16 ноября 2017 г. |
Дело N А05-517/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от Администрации муниципального образования "Тегринское" Дроздовой Л.А., главы муниципального образования "Тегринское",
рассмотрев 16.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Тегринское" на определение Арбитражного суда Архангельской области от 10.04.2017 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В. и Потеева А.В.), по делу N А05-517/2016,
установил:
открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (после переименования - публичное акционерное общество "Архангельская сбытовая компания", место нахождения: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, город Черкесск, проспект Ленина, дом 147, ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250 (далее - ПАО "Архэнергосбыт", Общество, взыскатель), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Тегринское" (ОГРН 1052907034619, ИНН 2907010950; место нахождения: 165107, Архангельская область, Вельский район, поселок Тегрозеро, дом 7 (далее - Администрация, должник), о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований исполнительного листа серии ФС N 005189581, выданного Арбитражным судом Архангельской области 15.05.2015 на основании решения от 22.04.2015 по делу N А05-292/2015 (далее - исполнительный лист серии ФС N 005189581), а также в неисполнении требований исполнительного листа серии ФС N 000238691, выданного Арбитражным судом Архангельской области 26.02.2015 на основании решения от 03.02.2015 по делу N А05-14464/2014 (далее - исполнительный лист серии ФС N 000238691), и о возложении на ответчика обязанности включить в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Тегринское" на 2016 год расходы на погашение задолженности по указанным исполнительным листам.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2016 по делу N А05-517/2016 заявленные требования удовлетворены, бездействие Администрации, выразившееся в неисполнении в установленный срок требований исполнительных листов серии ФС N 005189581 и серии ФС N 000238691, проверенное на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, признано незаконным. Этим же решением суд в соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязал Администрацию включить в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Тегринское" на 2016 год расходы на погашение задолженности по указанным исполнительным листам в общем размере 334 710 руб. 35 коп.
В целях принудительного исполнения названного решения в части возложения на должника обязанности включить в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Тегринское" на 2016 год расходы на погашение задолженности по указанным исполнительным листам в общем размере 334 710 руб. 35 коп. арбитражным судом выдан исполнительный лист от 27.05.2016 серии ФС N 006838723, на основании которого судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Булгаз Ю.Е., место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Революционная, дом 4 (далее - судебный пристав-исполнитель) 04.08.2016 возбуждено исполнительное производство N 26853/16/29027-ИП.
Должник обратился в суд с заявлением, уточненным до его принятия судом к производству, о прекращении исполнительного производства N 26853/16/29027-ИП на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), ссылаясь на утрату возможности исполнить исполнительный документ.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 10.04.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства N 26853/16/29027-ИП отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы основания для прекращения исполнительного производства по настоящему делу имеются. Администрация полагает, что ею приняты все возможные меры для исполнения судебного акта по настоящему делу и в связи с истечением 2016 года утрачена возможность исполнения требований по исполнительному производству N 29027/16/258575.
Общество в отзыве доводы, изложенные в кассационной жалобе отклонило, просило судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для ее рассмотрения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ, судом прекращается исполнительное производство в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Материально-правовые отношения сторон исполнительного производства в процедуре рассмотрения процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов, исследованию не подлежат, поскольку им уже дана оценка в судебном акте, принятом по итогам рассмотрения дела по существу. Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Закона, должник должен доказать наличие обстоятельств, объективно свидетельствующих об утрате им возможности исполнения исполнительного документа.
Поскольку часть 1 статьи 327 АПК РФ не содержит требования о безусловной обязанности суда прекратить исполнительное производство, суд определяет достаточность представленных доказательств применительно к обстоятельствам конкретного дела.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих об утрате возможности исполнения должником требований исполнительного документа по исполнительному производству N 26853/16/29027-ИП. При этом судами обосновано не приняты в качестве основания для удовлетворения заявления ссылки на дефицит средств в бюджете муниципального образования "Тегринское", отсутствие собственных доходов, принятие Советом депутатов муниципального образования "Тегринское" решения от 20.12.2016 N 24 о невключении в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Тегринское" на 2016 год расходов на погашение задолженности по исполнительным листам, а также окончание 2016 года.
Как правильно указали суды исполнение обязанности, возложенной на Администрацию вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не может быть поставлено в зависимость от воли указанного муниципального образования и его органов. Ни муниципальное образование, ни его органы не вправе совершать действия, принимать решения, направленные на дезавуирование во внесудебной процедуре вступившего в законную силу судебного акта.
Истечение финансового года, наличие дефицита бюджета муниципального образования "Тегринское" не освобождают должника от исполнения требований исполнительных документов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны заявленным ранее в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 290, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 10.04.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 по делу N А05-517/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Тегринское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.