве ООО "Адамас-Петрозаводск" представляет ФНС России.
По мнению кассационного суда, основания для иной оценки обстоятельств данного обособленного спора отсутствуют.
Доводы, приведенные уполномоченным органом в кассационной жалобе, не нашли своего обоснованного подтверждения в суде кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в определении от 30.05.2017 и в постановлении от 22.08.2017 основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
Нормы материального права к спорному случаю применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного жалоба ФНС России удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 по делу N А26-9378/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Л. Каменев |
Судьи |
А.Л. Каменев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.