г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А56-10034/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Алешкевича О.А.., Мунтян Л.Б.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы Ленинградской области Рябенко Г.О.(доверенность от 22.11.2017 N 01/338),
рассмотрев 30.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2017 (судья Денисюк М.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2017 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-10034/2017,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, ПАО "Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы Ленинградской области, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 31.01.2017 по делу об административном правонарушении N 127-05-Ш/16 (далее - Постановление УФАС), о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде уплаты 600 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2017, указанное постановление УФАС изменено в части назначения административного наказания. Суд первой инстанции снизил размер административного штрафа до половины минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (300 000 руб.).
В кассационной жалобе ПАО "Ленэнерго" ссылается на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит указанные судебные акты отменить и принять новый - об удовлетворении заявления в полном объеме. Податель жалобы считает незаконным и необоснованным привлечение Общества к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ ввиду существенных процедурных нарушений, допущенных (по мнению заявителя) самим административным органом при производстве по делу об административном правонарушении. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие в действиях ПАО "Ленэнерго" события вмененного ему правонарушения, а также доказательств того, что действия, совершенные Обществом, действительно обладали высокой степенью общественной опасности и создали существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Общество надлежащим образом извещено о месте и времени заседания суда кассационной инстанции, однако своих представителей не направило, в связи с чем жалоба ПАО "Ленэнерго" рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов рассматриваемого дела, в связи с обращением общества с ограниченной ответственностью "Титан" (далее - ООО "Титан") в УФАС антимонопольный орган провел проверку соблюдения со стороны ПАО "Ленэнерго" требований "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861)
В ходе данной проверки Управление установило, что ООО "Титан" подало в адрес ПАО "Ленэнерго" заявку от 12.08.2016 "на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно". Однако ПАО "Ленэнерго" рассмотрев данную заявку, письмом от 16.08.2016 N ЭСКЛ/16-01/11743 уведомило ООО "Титан" об отсутствии документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, и предложило представить копии свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, Устава, документа, подтверждающего полномочия руководителя (решение уполномоченного органа об избрании, утверждении лица на должность руководителя юридического лица), а также согласие на обработку персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ).
Названные обстоятельства стали причиной обращения ООО "Титан" в УФАС с жалобой на данные действия ПАО "Ленэнерго", что в свою очередь послужило Управлению основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 127-05-Ш/16 по признакам нарушения со стороны сетевой организации пунктов 10 и 11 Правил N 861, что выразилось в запросе документов, не предусмотренные настоящими Правилами.
В рамках проведенного административного расследования Управление также установило, что указанное нарушение Правил N 861 было совершено ПАО "Ленэнерго" повторно, за что последнее ранее уже неоднократно было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела N 127-05-Ш/16 Управление 24.01.2017 в отношении данной сетевой организации составило протокол N 10 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Упомянутым Постановлением УФАС от 31.01.2017 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, с назначением административного наказания в виде уплаты 600 000 руб. штрафа.
Не согласившись с законностью указанного Постановления УФАС, ПАО "Ленэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций в полной мере исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, а также их доводы; установили все обстоятельства дела и сделали выводы об обоснованном привлечении Общества к указанной административной ответственности. Однако, приняв во внимание характер совершенного правонарушения и тяжелое финансовое состояние ПАО "Ленэнерго", суд первой инстанции счел возможным снизить сумму штрафа до половины его минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (до 300 000 руб.).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Порядок заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения урегулирован Правилами N 861, согласно пункту 8 которых для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) названных Правил.
В пункте 9 Правил N 861 определены сведения, которые должны быть указаны в заявке, а в пункте 10 названных Правил установлен перечень прилагаемых к заявке документов.
Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами N 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные названными Правилами (пункт 11 Правил N 861).
Согласно подпункту "и" пункта 10 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в спорный период) к заявке прилагаются документы заявителя, предусмотренные пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Положения N 422), в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 34 Положений N 442 потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), предоставляет гарантирующему поставщику вместе с заявлением о заключении соответствующего договора, в числе прочих, следующие документы: правоустанавливающие и иные документы заявителя (свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление от имени заявителя,- выписка из протокола (решения, приказа) о назначении на должность руководителя.
Согласно подпункту "л" пункта 9 Правил N 861 (в редакции, действующей в значимый период) в заявке указывается наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)). Сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 10, указываются по желанию заявителя при намерении предоставить документы для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства этой организации. В случае наличия у заявителя договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в рамках которого заявителем предполагается осуществление энергоснабжения энергопринимающих устройств, в отношении которых подается заявка, по желанию заявителя при намерении предоставить документы через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, энергоснабжение которых предполагается осуществлять в рамках такого договора, в заявке указываются наименование субъекта розничного рынка, номер и дата указанного договора. Отсутствие в заявке сведений, предусмотренных подпунктом "л" пункта 10, не является основанием для невыполнения сетевой организацией обязательств, предусмотренных Правилами N 861, в части соблюдения процедуры технологического присоединения.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, судебные инстанции установили, что ПАО "Ленэнерго" в целях заключения договора на технологическое присоединение предложило ООО "Титан" предоставить копии свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава, документа, подтверждающего полномочия руководителя, а также письменное согласие на обработку персональных данных в соответствии с требованиями Закона N 152-ФЗ.
При этом, как установлено судами, в заявке ООО "Титан" на технологическое присоединение, направленной ПАО "Ленэнерго", отсутствовали сведения о том, что заявитель намеревается заключить договор купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств. В названной заявке также не был указан вид договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), который заявитель намеревается заключить и наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
Принимая во внимание названные выше обстоятельства, законны и обоснованны выводы судов двух инстанций о нарушении ПАО "Ленэнерго" пунктов 10 и 11 Правил N 861 при рассмотрении заявки ООО "Титан", поскольку запрос дополнительных документов, равно как письменного согласия на обработку персональных данных в соответствии с требованиями Закона N 152-ФЗ, противоречит вышеприведенным нормативным положениям, а потому обе судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В данном случае применение судом первой инстанции части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (снижение штрафа до 300 000 руб.) обусловлено обстоятельствами конкретного дела, доводами участников спора, получившими надлежащую судебную оценку. Суды также мотивированно отклонили доводы Общества о возможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, изучив при этом обстоятельства совершения правонарушения и приняв во внимание наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Не могут быть приняты судом кассационной инстанции приведенные доводы сетевой организации о нарушении антимонопольным органом процедуры привлечения ПАО "Ленэнерго" к административной ответственности, как противоречащие установленным судами двух инстанций фактическим обстоятельствам.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы Общества также являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку. По своей сути данные доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на оценке обстоятельств дела и представленных в нем доказательств.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2017 по делу N А56-10034/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.