г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А21-5926/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Балтик Экспо" и компании "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." - Булычева А.В. (доверенности от 15.09.2015), от правительства Калининградской области Готовчика А.Л. (доверенность от 29.12.2016 N 110-Д),
рассмотрев 16.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балтик Экспо" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2016 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А21-5926/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Балтик Экспо", место нахождения: 236000, Калининградская область, Калининград, Октябрьская улица, дом 3А, ОГРН 1023901641719, ИНН 3905021884 (далее - ОАО "Балтик Экспо", Общество), обратилось с заявлением в Арбитражный суд Калининградской области с рядом требований, предъявленных к органам и к должностным лицам исполнительной власти Калининградской области.
Заявление ОАО "Балтик Экспо" принято к производству: делу присвоен номер А21-4363/2015.
Позднее определением суда первой инстанции от 05.08.2016 по указанному делу часть требований Общества была выделена в отдельное производство - с присвоением делу номера А21-5926/2016, которое и рассматривается в настоящее время. После принятия судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений от заявителя его заявление к правительству Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665 (далее - Правительство КО), содержит следующие требования:
1. Признать частично недействительным постановление Правительства КО от 30.12.2014 N 929 "Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест" (далее - Постановление N 929) в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а. В том числе в части: образования земельного участка N 138 площадью 105 076 кв.м "Для размещения объектов транспортной инженерной инфраструктуры" (пп. 2 пункта 2 "земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению N 2") в части включения в него земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а.
Признать также недействительным "Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест" (далее - Проект межевания), разработанный следующими организациями: автономной некоммерческой организацией "Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018" (далее - АНО "Дирекция Калининград 2018"), государственным казенным учреждением Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" (далее - ГКУ КО "РУЗКС"); а также обществом с ограниченной ответственностью "Землемер" (далее - ООО "Землемер"), утвержденный Постановлением N 929 в части, касающейся:
- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в пп. 43 таблицы N 2 "Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд";
- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а. в пп. 138 таблицы 5 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";
- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в участок 138 таблицы 6 "Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства".
- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в таблицу "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства;
- "красных линий", проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18. площадью 29 459 кв. метров в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а также проходящих по зданию выставочного комплекса площадью 3045,2 кв.м литера "В" и зданию выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м литера "А", включенных в "Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";
2. Обязать Правительство КО, АНО "Дирекция Калининград 2018", ГКУ КО "РУЗКС" и ООО "Землемер" устранить допущенные ими нарушения прав и законных интересов ОАО "Балтик Экспо" и компании "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s" в течение месячного срока после вступления в законную силу решения по настоящему делу, а именно:
- внести изменения в Постановление правительства КО N 929 в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, путем исключения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а из земельного участка N 138 площадью 105 076 кв.м "Для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры" (пп. 2 пункта 2 "земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению N 2");
- подготовить и внести изменения в Проект межевания, утвержденного Постановлением КО N 929, в части касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а именно: привести Проекта межевания в соответствие с "Градостроительным планом земельного участка" от 26.06.2014 N RU39301000-5015 и постановлением Мэра Калининграда от 09.04.2003 N 731, которыми на данном земельном участке ОАО "Балтик Экспо" разрешено строительство: экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочных центров, торгово-выставочных комплексов, многоуровневых гаражей и т.д. этажностью: 4 - 16 этажей, в том числе:
- исключить названный земельный участок из подпункта 43 таблицы N 2 "Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд";
- исключить данный земельный участок из подпункта 138 таблицы N 5 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" части земельного участка площадью 8749 кв.м;
- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, из участка 138 таблицы N 6 "Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";
- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а из таблицы "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";
- исключить "красные линии", проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18. площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а также проходящие по зданию выставочного комплекса пл. 3045,2 кв.м литера "В" и зданию выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м литера "А", из "Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";
- привести "Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" в соответствие с "красными линиями", предусмотренными Градостроительным планом земельного участка от 26.06.2014 N RU39301000-5015.
К участию в выделенном арбитражном деле N А21-5926/2016 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АНО "Дирекция Калининград 2018"; ГКУ КО "РУЗКС" и ООО "Землемер"; а также компания "CZECHOSLOVAK ENERGY, a.s".
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Балтик Экспо" отказано.
В кассационной жалобе Общество ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм процессуального права, а также на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит указанные судебные акты отменить, а производство по рассмотрению своего требования о признании недействительным (в части) Постановления N 929 и самого Проекта межевания" - прекратить ввиду невыделенности данного требования в отдельное производство из ранее принятого к производству арбитражного дела N А21-4363/2015 в процессуальном порядке, предусмотренном статьями 125, 127 и 130 АПК РФ. По мнению подателя жалобы, на дату вынесения определения от 05.08.2016 о выделении части требований заявителя в отдельное производство с присвоением делу номера А21-5926/2016 само судебное дело N А21-4363/2015 не находилось и не могло находиться в суде первой инстанции, а следовательно материалы дела, зарегистрированные в делопроизводстве за N А21-5926/2016,- не имели отношения к требованиям ОАО "Балтик Экспо". В связи с данным обстоятельством из представленных Правительством КО материалов и выделенных судом первой инстанции в отдельное производство по делу N А21-5926/2016 невозможно установить какие-либо конкретные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора.
В данном случае ОАО "Балтик Экспо" настаивает на несоответствии оспоренного (в части) Проекта межевания "Проекту планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда" (далее - Проект планировки), утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р (далее - Распоряжение N 1735-р), в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18. Не были приняты во внимание (как считает податель жалобы) и ряд обстоятельств, ранее уже установленных судами общей юрисдикции при рассмотрении дел N 3а-55/2015, N 33а-1306/2016 и N 33а-2920/2016, в частности касающихся финансирования проектирования "надземного пешеходного перехода". ОАО "Балтик Экспо" обращает особое внимание арбитражного кассационного суда на решение Калининградского областного суда от 22.08.2017 по делу N 3а-40/2017, которым признан недействующим "Генеральный план городского округа "Город Калининград" (утвержденный решением городского совета депутатов Калининграда от 06.06.2016 N 225) именно в части графического изображения границ функциональной зоны смешанного функционального назначения общественно-деловой зоны на карте функциональных зон с учетом проектируемых красных линий в составе упомянутого Проекта планировки, утвержденного Распоряжением N 1735-р, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18. Обстоятельства, в данном случае установленные судом общей юрисдикции по делу N 3а-40/2017 (по мнению ОАО "Балтик Экспо"), имеют существенное значение для правильного рассмотрения арбитражного дела N А21-5926/2016.
В судебном заседании представитель заявителя и компании "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Правительства КО возражал против ее удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания кассационной инстанции, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба Общества рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - АС СЗО) от 19.12.2017 рассмотрение кассационной жалобы ОАО "Балтик Экспо" было отложено на 16.01.2018 в порядке статьи 158 АПК РФ. Судебное разбирательство в новом судебном заседании возобновлено в том же составе суда.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов рассматриваемого дела N А21-5926/2016, ОАО "Балтик Экспо" является собственником двух объектов недвижимости (здания выставочного комплекса площадью 3045,2 кв.м, а также здания выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м), расположенных на спорном земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м, находящемся по адресу: Калининград, Октябрьская улица, дом N 3а.
Указанный земельный участок принадлежит Обществу на праве аренды согласно договору от 09.06.1998 N 001764, заключенному правопредшественником с мэрией Калининграда.
Письмом от 13.03.2015 Правительство КО со ссылкой на Проект планировки (утвержденный Распоряжением N 1735-р) и на Проект межевания (утвержденный Постановлением N 929) уведомило ОАО "Балтик Экспо" о формировании в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 земельного участка для размещения на нем транспортной и инженерной инфраструктуры, а также о необходимости изъятия в связи с этим обстоятельством как арендуемого Обществом участка, так и находящихся на нем объектов недвижимости.
ОАО "Балтик Экспо" посчитало названный Проект межевания в части арендуемого земельного участка незаконным и несоответствующим упомянутому Проекту планировки, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции принял во внимание ряд обстоятельств, ранее уже установленных при рассмотрении арбитражного дела N А21-4363/2015, после чего отказал Обществу в удовлетворении заявления. В данном случае суд посчитал доказанным и установленным факт того, что оспариваемыми заявителем документами по планировке территории в действительности предусмотрено размещение в границах арендуемого ОАО "Балтик Экспо" земельного участка других объектов инфраструктуры, - необходимых именно для обслуживания стадиона, строительство которого осуществляется за счет средств федерального бюджета для проведения в Калининграде чемпионата мира по футболу в 2018 году. При этом суд посчитал, что данный вывод не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов Общества. По данным основаниям заявителю неоднократно было отказано в удовлетворении многочисленных ходатайств, направленных на сбор доказательств для подтверждения фактов и обстоятельств, не имеющих (по мнению суда первой инстанции) отношения к рассматриваемому спору.
Не согласное с этой позицией Общество обжаловало указанное решение от 05.12.2016 в апелляционном порядке. Суд апелляционной инстанции в своем постановлении от 03.08.2017 согласился с этими выводами и оставил вынесенное по делу решение без изменения. Апелляционный суд также отклонил доводы ОАО "Балтик Экспо" о том, что в данном случае арендуемый земельный участок не входит в границы объектов инфраструктуры, установленных Проектом планировки, и потому изымается без каких-либо законных оснований, а объекты инфраструктуры (пешеходный переход и элементы улично-дорожной сети) фактически здесь строиться не будут, как не имеющие юридического значения для обстоятельств настоящего дела, поскольку не входят в предмет доказывания.
Несогласие с указанными выводами судов двух инстанций послужило для Общества причиной обращения с кассационной жалобой. Заявитель настаивает на том, что планируемые Правительством КО спортивные объекты для проведения чемпионата мира по футболу фактически расположены за пределами спорного земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18, строительство пешеходного надземного перехода через Московский проспект, как и иных конкретных объектов на этом земельном участке в действительности вообще не предполагается. В связи с этим незаконным является включение (со ссылкой на документы по планировке территории) земельного участка ОАО "Балтик Экспо" в состав других земельных участков, действительно подлежащих изъятию. Податель жалобы указывает на несоответствие Постановления N 929 (в обжалуемой части) Проекту планировки, утвержденному Распоряжением N 1735-р (в том числе координатам "х" и "у" общих положений основной части данного Проекта).
АС СЗО, изучив представленные в деле материалы и приведенные в жалобе ОАО "Балтик Экспо" доводы, а также проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, считает вынесенные решение от 05.12.2016 и постановление от 03.08.2017 подлежащими отмене, а само дело N А21-5926/2016 - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов рассматриваемого дела N А21-5926/2016, спорным вопросом для сторон явилось соответствие упомянутой части Постановления N 929 и самого Проекта межевания положениям Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ) и Проекту планировки, утвержденному Распоряжением N 1735-р.
В состав указанного Проекта планировки входят текстовая и графическая (чертеж) части границ зон планируемого размещения объектов чемпионата мира по футболу 2018 года.
По утверждению Общества согласно данному Проекту планировки спорный земельный участок (с кадастровым номером 39:15:140302:18) разделен на пять самостоятельных и не граничащих между собой земельных участков, и находится в зоне исторического центра города; подзоне "ОИ-7.2" - "подзона регенерации исторической среды; общественно-жилые здания до 6 этажей" (не предусматривающей изъятие земельных участков).
Однако в Проекте межевания, утвержденном Постановлением N 929, на спорном земельном участке ОАО "Балтик Экспо" предусмотрено не строительство общественно-деловых зданий, а размещение зоны объектов пешеходной и транспортной инфраструктуры. Это не соответствует Проекту планировки, утвержденному Распоряжением N 1735-р, и повлекло за собой спорное включение данного участка в состав земельного участка N 138 (предназначенного для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры) и, как следствие, - признание указанного земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости "подлежащими изъятию для государственных нужд" на основании статьи 30 Закона N 108-ФЗ.
В ходе производства по делу N А21-5926/2016 заявитель указывал на незаконность оспоренного ненормативного акта и приводил доводы о том, что согласно Проекту планировки спортивные объекты (планируемые к размещению в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу) расположены за пределами земельного участка Общества. Заявитель утверждал, что на арендуемом Обществом земельном участке фактически не предусмотрено строительство объектов инфраструктуры федерального или регионального значения именно в целях чемпионата мира по футболу 2018 года. В связи с этим Проект межевания (утвержденный Постановлением N 929) в части, касающейся спорного земельного участка, не соответствует целям и задачам, установленным Законом N 108-ФЗ. "Красные линии", которые в оспоренном Проекте межевания отражены как объекты инфраструктуры, необходимые для обслуживания стадиона, по утверждению Общества, не соответствуют Приложению N 5 к Распоряжению N 1735-р. По мнению ОАО "Балтик Экспо", включение спорного земельного участка в общий состав земельного участка N 138 согласно таблице 5 Проекта межевания (данный участок сформирован в целях размещения транспортной и инженерной инфраструктуры) является неправомерным.
В подтверждение своих доводов Общество представило в материалы дела заключение геодезической фирмы "Гидротекс" от 07.08.2015 и заключение от 09.11.2015 специалиста (кадастрового инженера Курициной Ю.А.), согласно которым основная часть Проекта планировки, утвержденная Распоряжением N 1735-р, не относится к спорному земельному участку (том 5, листы 127 - 150). В ходе рассмотрения дела заявителем неоднократно подавались ходатайства об истребовании "Чертежа красных линий" из Проекта планировки, находящегося на хранении в Департаменте делопроизводства и архива Правительства Российской Федерации, а также ходатайства о привлечении специалистов (обладающих специальными знаниями в области кадастровой и градостроительной деятельности) в целях профессионального разрешения вопроса о соответствии "красных линий", спроектированных на спорном земельном участке и отображенных в Проекте межевания,- "красным линиям" Чертежа (Приложение N 5) Проекта планировки. Заявленные ходатайства судами первой и апелляционной инстанций были оставлены без удовлетворения. При этом суды указанным доводам Общества о несоответствии "красных линий" оспоренного Проекта межевания "Чертежу красных линий" Проекта планировки своей правовой оценки не дали.
Кроме того, доказательств, в свою очередь опровергающих данные доводы ОАО "Балтик Экспо", Правительство КО в материалы дела не представило. Правительство КО ограничилось лишь обобщенным утверждением о том, что "красные линии" оспоренного Проекта межевания соответствуют "Чертежу красных линий" Проекта планировки и предусматривают размещения на спорном земельном участке именно объектов инфраструктуры (строительство пешеходных дорожек для организации движения потоков прибывающих (убывающих) клиентских групп). Между тем в материалах настоящего дела содержатся документы, в том числе многочисленная переписка между конкретными должностными лицами Правительства КО, Обществом и прокуратурой Калининградской области. Из этих документов усматривается, что спорный земельный участок ОАО "Балтик Экспо" согласно Проекту планировки (утвержденному Распоряжением N 1735-р) в действительности отнесен к зоне смешанного функционального назначения общественно-деловой зоны и на нем планируется новое жилищное строительство.
Кроме того, в подтверждение своих утверждений заявитель приводит обстоятельства, установленные Калининградским областным судом при рассмотрении дела N 3а-40/2017. Решением указанного суда общей юрисдикции от 22.08.2017 по данному делу признан недействующим и не подлежащим применению с момента вступления самого решения в законную силу Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского совета депутатов Калининграда от 06 июля 2016 года N 225, в части графического изображения границ функциональной зоны смешанного функционального назначения общественно-деловой зоны на карте функциональных зон с учетом проектируемых красных линий в составе проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, утвержденного Распоряжением N 1735-р, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18. При рассмотрении спора по указанному делу Калининградским областным судом установлено, что спортивные объекты и объекты транспортной инфраструктуры, планируемые к строительству и размещению в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу согласно проекту планировки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 1735-р, расположены за пределами земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18. Судом также обращено внимание на то, что Проект планировки относительно смешанной функциональной зоны (к которой отнесен и спорный земельный участок Общества) содержит указание на объемы нового жилищного строительства и строительства общественных зданий. Данные объекты (общественно-жилые здания) не являются объектами инфраструктуры с учетом соответствующих определений, приведенных в статье 2 Закона N 108-ФЗ, а поэтому у органов местного самоуправления не имелось оснований для внесения изменений в соответствующие документы территориального планирования.
Податель кассационной жалобы обращает особое внимание на указанное решение суда общей юрисдикции по делу N 3а-40/2017 в контексте доводов о детальном исследовании данным судом текстовой и графической частей Проекта планировки в отношении спорного земельного участка, как и об отсутствии, в свою очередь, в настоящем арбитражном деле какой-либо оценки судов по данному вопросу.
Согласно части 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (здесь и далее в редакции спорного периода) проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. В силу пункта 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя "красные линии", установленные в составе проекта территории. Таким образом, исходя из приведенных нормативных положений вопрос о соответствии "красных линий" (отображенных в оспоренном Проекте межевания) "Чертежу красных линий" Проекта планировки (на несоответствие которым настаивает Общество), имеет существенное значение для правильного разрешения спора по настоящему делу.
Однако в данном случае судебные акты по арбитражному делу исследований по указанному вопросу не содержат. Так, суд первой инстанции в обоснование законности размещения (согласно Проекту межевания) на спорном земельном участке объектов транспортной инфраструктуры сослался на постановление АС СЗО от 01.11.2016 по делу N А21-4363/2015. Между тем судебные акты по указанному делу оценки соответствия "красных линий" Проекта межевания "Чертежу красных линий" Проекта планировки не содержат.
В свою очередь суд апелляционной инстанции своей оценки данному вопросу так же не дал и ограничился лишь ссылкой на решение Верховного суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 24.07.2015, которым оставлено без изменения определение апелляционной коллегии ВС РФ от 05.11.2015 об отказе в удовлетворении требований Общества об оспаривании (в части) Распоряжения N 1735-р, признав обязательным исполнение всеми лицами данного правового акта. Данная ссылка апелляционного суда лишена правового смысла, поскольку по данному делу вопрос законности и применения Проекта планировки, утвержденного Распоряжением N 1735-р, не ставился под сомнения Обществом. Напротив изначально и на протяжении рассмотрения спора по настоящему делу ОАО "Балтик Экспо" ставило вопрос о соответствии оспоренного Проекта межевания именно положениям Проекта планировки (Приложения N 5), утвержденного Распоряжением N 1735-р.
В вынесенных по настоящему делу судебных актах обстоятельства, свидетельствующие о том, что Проект планировки, утвержденный Распоряжением N 1735-р, действительно предусматривает именно размещение транспортной инфраструктуры на земельном участке Общества, - должным образом не отражены. Утверждение апелляционной инстанцией в отношении планирования (закрепленном на законодательном уровне) "использовать спорный земельный участок для организации движения пешеходных потоков прибывающих (убывающих) клиентских групп"- соответствующими доказательствами не подтверждено.
Также судебными инстанциями не дано надлежащей оценки утверждениям заявителя относительно строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего Зарайскую улицу, набережную генерала Трибуца и набережную генерала Карбышева. Так, из представленных в материалы дела документов (письма Министерства спорта Российской Федерации от 28.09.2015 N 07-5-16/3396, письма Правительства КО от 20.10.2015 N 15-881/9-140 и письма главы городского округа "Город Калининград" от 25.10.2016 N110/и) следует, что строительство указанного надземного пешеходного перехода именно здесь фактически не предусматривается (том 6, листы 55 - 57, 60). В данном случае Обществом в материалы дела представлены и документы, свидетельствующие об отсутствии формирования земельного участка для строительства упомянутого надземного пешеходного перехода. Помимо данного обстоятельства в обоснование доводов о том, что самостоятельный земельный участок под строительство указанного пешеходного перехода за счет спорного земельного участка не формировался, заявитель приводил другие судебные акты Калининградского областного суда по делам N 4 Га-879/16 и N 33а-2920/2016. Однако приводимые доводы ОАО "Балтик Экспо" арбитражными судами двух инстанций не были должным образом оценены.
В данном случае судами при рассмотрении дела N А21-5926/2016 не были соблюдены требования статьи 71 АПК РФ в отношении выяснения всех обстоятельств, имеющих правовое значение для правильного разрешения спора. При этом доводы подателя кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при выделении материалов настоящего дела в отдельное производство были проверены кассационным судом и отклонены как не нашедшие своего подтверждения.
Ввиду изложенных обстоятельств обжалуемые судебные акты по делу N А21-5926/2016 подлежат отмене, а само дело - направлению в суд первой инстанции для устранения допущенных правовых нарушений.
При новом рассмотрении Арбитражным судом Калининградской области надлежит учесть изложенное, подробно исследовать все доказательства и установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, чтобы дать им надлежащую оценку по правилам статьи 71 АПК РФ. В данном случае также необходимо рассмотреть вопрос о процессуальном положении АНО "Дирекция Калининград 2018", ГКУ КО "РУЗКС" и ООО "Землемер", к которым предъявлены требования о понуждении совершения указанными лицами определенных действий.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 по делу N А21-5926/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области в ином составе суда.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.