15 декабря 2017 г. |
Дело N А21-9021/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Мегафон" Корсуна М.С. (доверенность от 01.07.2016),
рассмотрев 13.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.03.2017 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 (судьи Желтянников В.И., Жиляева Е.В., Кашина Т.А.) по делу N А21-9021/2016,
установил:
Публичное акционерное общество "Мегафон", место нахождения: 115035, Москва, Кадашевская наб., д. 30, ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560 (далее - Общество), в лице Калининградского регионального отделения Северо-Западного филиала обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304 (далее - Управление Росреестра), от 02.09.2016 N 39/011/036/2016-893 в государственной регистрации права собственности на сооружение - волоконно-оптическую линию связи (далее - ВОЛС) протяженностью 1236 м с кадастровым номером 39:19:000000:751, расположенную в г. Пионерский Калининградской обл. в границах кадастровых кварталов 39:19:010204, 39:19:010307, 39:19:010308, 39:19:010325, 39:19:010330, обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект и внести в Единый государственный реестр недвижимости соответствующую запись.
Решением от 20.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.07.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявления.
Как указывает податель жалобы, Закон Калининградской области от 16.02.2009 N 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области" (далее - Закон N 321) не относит все линейно-кабельные сооружения связи (далее - ЛКСС) к объектам, для строительства которых не требуется выдача разрешений на строительство, поэтому государственный регистратор при проведении правовой экспертизы документов обоснованно усомнился в наличии оснований для государственной регистрации права собственности на спорный объект; представленный на регистрацию и утвержденный директором Общества акт приемочной комиссии от 31.03.2016 не является правоустанавливающим документом; в силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственный регистратор не вправе был требовать от Общества представления дополнительных документов, подтверждающих, что заявленное к регистрации сооружение не относится к перечисленным в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектам; суды не применили подлежащую применению статью 25.3 Закона N 122-ФЗ, устанавливающую порядок государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется получение разрешений на их строительство и последующий ввод в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель Общества просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 24.05.2016 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - ВОЛС (одноканальную кабельную канализацию, построенную в целях расширения волоконно-оптической сети Общества в Калининградской области на участке "Светлогорск - Пионерский - станция сотовой связи "КЛН-Пионерск2") протяженностью 1236 м с кадастровым номером 39:19:000000:751, расположенную в границах кадастровых кварталов 39:19:010204, 39:19:010307, 39:19:010308, 39:19:010325, 39:19:010330 в районе пересечения Вокзальной ул. и Калининградского шоссе в г. Пионерский (трасса канализации связи на участке ПС О-62 "Пионерская" до ОМ ОМ-101 ОАО "Мегафон").
К указанному заявлению в качестве правоустанавливающих документов Общество приложило акт от 28.07.2015 N 48 выбора и обследования трассы канализации связи на указанном участке, утвердившее его постановление администрации Пионерского городского округа (далее - Администрация) от 07.10.2015 N 691, которым согласовано место прохождения трассы канализации в соответствии со схемой, акт приемочной комиссии от 31.03.2016 о готовности построенных ВОЛС и ЛКСС к вводу в коммерческую эксплуатацию, технический план сооружения, составленный кадастровым инженером по заказу заявителя 15.02.2016, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию и копией регистрационного дела.
Уведомлением от 06.06.2016 N 39/011/036/2016-893 Управление Росреестра на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ со ссылкой на представление неполного пакета документов приостановило государственную регистрацию права собственности Общества на упомянутый объект, указав, что по сведениям федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" спорное сооружение не является временным или вспомогательным, а значит с учетом положений части 17 статьи 51 ГрК РФ не относится к объектам, для строительства которых не требуется выдача разрешения, одновременно предложив Обществу представить разрешение на ввод ВОЛС в эксплуатацию.
Общество дополнительно представило в регистрирующий орган письмо Администрации от 12.07.2016 N 1-3600, из которого следует, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 41 Закона N 321 при строительстве и (или) реконструкции ЛКСС, в частности спорной ВОЛС, выдача разрешений на строительство не требуется.
Сообщением от 02.09.2016 N 39/011/036/2016-893 Управление Росреестра на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказало в государственной регистрации права собственности на сооружение, сославшись на положения пункта 3 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ и указав, что согласно полученному в ответ на его межведомственный запрос письму Администрации разрешение на ввод ВОЛС в эксплуатацию ею не выдавалось.
Общество, полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела и представленные сторонами документы, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушении прав заявителя.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Государственная регистрация прав производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона N 122-ФЗ, в том числе на основании договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иных документов, которые согласно законодательству Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при условии что, получение такого разрешения требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, как верно указали суды, перечень объектов, при строительстве которых получение разрешения на строительство не требуется, установленный в части 17 статьи 51 ГрК РФ, не является исчерпывающим. В силу пункта 5 части 17 названной статьи законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут устанавливаться иные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 41 Закона N 321 предусмотрено, что в случае строительства и (или) реконструкции ЛКСС выдача разрешений на строительство не требуется.
В силу пункта 1.1 упомянутой статьи действие подпунктов 7-20 пункта 1 статьи 41 Закона N 321 не распространяется на объекты, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ отнесены к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, в том числе на сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров (пункт 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"), а также на объекты, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела, в частности кадастровым паспортом от 15.03.2016 N 39/16-ВС-87756 и актом на скрытые работы по строительству кабельной канализации от 04.08.2015, составленным представителями Общества и производителя указанных работ - общества с ограниченной ответственностью "БалтСвязьСтрой", подтверждается, что фактическая протяженность спорной ВОЛС составляет 1236 м, данная линия связи является подземной и проходит через несколько кадастровых кварталов (39:19:010204, 39:19:010307, 39:19:010308, 39:19:010325, 39:19:010330) на глубине от 0,5 м до 1,2 м.
Установив данные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что получение разрешения на строительство спорной ВОЛС не требовалось, о чем Управление Росреестра было уведомлено письмом Администрации от 12.07.2016 N 1-3600, в связи с чем регистрация права собственности на указанный объект должна была быть осуществлена на основании приложенных Обществом к поданному им заявлению документов, которые, в частности, содержали описание спорного объекта с учетом требований пункта 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ.
Доводы подателя кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
С учетом того, что суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, а также правильно применили нормы материального права, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А21-9021/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.