23 ноября 2017 г. |
Дело N А56-90321/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Ломакина С.А., Михайловской Е.А.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт им. А.П. Александрова" Родионовой Н.А. (доверенность от 01.12.2016),
рассмотрев 23.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П.Александрова" на решение от 10.05.2017 и дополнительное решение от 12.07.2017 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (судья Куприянова Е.В.), постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 (судьи Слобожанина В.Б., Сотов И.В., Черемошкина В.В.) по делу N А56-90321/2016,
установил:
Войсковая часть 3705, место нахождения: 188540, Ленинградская область, город Сосновый Бор, Советская улица, дом 62А, ОГРН 1034701763326, ИНН 4714009687 (далее - Войсковая часть), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-исследовательский технологический институт им. А.П. Александрова", место нахождения: 188540, Ленинградская область, город Сосновый Бор, Копорское шоссе, дом 72, ОГРН 1024701759565, ИНН 4714000067 (далее - Институт), об обязании Института внести изменения в соглашение о взаимных обязательствах от 01.01.2010 N 7537/54-41 (далее - Соглашение), а именно: обязать исключить из Соглашения пункт 2.1.7 и обязать внести пункт об обязанности ответчика осуществлять оплату коммунальных услуг (электричество, тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение), а также о взыскании 647 081 руб. 33 коп. неосновательного обогащения в виде полученной платы за услуги водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения за период с июля по октябрь 2016 года.
Решением от 10.05.2017 суд первой инстанции исключил из пункта 2.1.7 Соглашения следующее предложение: "Нести коммунальные расходы (электричество, теплоэнергия, ХПВ, стоки)" и взыскал с Института в пользу Войсковой части 647 081 руб. 33 коп. неосновательного обогащения.
Дополнительным решением от 12.07.2017 суд первой инстанции включил в Соглашение пункт 3.2.12 следующего содержания: "Осуществлять оплату коммунальных услуг (электричество, тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение)".
Постановлением апелляционного суда от 18.08.2017 указанные судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Институт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - части 4 статьи 31 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ), просит отменить вынесенные судебные акты и отказать в иске.
В судебном заседании представитель Института поддержал доводы кассационной жалобы.
Войсковая часть надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Институт и Войсковая часть заключили Соглашение, по условиям которого на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587" и Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" Войсковая часть несет службу по охране зданий, помещений и других сооружений Института согласно акту МВК. Для выполнения указанных функций Институт обеспечивает Войсковую часть имуществом, указанным в приложении N 1.
В пункте 2.1.7 Соглашения закреплены обязанности Воинской части нести самостоятельную ответственность за исполнение и соблюдение правил и норм электро-, теплоэнерго-, газо-, противопожарной, санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности, утвержденных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нести коммунальные расходы (электричество, теплоэнергия, ХПВ, стоки).
Войсковая часть, ссылаясь на то, что с 03.07.2016 вступило в силу положение части 4 статьи 31 Закона N 226-ФЗ, которое, по ее мнению, устанавливает обязанность предоставления и оплаты коммунальных услуг в отношении военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для расквартирования воинских частей, за счет средств охраняемых ими организаций, направило Институту претензию от 10.11.2016 N 23/4085. В названной претензии Войсковая часть предложила внести изменения в Соглашение, исключив из него пункт 2.1.7 и включив соответствующие условие в раздел 3.2 "Обязанности Института", а также компенсировать затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг по объекту "военный городок N 1", начиная с июля по октябрь 2016 года.
Поскольку в добровольном порядке указанную претензию Институт не удовлетворил, Войсковая часть обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав иск обоснованным, удовлетворили его.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
В статье 451 ГК РФ определен порядок изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор.
Согласно пунктам 2 и 8 части 1 статьи 2 Закона N 226-ФЗ (вступившим в силу 03.07.2016) на войска национальной гвардии возлагается выполнение ряда задач, в том числе: охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В части 1 статьи 30 Закона N 226-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение войск национальной гвардии является расходным обязательством Российской Федерации.
Войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".)
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником воинских частей (пункт 11 названного Указа).
Как видно из материалов дела, Институт включен в перечень государственных объектов Российской Федерации, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации; спорный объект - "военный городок N 1" находится в хозяйственном ведении Института.
Войсковая часть входит в состав войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона N 226-ФЗ расквартирование воинских частей, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, материально-техническое обеспечение военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для расквартирования указанных воинских частей, а также строительство, капитальный ремонт, реконструкция инженерно-технических средств охраны, караульных помещений, зданий (помещений) комендатур, бюро пропусков, обеспечение их эксплуатации (в том числе предоставление и оплата коммунальных услуг), обеспечение личного состава караулов на объектах, производящих или применяющих в производстве радиоактивные, аварийно опасные и химически опасные вещества, средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационного и химического наблюдения, дозиметрического контроля и системами аварийного оповещения осуществляются за счет средств организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона N 226-ФЗ обеспечение подразделений войск национальной гвардии, осуществляющих на договорной основе охрану имущества граждан и организаций, а также охрану объектов, техническими средствами охраны, выделение указанным подразделениям служебных и подсобных помещений с оборудованием и инвентарем, проведение капитального ремонта, реконструкции и обеспечение технической эксплуатации (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) указанных помещений являются обязательствами организаций, заключивших договоры об охране имущества и объектов.
По смыслу указанных норм предоставление и оплата коммунальных услуг, а также иное материальное обеспечение подразделений войск национальной гвардии осуществляются организациями, важные государственные объекты и специальные грузы которых подлежат охране войсками национальной гвардии.
Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно отклонили довод Института о том, что названный Закон не предусматривает оплаты охраняемыми организациями коммунальных услуг в зданиях, предназначенных для расквартирования воинских частей, а также зданиях военных городков, со ссылкой на неверное толкование этого Закона. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.05.2017 и дополнительное решение от 12.07.2017 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 по делу N А56-90321/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.