26 декабря 2017 г. |
Дело N А56-42604/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "ЛАСП" Евграфова Ю.А. (доверенность от 27.04.2016), от администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Васильевой Н.В. (доверенность от 05.12.2016 N 132/1.0-22),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2017 (судья Кротов С.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 (судьи Желтянников В.И., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-42604/2016,
установил:
Закрытое акционерное общество "ЛАСП", место нахождения: 188668, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Лесколово, ОГРН 1034700557451, ИНН 4703012920 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, место нахождения: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, ОГРН 1024700564602, ИНН 4703032300 (далее - Администрация), о признании недействительным решения межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 25.05.2016 N 20, утвержденного постановлением Администрации от 02.06.2016 N 1163, в части отказа в предоставлении Обществу земельного участка площадью 19 500 кв. м с кадастровым номером 47:07:0120001:14, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Лесколово, в аренду сроком на три года; обязании Администрации принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка в аренду на три года путем направления предложения о заключении договора аренды с приложением проекта указанного договора.
Решением от 27.06.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку договор аренды прекращен ввиду одностороннего отказа от него арендодателя, заключение договора аренды на новый срок невозможно; в данном случае отсутствовала совокупность условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, при которых возможно заключение договора аренды на новый срок, а именно не соблюдены требования подпунктов 1 и 3 пункта 4 названной статьи; земельный участок может быть предоставлен истцу в аренду в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации только в части, занятой принадлежащими обществу объектами недвижимости.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы, сославшись на несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади участка, занятой принадлежащими заявителю объектами недвижимости. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал, считая обжалуемые судебные акты правильными, полагая, что необходимость и достаточность испрашиваемого земельного участка для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимого имущества подтверждаются заключением экспертов, отвечающим критериям объективности и достоверности.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" от 23.01.2004 N 218 администрация муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" (далее также Администрация) и акционерное общество закрытого типа "ЛАСП" (в настоящее время Общество) заключили договор от 19.04.2004 N 795 аренды земельного участка площадью 19 500 кв. м с кадастровым номером 47:07:0120001:14, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Лесколово, для использования в целях обслуживания производственной базы сроком действия с 01.02.2004 по 31.01.2014.
Согласно пункту 1.2 договора на участке имеются здание пилорамы, здание стройцеха, здание склада стройцеха.
Пунктом 4.3.3 договора аренды предусмотрено право арендатора по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее чем за три месяца до истечения срока действия договора.
По акту приема-передачи от 19.04.2004 земельный участок передан арендатору.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается участвующими в деле лицами, что на указанном выше земельном участке находятся принадлежащие Обществу на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: здание стройцеха площадью 237,5 кв. м с кадастровым номером 47:07:0000000:89933, здание пилорамы площадью 185,9 кв. м с кадастровым номером 47:07:0000000:89932, здание стройцеха площадью 808,8 кв. м с кадастровым номером 47:07:0000000:89925.
Решением межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Комиссия района) от 05.03.2014, утвержденным постановлением Администрации от 14.03.2014 N 665, по результатам рассмотрения заявления Общества от 13.02.2014 указанный выше земельный участок предоставлен в аренду сроком на три года для обслуживания производственной базы. Однако указанное решение не было реализовано.
Решением земельной комиссии муниципального образования "Лесколовское сельское поселение" (далее - Комиссия поселения) от 20.08.2015 N 8, принятым по результатам рассмотрения заявления Общества от 03.08.2015, указано на необходимость определить границы земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120001:14 в соответствии с требованиями земельного законодательства; после уточнения границ земельного участка предоставить его в аренду сроком на три года для обслуживания производственной базы.
Претензией от 16.02.2016 N 687/10-16 Администрация предупредила Общество о необходимости до 01.03.2016 погасить имеющуюся задолженность по арендной плате, в случае неисполнения данного требования предложила расторгнуть договор и освободить земельный участок, указав, что отказ от расторжения договора либо неполучение ответа на предложение о расторжении договора будет являться основанием для обращения в суд с иском о расторжении договора.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 04.05.2016 о предоставлении земельного участка площадью 19 500 кв. м в аренду сроком на три года для обслуживания производственной базы в соответствии с решением Комиссии поселения от 20.08.2015 N 8.
Решением Комиссии района от 25.05.2016 N 20, утвержденным постановлением Администрации от 02.06.2016 N 1163, Обществу отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с направлением арендодателем уведомления о прекращении правоотношений по договору аренды спорного земельного участка; предложено рассмотреть возможность раздела арендуемого участка с целью последующего выставления на торги территории, свободной от строений.
Общество, считая, что как арендатор земельного участка и собственник расположенных на нем объектов недвижимости имеет право на заключение без торгов договора аренды земельного участка на новый срок, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпунктам 9, 32 пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, а также в случае предоставления земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 названной статьи.
Пунктом 3 указанной статьи право на заключение нового договора аренды без проведения торгов предоставлено арендатору земельного участка, переданного гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов, а пунктом 4 той же статьи установлены четыре условия, при наличии которых в совокупности арендатор земельного участка имеет право на заключение нового договора аренды.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 5 названной статьи решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть принято при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, причем в решении об отказе должны быть указаны все основания отказа.
Как видно из материалов дела, Общество (ранее акционерное общество закрытого типа) создано на базе строительно-монтажного цеха акционерного общества закрытого типа "Птицефабрика Невская"; объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, переданы в составе основных и оборотных средств строительно-монтажного цеха в коллективно-долевую собственность правопредшественнику Общества по передаточному акту от 01.12.94. Земельный участок под объектами, право собственности на которые в настоящее время зарегистрировано за Обществом, формировался в 1994 году (выкопировка из Проекта границ земельного участка АОЗТ "ЛАСП" от 14.01.94; том 1, лист 111). В постановлении главы администрации муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" от 23.01.2004 N 218, на основании которого был заключен договор аренды от 19.04.2004 N 795 и которое было представлено Администрацией суду кассационной инстанции на обозрение, имелась ссылка на пункты 1, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия постановления).
Суд первой инстанции с целью определения возможности раздела спорного земельного участка и формирования участка под зданиями, принадлежащими Обществу, определением от 20.01.2017 назначил экспертизу, проведение которой поручил экспертам общества с ограниченной ответственностью "Партнерство Экспертов Северо-Запада" - эксперту-строителю Степанову Николаю Николаевичу и кадастровому инженеру Галееву Марату Рахимовичу.
Согласно экспертному заключению от 02.03.2017 N 17 существующая планировка земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120001:0014 отвечает целям обслуживания производственной базы с расположенными на участке зданиями пилорамы, стройцеха; существующие размеры участка отвечают требованиям строительных норм и правил, правил противопожарной безопасности; взаимное расположение объектов, их целевая взаимосвязь не позволяют сформировать в границах существующего участка один или несколько самостоятельных участков, не связанных друг с другом, отвечающих всем требованиям законодательства к самостоятельным участкам, а также не препятствующих функционированию предприятия.
Суды, оценив собранные по делу доказательства и представленное экспертное заключение по правилам статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом изложенных выше обстоятельств правомерно в соответствии с приведенными выше положениями Земельного кодекса Российской Федерации пришли к выводу о наличии у Общества как собственника объектов недвижимости права на заключение договора аренды земельного участка, занятого принадлежащими ему зданиями.
Возможность формирования земельного участка в иных границах с соблюдением требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и несоразмерность испрашиваемого земельного участка площади находящихся на нем объектов недвижимости Администрация вопреки требованиям статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимыми и допустимыми доказательствами не подтвердила, выводы экспертов документально не опровергла. Наличие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа Обществу в предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, Администрация также не доказала.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое решение органа местного самоуправления незаконным и удовлетворили заявленные требования.
Ссылка Администрации на претензию от 16.02.2016 о расторжении договора аренды подлежит отклонению, поскольку разрешение вопроса о наличии действующего договора аренды не влияет на правильность выводов судов по существу спора с учетом наличия основания, предусмотренного подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления Обществу земельного участка в аренду без проведения торгов, недоказанности Администрацией несоразмерности по площади испрашиваемого участка и оснований, перечисленных в статье 39.16 Кодекса, для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка. На недостаточность представленных Обществом и имеющихся в распоряжении Администрации документов для решения вопроса о предоставлении земельного участка Администрация в ходе рассмотрения дела не ссылалась.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по делу N А56-42604/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.