г. Санкт-Петербург |
|
02 февраля 2018 г. |
Дело N А56-2759/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.02.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу Галкиной Д.А. (доверенность от 06.10.2017), Сапонджян Е.В. (доверенность от 01.12.2017 N 01-19/13997), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Организатор перевозок" Бессонова Г.И. (доверенность от 23.01.2018 N 107),
рассмотрев 01.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Организатор перевозок" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2017 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-2759/2017,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Организатор перевозок", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, дом 32, литера "А", ОГРН 1089847002728, ИНН 7840379186 (далее - Учреждение), платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2013 года в размере 179 696 руб. 76 коп.
Решением суда первой инстанции от 14.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2017, требования Департамента удовлетворены, с Учреждения в пользу Департамента взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 179 696 руб., 76 коп.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители Департамента, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Департамент по результатам проведенной проверки расчета платы за IV квартал 2013 года, представленного Учреждением (N 28/10/298 от 21.01.2014), произвел перерасчет платы с образованием задолженности в размере 179 696 руб. 76 коп., поскольку Учреждением не была исчислена плата за размещение отходов.
Департамент 29.06.2016 направил в адрес Учреждения требование N 04-28/7818 о представлении корректирующих расчетов платы с приложением подтверждающих первичные документы по образованию и размещению отходов и совершить доплату в соответствии с ними либо представить документы по уплате рассчитанной Департаментом задолженности в размере 179 696 руб. 76 коп. в течение 10 дней со дня получения.
Отказ Учреждения послужил основания для обращения Департамента с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, исходя из того, что Учреждение является собственником отходов производства и потребления, в связи с чем обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде их размещения, требования Департамента удовлетворили в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) отнесены к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 N 344 утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а постановлением от 28.08.1992 N 632 - Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.
Как установлено судами, в соответствии с расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2013 года Учреждение обязано внести плату за такой вид негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов в размере 179 696 руб. 76 коп.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П, поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки государства на осуществление мероприятий по восстановлению окружающей среды в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду (пункт 2); при этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов (пункт 3.2).
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Таким образом, как правильно сочли суды, поскольку предусмотренная законодательством обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи денежных средств природопользователем специализированной организации для цели внесения данных платежей.
В рассматриваемом деле суды установили, что образующиеся отходы производства и потребления Учреждение передает специализированным организациям на основании заключенных с ними договоров на вывоз и размещение твердых (бытовых) отходов.
Судами также установлено, что переход права собственности на отходы к специализированным организациям не предусмотрен, цена услуг предусмотрена без учета оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, денежные средства для цели внесения указанных платежей Учреждением специализированной организации также не передавались.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций, пришли к выводу о правомерности требований Департамента и удовлетворили его заявление.
Несогласие Учреждения с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм вышеназванного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу N А56-2759/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Организатор перевозок" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.