г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А13-607/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Старченковой В.В.,
судей Михайловской Е.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологодская неотложка" Смирнова А.Н. (доверенность от 11.01.2018), от Правительства Вологодской области Бабушкиной Г.А. (доверенность от 22.11.2017), от Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Вологодской области Бабушкиной Г.А. (доверенность от 08.11.2017), от Департамента здравоохранения Вологодской области Бабушкиной Г.А. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев 17.01.2018 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Вологодской области, Департамента здравоохранения Вологодской области и Правительства Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по делу N А13-607/2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Романова А.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодская неотложка", место нахождения: 160013, г. Вологда, ул. Можайского, д. 60, ОГРН 1133525012785, ИНН 3525305093 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Правительству Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500884395, ИНН 3525115247 (далее - Правительство), и Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее - Комиссия) о признании незаконным решения Комиссии от 29.12.2016 по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования г. Вологды на 2017 год в части отказа в выделении Обществу объемов финансирования скорой медицинской помощи.
К участию в деле привлечены государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области, место нахождения: 160017, г. Вологда, микрорайон Тепличный, д. 8а, ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916 (далее - Фонд), и Департамент здравоохранения Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19, ОГРН 1033500049703, ИНН 3525010519 (далее - Департамент).
Решением суда от 06.04.2017 (судья Селиванова Ю.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.09.2017 решение от 06.04.2017 отменено. Признано незаконным решение Комиссии от 29.12.2016 в части отказа в выделении Обществу объемов скорой медицинской помощи на 2017 год.
В кассационной жалобе Комиссия, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 28.09.2017, а решение суда первой инстанции от 06.04.2017 оставить в силе. Комиссия полагает, что решение об отказе Обществу в выделении финансирования скорой медицинской помощи законно и обоснованно. У Общества отсутствует лицензия на осуществление деятельности по обороту наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров, что влечет невозможность оснастить автомобили скорой помощи в соответствии с установленным порядком и оказывать скорую помощь гражданам любого пола и возраста в экстренной или неотложной форме, в полном объеме. Комиссия отмечает, что Общество намерено выезжать на вызовы лишь в тех случаях, когда применение наркотических средств не требуется. Однако выборочная оплата за отдельные вызовы не предусмотрена Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 (далее - Программа N 1403). При оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, применяется способ оплаты по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов. Указанный способ оплаты применяется для всех медицинских организаций, участвующих в реализации программы обязательного медицинского страхования.
Департамент и Правительство также обратились с кассационными жалобами на постановление, в которых просят его отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе. Доводы, приведенные в жалобах, аналогичны доводам кассационной жалобы Комиссии.
В отзывах на кассационные жалобы Общество просит оставить их без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комиссии, Департамента и Правительства поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества с ними не согласился.
Фонд уведомлен о месте и времени его рассмотрения, однако представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 16.10.2014 N ЛО-35-01-001718, в силу которой, в частности, вправе оказывать услуги по оказанию скорой медицинской помощи вне медицинской организации. Также Общество 26.02.2016 включено в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Вологодской области с 01.01.2017, реестровый номер 352553.
Общество 30.09.2016 направило в адрес Фонда предложение по выделению Обществу плановых объемов оказания медицинской помощи на 2017 год в объеме 14 500 вызовов общепрофильных линейных бригад скорой медицинской помощи.
Согласно решению Комиссии, приведенному в протоколе от 29.12.2016 N 17, Обществу объемы не выделены ввиду того, что "финансирование скорой медицинской помощи в соответствии с нормативными документами осуществляется по подушевому принципу финансирования".
Считая указанное решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, указав, что Общество не имеет возможности оказывать скорую специализированную медицинскую помощь, являющуюся составной частью скорой медицинской помощи. Также Общество в отсутствии соответствующей лицензии на оборот наркотических средств не может обеспечить наличие необходимого перечня лекарственных препаратов в укладке общепрофильной для оказания медицинской помощи.
Апелляционный суд согласился с тем, что на дату принятия Комиссией обжалуемого решения Общество не имело соответствующей лицензии на оборот наркотических средств и не могло обеспечить наличие необходимого перечня лекарственных препаратов в укладках и их применение при заболеваниях и состояниях, требующих их использования в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи. Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление Общества, апелляционный суд исходил из того, что доводы, касающиеся того, что Общество не может оказывать скорую специализированную медицинскую помощь, являющуюся составной частью вида медицинской помощи, и не может обеспечить наличие необходимого перечня лекарственных препаратов в укладках, не являлись основанием для отказа в выделении объемов скорой медицинской помощи. Кроме того, суд указал, что приведенные критерии не подлежат учету при распределении плановых объемов оказания медицинской помощи за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно статье 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, участники обязательного медицинского страхования - территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (пункт 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с названной нормой постановлением Правительства от 21.11.2011 N 1451 создана Комиссия.
Согласно пункту 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, Положению о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Положение), Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Правилами обязательного медицинского страхования; распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями до 1 января года, на который осуществляется распределение исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Таким образом, принятие оспариваемого решения относится к компетенции Комиссии.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 6 Положения Комиссия рассматривает предложения о возможном участии медицинской организации в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в части заявленных объемов оказания медицинской помощи с учетом показателей эффективности деятельности медицинских организаций.
Согласно пункту 5 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением Комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями. При распределении объемов медицинской помощи учитываются в числе прочего показатели (в том числе коечную мощность, объемы медицинской деятельности и другие), установленные решением Комиссии, подтверждающие возможность медицинской организации по выполнению объемов медицинской помощи в разрезе видов, профилей отделений (коек), врачебных специальностей в соответствии с правом на их осуществление.
Следовательно, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, Комиссия при распределении объемов предоставления медицинской помощи должна оценивать медицинские организации на предмет возможности выполнения ими заявленных объемов оказания медицинской помощи, наличия права на ее осуществление, гарантированного соблюдения стандартов медицинской помощи.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 35 Закона N 323-ФЗ скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 названного Порядка скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Приложением N 2 к указанному Порядку являются Правила организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, в пункте 4 которых определено, что выездные бригады скорой медицинской помощи по своему профилю подразделяются на общепрофильные и специализированные (анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические; педиатрические; психиатрические и пр.).
Общество не отрицает тот факт, что не имеет специализированных бригад скорой медицинской помощи и не имеет права оказывать специализированную медицинскую помощь.
Общество просило выделить ему на 2017 год 14 500 вызовов общепрофильных линейных бригад скорой медицинской помощи. По данным Комиссии при такой заявке Обществу надлежит обслужить население в количестве более 48 000 человек, но оказать помощь при любых опасных для жизни состояниях Общество не может.
В соответствии с требованиями к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки общепрофильной для оказания скорой медицинской помощи, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2016 N 36н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.02.2016, регистрационный N 41191), укладка общепрофильная должна содержать в том числе опиоиды.
Общество не имеет лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров, что влечет невозможность оснастить автомобили скорой помощи в соответствии с установленными требованиями и оказывать общепрофильную скорую помощь гражданам в полном объеме и в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи.
В соответствии с письмом от 22.12.2016 Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-8/10/2-8266 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 12578/26/и "О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования" размер финансового обеспечения медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, определяется исходя из значения дифференцированного подушевого норматива, численности обслуживаемого населения, а также объемов медицинской помощи.
Поскольку выборочная оплата за отдельные вызовы не предусмотрена Программой N 1403, Комиссия приняла решение не выделять Обществу объемы скорой медицинской помощи. Свое решение Комиссия в ходе рассмотрения спора надлежащим образом мотивировала, а потому суд первой инстанции признал его законным и не подлежащим отмене. Выводы апелляционного суда об обратном ошибочны, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене.
При рассмотрении дела и вынесении решения суд первой инстанции исходил из представленных доказательств, установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, а потому решение от 06.04.2017 следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по делу N А13-607/2017 отменить.
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.04.2017 по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.