г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А56-37712/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О.,
при участии от Товарищества собственников жилья "Белградская 26 корпус 8" Лаптева А.В. (доверенность от 18.01.2018), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Тепловой А.А. (доверенность от 09.01.2018) и Горбовского Д.В. (доверенность от 11.01.2018),
рассмотрев 13.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Белградская 26 корпус 8" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2017 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 (судьи Протас Н.И., Сомова Е.А., Юрков И.В.) по делу N А56-37712/2017,
установил:
Товарищество собственников жилья "Белградская 26 корпус 8", место нахождения: 192071, Санкт-Петербург, ул. Белградская, д. 26, корп. 8, ОГРН 1077800018823, ИНН 7816240120 (далее - ТСЖ "Белградская 26 корпус 8", Товарищество, ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115; ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 12.04.2017 N 12/23.
Решением суда первой инстанции от 13.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.10.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Белградская 26 корпус 8", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы суды применили более позднюю редакцию части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и неверно истолковали ее положения. Действующая в спорный период редакция, как считает заявитель, не ограничивала срок обращения в кредитную организацию для открытия специального счета и реализация способа формирования фонда капитального ремонта заключалось лишь в проведении общего собрания членов ТСЖ. При этом Товарищество находит неверным вывод судов о правомерности решения администрации Фрунзенского района о формировании фонда капитального ремонта в отношении спорного дома на счете регионального оператора, в связи с неисполнением ею обязанности по проведению собрания, предусмотренной частью 6 статьи 170 ЖК РФ и наличием распоряжения от 17.10.2014 N 2025-р, которым ТСЖ "Белградская 26 корпус 8", включено в План проверок владельцев специальных счетов по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на 2015 год. Кроме того податель жалобы настаивает на неисполнимости предписания Инспекции в силу отсутствия у председателя ТСЖ полномочий на перевод средств со специального счета на счет регионального оператора, а также наличия решения общего собрания об отказе в закрытии специального счета и продолжении формирования фонда капитального ремонта на данном счете.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы, представители Инспекции возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по настоящему делу судебных актов.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ТСЖ "Белградская 26 корпус 8" является владельцем специального счета, открытого в ОАО "Сбербанк России" для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Белградская 26 корпус 8, и осуществляет сбор денежных средств на данный специальный счет.
Товариществом 14.08.2014 проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по адресу Санкт-Петербург, ул. Белградская 26 корпус 8 и принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ, лицом, уполномоченным на открытие специального счета выбран председатель, владельцем специального счета выбрано ТСЖ "Белградская 26 корпус 8".
В соответствии с частью 1 статьи 172 ЖК РФ в адрес ГЖИ 17.10.2014 поступило уведомление ТСЖ о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта собственниками многоквартирного дома по адресу Санкт-Петербург, ул. Белградская 26 корпус 8, а также об открытии 07.10.2014 банковского счета.
По информации Прокуратуры Санкт-Петербурга Инспекцией в отношении ТСЖ "Белградская 26 корпус 8" 12.04.2017 была проведена внеплановая документарная проверка.
ГЖИ установлено, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете принято ТСЖ с нарушением требований части 1 статьи 176, пункта 1.1 части 2 статьи 44, части 1 статьи 46, части 5 статьи 170 ЖК РФ, о чем составлен акт от 12.04.2017.
Инспекцией ТСЖ "Белградская 26 корпус 8" выдано предписание от 12.04.2017 N 12/23, согласно которому Товариществу предписано: 1) прекратить начисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ "Белградская 26 корпус 8" в выставляемых собственникам помещений многоквартирного дома платежных документах; 2) денежные средства перевести на счет НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"; 3) специальный счет ТСЖ N40705810055100000006 открытый в ОАО "Сбербанк России" закрыть, довести до сведения собственников помещений многоквартирного дома о необходимости формировать фонд капитального ремонта в соответствие с Распоряжением администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 2604-р на счете регионального оператора.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, установив законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Частью 5 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 04.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 утверждена "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге", которая опубликована 21.02.2014 на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга.
Таким образом, решение собственников о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано в срок до 21.08.2014.
Однако в данном случае в установленный вышеприведенными нормами срок соответствующее решение собственниками помещений спорного МКД реализовано не было. Как установлено судами двух инстанций, специальный счет (N 40705810055100000006) для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта был открыт Товариществу в открытом акционерном обществе "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России") лишь 07.10.2014, то есть уже после 21.08.2014.
В свою очередь частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Во исполнение указанной нормы администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга распоряжением от 30.12.2014 N 2604-р внесла изменения в распоряжение администрации от 30.09.2014 N 1904-р "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов", в котором утвердила приложение "Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены указанные дома", включив в данный перечень и спорный МКД. Следовательно, с 30.12.2014 формирование "фонда капитального ремонта" по спорному МКД должно осуществляться на счете Регионального оператора.
Суды двух инстанций оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства сделали обоснованный вывод о законности предписания ГЖИ.
Довод Товарищества о применении судом первой инстанции более поздней редакции части 5 статьи 170 ЖК РФ не нашел своего подтверждения. Вывод суда первой инстанции о том, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета сделан с учетам систематического толкования положений статей глав 15 и 16 ЖК РФ и в соответствии с правилам формальной логики.
Довод о неисполнимости предписания исследовался судами и правомерно отклонен со ссылкой на части 3 и 4 статьи 176 ЖК РФ.
Ссылку ТСЖ на распоряжение администрации Фрунзенского района от 17.10.2014 N 2025-1 суд кассационной инстанции не принимает во внимание как не имеющую юридического значения, с учетом установленных обстоятельств и применения судами подлежащего применению в настоящем деле более позднего правового акта администрации.
Таким образом, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 по делу N А56-37712/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Белградская 26 корпус 8" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.