25 декабря 2017 г. |
Дело N А66-5130/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,
рассмотрев 19.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис N 3" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.05.2017 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 (судьи Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н., Тарасова О.А.) по делу N А66-5130/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис N 3", место нахождения: 170016, город Тверь, Взлетная улица, дом 2, помещение VIII, ОГРН 1156952019377, ИНН 6950040203 (далее - Общество, ООО "Стройсервис N 3"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, место нахождения: 170100, город Тверь, Советская улица, дом 44, ОГРН 1066950072837, ИНН 6950019730 (далее - Министерство), от 28.02.2017 N 109-08/2016 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 200 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 29.05.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017, заявленные требования удовлетворены частично: оспоренное постановление Министерства изменено относительно наказания за нарушение части 2 статьи 14.28 КоАП РФ в части назначения Обществу административного наказания в виде 200 000 руб. штрафа. Суд первой инстанции назначил ООО "Стройсервис N 3" штраф в размере 100 000 руб.
В кассационной жалобе Общество ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит указанные судебные акты отменить. Податель жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии признаков малозначительности совершенного ООО "Стройсервис N 3" правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки копии проектной декларации (актуализированной на 07.11.2016), представленной ООО "Стройсервис N 3" в связи с осуществлением строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Тверь, Бурашевское шоссе, дом 66, с привлечением со II квартала 2016 года денежных средств участников долевого строительства, Министерство выявило факт неисполнения Обществом обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Указанное правонарушение выразилось в неразмещении заявителем в сети "Интернет" (на сайте www.stroyservice.ru) и в составе проектной декларации следующей информации:
"- в нарушение требований, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), отсутствуют данные графы 5 "Реализованные проекты строительства";
- в графе 7 проектной декларации отсутствует информация о финансовом результате текущего года (согласно бухгалтерской отчетности за 9 мес. 2016 года, сформированной 20.10.2016, у организации убыток 3558 тыс. руб.);
- в графе 18 проектной декларации по указанному объекту отсутствует информация об иных договорах и сделках, на основании которых привлекаются денежные средства для строительства (создания) объекта".
Установив изложенные обстоятельства, должностное лицо Министерства в отношении Общества 23.12.2016 составило протокол N 109-08/2016 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ. Постановлением Министерства от 28.02.2017 N 109-08/2016 ООО "Стройсервис N 3" признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, за что декларанту было назначено наказание в виде уплаты 200 000 руб. штрафа.
Не согласившись с законностью указанного постановления Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций всесторонне исследовали и надлежащим образом оценили представленные в материалы дела доказательства, после чего признали наличие события вменяемого ООО "Стройсервис N 3" административного правонарушения, а также вины в его действиях. Не усмотрели суды и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Однако, принимая во внимание размер санкции по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ, а также руководствуясь статьей 1.7 КоАП РФ и частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции изменил оспариваемое заявителем постановление Министерства в части назначения Обществу административного штрафа, снизив его размер до 100 000 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, считает жалобу ООО "Стройсервис N 3" не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Суды первой и апелляционной инстанции оценили представленные в материалы дела доказательства и установили, что осуществляя деятельность застройщика по строительству многоквартирного жилого дома с привлечением денежных средств участников долевого строительства, ООО "Стройсервис N 3" в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации разместило в сети "Интернет" неполные сведения в проектной декларации (актуализированной на 07.11.2016), после чего пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений и имеющихся в деле доказательств судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного Министерством административного правонарушения, установив, что у заявителя имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области долевого строительства, однако им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Применение судом первой инстанции части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (снижение штрафа до 100 000 руб.) обусловлено обстоятельствами конкретного дела, доводами участников спора, получившими надлежащую судебную оценку. Выводы судов двух инстанции в указанной части в рамках кассационного производства не оспариваются. Суды двух инстанций также мотивированно отклонили доводы Общества о возможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, изучив при этом обстоятельства совершения правонарушения и приняв во внимание наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В свою очередь, согласно абзацу четвертому пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оценка вывода арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
На основании изложенного применительно к обстоятельствам настоящего дела кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы ООО "Стройсервис N 3".
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.05.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 по делу N А66-5130/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис N 3" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.