05 декабря 2017 г. |
Дело N А42-1801/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 28.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ловозеро-Жилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.05.2017 (судья Карачева А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 (судьи Сомова Е.А., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А42-1801/2017,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области, место нахождения: 183032, город Мурманск, Кольский проспект, дом 24А, ОГРН 1045100180388, ИНН 5190129538, далее - Управление, Росприроднадзор), обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ловозеро-Жилсервис", место нахождения: 184592, Мурманская область, Ловозерский район, село Ловозеро, Полевая улица, дом 27, ОГРН 1095108000338, ИНН 5106801017 (далее - Общество, ООО "Ловозеро-Жилсервис"), к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 05.05.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017, заявленное требование Управления удовлетворено: Общество привлечено к указанной административной ответственности в виде предупреждения.
В своей кассационной жалобе ООО "Ловозеро-Жилсервис" ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об отказе Росприроднадзору в удовлетворении заявления. Податель жалобы в обоснование своих требований приводит доводы об отсутствии в действиях Общества признаков вменяемого ему правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании заявления арбитражного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Ревда-Комфорт" (далее - ООО "Ревда-Комфорт") о нарушении ООО "Ловозеро-Жилсервис" лицензионных требований по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, - Управление возбудило дело по признакам административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и приняло решение о проведении соответствующего расследования.
В ходе данного расследования Росприроднадзор установил следующее:
Между ООО "Ревда-Комфорт" (заказчиком) и ООО "Ловозеро-Жилсервис" (исполнителем) был заключен договор от 07.07.2016 N 115-ТКОЗ (далее - Договор), по условиям которого исполнитель обязался производить работы по сбору, транспортированию и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) на санкционированной свалке в соответствии с графиком (приложение N 1 к Договору).
Позднее 21.10.2016 между ООО "Ловозеро-Жилсервис" (исполнителем) и федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 23 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области" (заказчиком) был заключен государственный контракт N 114 (далее - Контракт), по условиям которого, исполнитель обязался оказать услуги по захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО), а заказчик - уплатить обусловленную настоящим контрактом цену за оказанную услугу.
В период действия указанных Договора и Контракта (с 01.07.2016 по 30.12.2016) Общество имело в наличии две лицензии:
- лицензию от 13.07.2009 N ОТ-2600317 (51) на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов I-IV класса опасности (в составе лицензионного вида деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности) сроком действия до 13.07.2014.
- лицензию от 01.12.2011 N 51-0040 на размещение отходов III-IV классов опасности (в составе лицензионного вида деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности); по месту осуществления лицензируемого вида деятельности: "Мурманская обл., п.г.т. Ревда, свалка ТБО"; сроком действия - бессрочно.
По результатам проведенного расследования Росприроднадзор выявил, что в период с 01.07.2016 по 30.12.2016 ООО "Ловозеро-Жилсервис" осуществляло деятельность по сбору и транспортировке вида отходов с наименованием "Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)" код ФККО 73111001724. Однако действующих лицензий на указанный вид деятельности в проверяемый период Общество не имело. Проанализировав имеющиеся у Общества вышеназванные лицензии (N ОТ-2600317 (51) и N 51-0040), Росприроднадзор пришел к выводу, что данные лицензии не предоставляли проверяемому лицу права на осуществление работ и оказание услуг по указанным Договору и Контракту.
Установив названные обстоятельства, Управление пришло к выводу, что Общество нарушило требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)"; пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ); а также постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".
В этой связи уполномоченное должностное лицо Росприроднадзора 06.03.2017 в отношении ООО "Ловозеро-Жилсервис" составило протокол N 03-05/2017 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Считая факт совершения указанного правонарушения установленным и руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал и объективно оценил представленные сторонами доказательства и приведенные доводы, после чего согласился с выводами Росприроднадзора о наличии в действиях ООО "Ловозеро-Жилсервис" состава вменяемого ему административного правонарушения, при этом учел, что административное правонарушение совершено Обществом впервые. В этой связи привлек Общество к указанной административной ответственности, назначив ему соответствующее наказание в виде предупреждения. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Ловозеро-Жилсервис" не подлежащей удовлетворению в силу следующего
Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2); лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с названным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3).
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как указано в пункте 5 части 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ, особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление вида деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены в вышеупомянутом Законе N 89-ФЗ. При этом в статье 9 Закона N 89-ФЗ установлено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствие с Законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
Поскольку право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности возникает с момента обязательного лицензирования (указанная деятельность является лицензируемой), в данном случае подлежат применению положения Закона N 99-ФЗ с учетом требований Закона N 89-ФЗ.
Как следует из материалов дела, ранее на основании Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) ООО "Ловозеро-Жилсервис" была выдана лицензия от 13.07.2009 N ОТ-26-00317 (51) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (виды работ, выполняемых в составе лицензионной деятельности, - сбор, транспортировка) сроком действия до 13.07.2014.
В период действия Закона N 128-ФЗ (утратил силу в связи с принятием Закона N 99-ФЗ) в соответствии с пунктом 74 части 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ лицензированию подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (не подлежала лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
Проанализировав положения Закона N 99-ФЗ в его динамике, суды пришли к аргументированному выводу, что с принятием данного Закона виды деятельности, указанные в Законе N 128-ФЗ, претерпели изменения.
В силу части 4 статьи 22 Закона N 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу названного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Закона N 99-ФЗ, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.
Поскольку с принятием Закона N 99-ФЗ наименование вида лицензируемой деятельности изменилось и фактически не соответствовало наименованию деятельности, указанной в лицензии, выданной ООО "Ловозеро-Жилсервис" 13.07.2009, такая лицензия после истечения срока ее действия подлежала переоформлению. С заявлением о переоформлении лицензии от 13.07.2009 Общество не обращалось. В этой связи суды обоснованно признали указанную лицензию недействующей.
Вторая лицензия от 01.12.2011 N 51-0040 выдана Обществу бессрочно на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, но лишь на определенный (заявленный им) вид работ - размещение отходов III-IV классов опасности; при этом местом осуществления этого вида деятельности указан пгт. Ревда (свалка ТБО), что согласуется с пунктом 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ.
Сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов отнесены Законом N 89-ФЗ к самостоятельным видам деятельности по обращению с отходами. В лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности должно содержаться указание на конкретный вид деятельности, осуществление которого разрешено лицензиату (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов I-IV классов опасности) применительно к конкретным видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов.
В своем заявлении о предоставлении лицензии от 14.11.2011 Общество в приложении к заявлению в планируемых к осуществлению видах работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности указало только размещение отходов III, IV классов опасности по адресу: Мурманская область, пгт. Ревда, свалка ТБО. Как следствие, в лицензии от 01.12.2011 N 51-0040, в частности приложении к ней, лицензирующий орган обоснованно отразил планируемые обществом к осуществлению виды работ: размещение отходов III-IV классов опасности с указанием наименований вида отхода и кодов по ФККО.
В соответствии с вступившим в силу Федеральным законом от 29.06.2015 N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
С учетом положений Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российское Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию не ее осуществление до 01.07.2016. После 01.07.2016 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Таким образом, ООО "Ловозеро-Жилсервис" не могло осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности на основании лицензии от 01.12.2011 N 51-0040, поскольку данная лицензия в период с 02.07.2016 по 29.12.2016 (до переоформления) предоставляла Обществу право только на размещение отходов III-IV классов опасности.
В свою очередь осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Применительно к настоящему спору суды первой и апелляционной инстанций установили все факты допущенного Обществом нарушения, что подтверждаются имеющимися в материалах дела документами.
Приняв во внимание указанные выше обстоятельства, а также отсутствие в материалах данного дела доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации о лицензировании, либо невозможность их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии ответчика события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а также вины в его совершении. Порядок привлечения ООО "Ловозеро-Жилсервис" к административной ответственности со стороны Управления и суда соблюден в полной мере.
На основании изложенного кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 104, 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу N А42-1801/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ловозеро-Жилсервис" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Ловозеро-Жилсервис", место нахождения: 184592, Мурманская область, Ловозерский район, село Ловозеро, Полевая улица, дом 27, ОГРН 1095108000338, ИНН 5106801017, излишне уплаченную им государственную пошлину в сумме 3000 руб. по платежному поручению от 23.08.2017 N 272 за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.