г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А05-3559/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 01.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красавинские электротеплосети" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.06.2017 (судья Трубина Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А05-3559/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Красавинские электротеплосети", место нахождения: 162341, Вологодская область, Великоустюгский район, город Красавино, Советский проспект, дом 148а, ОГРН 1043500723617, ИНН 3526018341 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению имущественно-хозяйственного комплекса администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район", место нахождения: 165320, Архангельская область, Котласский район, поселок Шипицыно, Советская улица, дом 53, ОГРН 1022901025058, ИНН 2913004055 (далее - Администрация), о признании недействительным пункта 10.1 концессионного соглашения от 02.11.2015 в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования "Шипицынское") и применении последствий недействительности части соглашения в виде возложения на Администрацию обязанности по исключению из задолженности Общества 606 950 руб. 83 коп. концессионной платы, начисленной за период с 02.11.2015 по 06.06.2017.
Решением от 08.06.2017, оставленным без изменения постановлением от 19.10.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить заявленные исковые требования.
Как полагает податель жалобы, суды не учли, что в данном случае концессионная плата должна складываться из расходов на уплату концедентом (Администрацией) в период срока действия концессионного соглашения установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения. Податель жалобы также не согласен с выводами судов о том, что размер концессионной платы является критерием конкурса и что Общество не доказало нарушение его прав и законных интересов.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя, которое рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено.
Администрация надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения открытого конкурса на основании протокола конкурсной комиссии от 19.10.2015 N 3 Администрация (концедент) и Общество (концессионер) 02.11.2015 заключили концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры - объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования "Шипицынское" (далее - соглашение), по условиям пункта 1.1 которого концессионер обязался за свой счет реконструировать, в том числе осуществить мероприятия по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, муниципальное имущество, состав и описание которого приведены в приложении N 1 к соглашению, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной (питьевой и (или) технической) воды, приему, передаче и очистке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры, в отношении централизованной системы холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования "Шипицынское", с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, а концедент - предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, право владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Соглашение зарегистрировано в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 24.03.2016.
Срок действия соглашения определен в пункте 9.1 и составил 20 лет со дня его подписания сторонами.
В пункте 10.1 соглашения установлена концессионная плата в размере 380 000 руб. в год без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) или 31 667 руб. в месяц (без учета НДС). Концессионная плата уплачивается концессионером самостоятельно, без выставления счетов, ежемесячно, в срок до 20-го числа текущего месяца, путем перечисления определенной в пункте 10.1 соглашения суммы на расчетный счет концедента (пункт 10.2 соглашения).
Размер концессионной платы в сторону ее уменьшения не допускается (пункт 10.3 соглашения).
В направленной Обществу претензии от 31.01.2017 N 01-09/111 Администрация, ссылаясь на положения пунктов 10.1, 10.2 соглашения, потребовала уплатить концессионную плату, начисленную за период с 02.11.2015 по 31.01.2017, а также неустойку.
В ответ Общество направило Администрации письмо от 20.02.2017 N 491, в котором, указывая на то, что пункт 10.1 соглашения не соответствует положениям Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), отклонило требование об уплате задолженности и просил изменить заключенное сторонами соглашение.
Поскольку данное письмо Администрация оставила без ответа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суды первой и апелляционной инстанций, не установив несоответствия оспоренного пункта соглашения положениям конкурсной документации и Закона N 115-ФЗ, отказали в иске.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно требованиям части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции, действовавшей на момент заключения концессионного соглашения) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных названным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения, в том числе могут являться централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем.
Целями Закона N 115-ФЗ являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).
Спорное соглашение заключено в порядке части 1 статьи 21 Закона N 115-ФЗ по результатам открытого конкурса, информация о котором и вся конкурсная документация размещены в открытом доступе.
Требования к конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения установлены в статье 23 Закона N 115-ФЗ. В конкурсной документации должны содержаться, в частности, сведения о критериях конкурса, которые будут использоваться для оценки конкурсных предложений и определения победителя конкурса, в том числе и размер концессионной платы.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Закона N 115-ФЗ в случае, если объектом концессионного соглашения являются централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при поступлении предложений об изменении конкурсной документации, в том числе об изменении проекта концессионного соглашения, к концеденту или в конкурсную комиссию они размещают на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо направляют всем лицам, которым направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе, в течение трех рабочих дней со дня поступления указанных предложений информацию о принятии или об отклонении представленных предложений об изменении конкурсной документации с указанием причин их принятия или отклонения.
В случае принятия концедентом представленных предложений он вносит в конкурсную документацию соответствующие изменения. В течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений сообщение об их внесении опубликовывается конкурсной комиссией в определенном концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или направляется лицам, которым направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе. При этом срок представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений продлевается не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений.
В части 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ на момент заключения соглашения было установлено общее правило, в соответствии с которым концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Таким образом, по общему правилу концессионное соглашение носит возмездный характер (пункт 1 статьи 423 ГК РФ).
В части 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено исключение из общего правила определения концессионной платы (пункт 6.2 части 1 статьи 10 Закона N 115-ФЗ).
Так, в случае, если концессионным соглашением в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем предусматривается концессионная плата, размер такой платы не может превышать уровень, рассчитанный исходя из принципа возмещения концеденту расходов на уплату им в период срока действия концессионного соглашения установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество приняло предложение на условиях конкурсной документации, в том числе в отношении предусмотренного в разделе 14 конкурсной документации размера концессионной платы; до получения 07.02.2017 претензии Администрации от 31.01.2017 N 01-09/111 не предлагало изменить условия; соглашение заключено в редакции, предусмотренной в приложении N 5 к конкурсной документации. В пункте 2 заявки на участие в открытом конкурсе и в пункте 3 конкурсного предложения Общество подтвердило факт полного ознакомления и согласилось с конкурсной документацией (том дела 1, листы 77, 120).
Доказательств того, что при проведении конкурса от ответчика поступали какие-либо предложения о внесении изменений в конкурсную документацию, материалы дела не содержат.
Суды, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая непредставление Обществом доказательств того, что размер платы в соглашении превышает уровень, рассчитанный исходя из принципа возмещения концеденту расходов на уплату им в период срока действия концессионного соглашения установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения, обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Приведенный в кассационной жалобе довод о необходимости определения концессионной платы исключительно в сумме расходов концедента (ответчика), отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на ошибочном толковании положений Закона N 115-ФЗ.
Согласно части 13 статьи 3 Закона N 115-ФЗ закреплено, что концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.
В случае, если принято решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению, объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и концессионер реализует производимые товары, выполненные работы, оказанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), размер платы концедента на каждый год срока действия концессионного соглашения определяется как объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. При этом расходы, финансируемые за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения должны полностью обеспечиваться за счет платы концедента (часть 13.1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
В данном случае установление платы концедента по концессионному соглашению не определено в качестве критериев конкурса, решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению не принято.
Довод Общества о том, что пунктом 10.1 соглашения нарушены его права и законные интересы, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.06.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 по делу N А05-3559/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красавинские электротеплосети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.