г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А56-5851/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Васильевой Е.С.,
судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" Иккерт П.М. (доверенность от 15.12.2017), Волобоева М.В. (доверенность от 15.12.2017), Волынской Л.А. (доверенность от 22.01.2018), Горбуновой Е.Н., (доверенность от 22.01.2018), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Шарковой Ю.А. (доверенность от 16.01.2018), Тимаковой Л.Л. (доверенность от 10.01.2018), Сизовой Н.В. (доверенность от 15.11.2017),
рассмотрев 05.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2017 (судья Калайджян А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 (судьи Лущаев С.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-5851/2016,
установил:
Акционерное общество "ИНТЕР РАО-Электрогенерация", место нахождения: 119435, Москва, Большая Пироговская ул., д. 27, стр. 1, ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 71, лит. А, ОГРН 1047824368998, ИНН 7814026829 (далее - Инспекция), от 01.10.2015 N 17-49/717, 17-49/718, 17-49/719, 17-49/720, 17-49/721, 17-49/722, 17-49/723, 17-49/724 в части доначисления налога на имущество в общей сумме 237 934 606 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017, в удовлетворении требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательства, а также на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Обществом требования.
Податель жалобы указывает, что судами неверно истолкованы пункт 3 статьи 380 и пункт 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению Общества, суды вследствие неправильного истолкования указанных норм права установили дополнительные условия применения льготы, отсутствующие в действовавшем и действующем налоговом законодательстве. Также податель жалобы считает, что судами не применена правоприменительная практика в отношении Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела, Обществом по телекоммуникационному каналу связи 04.03.2015 представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2012 года, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 2012 год, 1 квартал 2013 года, полугодие 2013 года, 9 месяцев 2013 года, 2013 год (корректировка N 1).
Инспекцией по результатам камеральных проверок налоговых деклараций сделан вывод о необоснованном применении налогоплательщиком налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения на основании пункта 11 статьи 381 НК РФ в 2012 году, и необоснованном применении налогоплательщиком ставки в размере 0,4% в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ (в 2013 году) в отношении имущества, относящегося, по мнению налогоплательщика, к линиям энергопередачи, а также являющегося их неотъемлемой технологической частью.
По результатам проверок полученных деклараций Инспекцией приняты решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.10.2015 N 17-49/717, N17-49/718, N 17-49/719, N 17-49/720, N 17-49/721, N 17-49/722, N17-49/723, N 17-49/724, согласно которым Обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 57 131 755 руб., 56 356 925 руб., 55 594 672 руб., 51 157 856 руб., 43 341 873 руб., 42 681 782 руб., 42 073 458 руб., 37 969 610 руб., соответственно.
Основанием для принятия решений послужил вывод Инспекции о необоснованном заявлении налогоплательщиком налоговой льготы в 2012 году, и налоговой ставки в размере 0,4% в отношении спорных объектов основных средств, которые не относятся к линиям энергопередачи и не являются неотъемлемой их частью, поскольку не участвуют в процессе распределения и передачи электроэнергии, а необходимы для производства электрической и тепловой энергии.
Налоговый орган в своих решениях также сослался на экспертное заключение от 31.08.2015 N 7109/Ц, составленное Центром независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда "ТЕХЭКО", в котором сделан вывод о том, что спорные объекты основных средств входят в состав технологического комплекса и находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности филиала "Северо-Западная ТЭЦ", на которых заканчивается процесс производства электрической и тепловой энергии и начинается процесс их передачи (транспортировки) потребителям по линиям энергопередачи.
Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу решениями от 07.12.2015 N 16-13/57933@, 16-13/57934@, 16-13/57935@, 16-13/57936@, 16-13/57937@, 16-13/57938@, 16-13/57939@, 16-13/57940@ жалобы Общества оставило без удовлетворения.
Полагая решения Инспекции неправомерными и нарушающими его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из пояснений Общества в кассационной жалобе, предметом рассмотрения настоящего дела является обоснованность применения льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ в 2012 году и пунктом 3 статьи 380 НК РФ в 2013 году по следующим основным средствам: автоматизированная система коммерческого учета энергоносителей (ОКОФ 14 3313531), агрегат насосный сетевой 1-го и 2-го подъема N 1-3-6 шт. (ОКОФ 14 2912101), главный корпус в осях 30-43 блок N 2 (ОКОФ 11 4521012), зал релейных панелей (ОКОФ 11 4521012), заходы ВЛ 110 кВ, 330 кВ (ОКОФ 12 4521125), КИП и А ТФУ, КИПиА РОУ и РУ блока N 1,2 (ОКОФ 14 3313160), КРУ-6 кВ блока 1,2 (ОКОФ 14 3120290), насос сетевой - 5 шт. (ОКОФ 14 2912101), нежилое помещение главного корпуса (ОКОФ 11 4521012), открытая установка трансформаторов блока N 1,2 (ОКОФ 14 3115190), ОРУ 110, 330 кВ (ОКОФ 12 4521010), охладитель конденсата бойлеров - 2 шт. (ОКОФ 14 2813191), паровая турбина - 2 шт. (ОКОФ 14 2911121), подогреватель сетевой вертикальный - 4 шт., и подогреватель сетевой горизонтальный - 4 шт. (ОКОФ - 14 2813185), ПТК АСУ ТП - 2 шт. (ОКОФ 14 3313530), ПТК информационной системы АСУ ТП (ОКОФ 14 3115020), пускорезервный трансформатор (ОКОФ 14 3115020), распредустройства собственных нужд паровой котельной (ОКОФ 14 3120290), РЗА 110, 330 кВ - 2 шт. (ОКОФ 14 3120500), РУСН - 8 шт. (ОКОФ 14 3120500), сборки - 14 шт. (ОКОФ 14 3120490), сборки - 3 шт. (ОКОФ 14 3120293), система волоконно-оптической линии (ОКОФ 14 3222540), система отображения АСУ ТП - 2 шт. (ОКОФ 14 3313539), система трубопроводов сетевой воды (ОКОФ 12 4526525), система катодной защиты (ОКОФ 14 3120450), трансформатор блочный - 6 шт. (ОКОФ 14 3115190), трансформатор возбуждения - 4 шт. (ОКОФ 14 3115130), трансформатор собственных нужд - 6 шт. (ОКОФ 14 3115154 и 14 3115020), трансформатор ТПУ - 4 шт. (ОКОФ 14 3120213), цифровое устройство релейной защиты (ОКОФ 14 3312425), щит постоянного тока - 10 шт. (ОКОФ 14 3120460), электрооборудование заходов ВЛ - 2 шт. (ОКОФ 14 3120189), электрооборудование ОРУ - 2 шт. (ОКОФ 14 3120189 и 14 3120100), воздушная линия ВЛ и кабельная линия ВЛ - всего 4 шт. (ОКОФ 14 3131151), а также в 2013 году еще тепловые сети собственных нужд (ОКОФ - 12 0001110).
Из материалов дела следует, что при рассмотрении спора судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что имущество, используемое в производстве электрической энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено в 2012 году к льготируемому. Также суд отметил, что Общество не доказало, что спорное имущество входит в состав линий электропередачи, является их технологической частью. Выводы эксперта ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" суд признал не опровергающим позицию налогового органа, согласно которой спорное имущество является оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ, находится в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности станции и не участвует в процессе передачи электроэнергии потребителям. При этом суд также оценил представленное Обществом заключение ФГБОУВПО "Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина".
Отказывая Обществу в удовлетворении требований, суды правомерно указали следующее.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 названного Кодекса.
Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Как следует из положений пункта 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (в редакции, действовавшей до 01.01.2013). Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Постановление N 504) утвержден перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 292 внесены изменения в Постановление N 504. С учетом этих изменений Постановление N 504 устанавливает не только перечень имущества, льготируемого по пункту 11 статьи 381 НК РФ, но и имущества, в отношении которого применяются пониженные налоговые ставки, предусмотренные пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 380 НК РФ определено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
Если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статьи 380 НК РФ (пункт 4 статьи 380 НК РФ)
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не определены.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержденный Постановлением N 504 (далее - Перечень), сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ). В названном перечне указан код ОКОФ и наименование имущественного объекта. Также перечень содержит столбец "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Налогоплательщиком применена пониженная налоговая ставка по налогу на имущество в размере 0,4% в отношении объектов, которые, как утверждает налогоплательщик, относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно Перечню в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименованы, в частности, линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); сеть тепловая магистральная (код ОКОФ 12 4521126); комплексы программно-технические для автоматизации управления технологическими процессами (код ОКОФ 14 3313530), к которым согласно примечанию относятся устройства автоматизированной системы управления подстанций, насосно-перекачивающих станций тепловых сетей; по коду ОКОФ 14 3120010 аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители); линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); здания электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012); системы связи оптоволоконные (код ОКОФ 14 3222040), к которым относятся системы связи оптоволоконные, входящие в состав линии электропередачи.
Действительно, как обоснованно указали суды, применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с принадлежностью объектов основных средств к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на применение пониженной налоговой ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Перечень под линиями энергопередачи отмечает магистральные и распределительные электрические сети напряжением от 0,4 до 1500 кВ. (включающие линии электропередачи, подстанции, распределительные устройства и другое оборудование) и сети тепловые магистральные (включающие трубопроводы от источников тепловой энергии, павильоны тепловых сетей, насосные станции).
С учетом условий пункта 1 статьи НК РФ о применении институтов, понятий и терминов гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемых в указанном кодексе, в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим кодексом, суды решили, что понятие поскольку понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации.
Статьи 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) устанавливают, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
К объектам электросетевого хозяйства абзац одиннадцатый статьи 3 Закона N 35-ФЗ относит линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязывает энергоснабжающую организацию по договору энергоснабжения подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть (пункт 4 статьи 539 и пункт статьи 548 ГК РФ.
На основании ГОСТа 19431-84 "Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения" (далее - ГОСТ), утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - это обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). При этом на основании пункта 21 ГОСТа потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
ГОСТ также раскрывает понятие энергоснабжение (электроснабжение) как обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), а электростанция - энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла.
Передают электроэнергию потребителям электрические сети - совокупности подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенные на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии (ГОСТ).
В соответствии с "ГОСТ 24291-90. Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Согласно пунктам 2.4.2 и 2.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, воздушной линией электропередачи является устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.
За начало и конец воздушной линии электропередачи принимается место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону воздушной линии у открытого распределительного устройства с линейными порталами.
Между электрическими и тепловыми магистральными сетями, электростанциями и источниками тепловой энергии существует четкое разграничение по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, устанавливаемое в процессе технологического присоединения.
Данное разграничение устанавливается при технологическом подключении потребителей и производителей электрической и тепловой энергии к сетям и фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций, производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.
Линии электропередачи, сети тепловые, входящие в состав оборудования и сооружений электростанций или потребителей электрической и тепловой энергии как часть сетей собственных нужд, не включены в Перечень.
Аббревиатура аббревиатура ГРЭС И ТЭЦ Исходя из пункта 3.2 "ГОСТ Р 54202-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Газообразные топлива. Наилучшие доступные технологии сжигания", утвержденного приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 982-ст, аббревиатура ТЭЦ обозначает теплоэлектроцентраль, аббревиатура ГРЭС обозначает государственную районную электрическую станцию (тепловую конденсационную электростанцию, производящую только электрическую энергию).
Электрическая и тепловая энергия, производимые электростанцией, являются товаром (требуемого качества и обусловленного договором поставки количества). Она передается покупателю посредством электрических сетей.
В соответствии с пунктом 2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности производителя электроэнергии и сетевой организации, собственником ЛЭП.
Границей балансовой принадлежности объектов электроэнергетики является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии. Граница балансовой принадлежности электросетей, разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ находится в точке выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале ОРУ в сторону ВЛ.
На границе балансовой принадлежности заканчивается технологический процесс генерации электрической или тепловой энергии и осуществляется передача в сети электрические или сети тепловые магистральные электрической или тепловой энергии заданного качества и требуемого количества с необходимым коммерческим учетом транспорта до потребителей.
Разделом 2 "Передача электроэнергии" Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электроустановок, разграничение эксплуатационной ответственности филиала Общества "Северо-Западная ТЭЦ" и сетевых организаций - открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", являющегося собственником линий электропередачи Л-473, Л-417, Л-477, N-476, а также открытого акционерного общества энергетики и электрификации филиала открытого акционерного общества "Ленэнерго" Пригородные электрические сети, на обслуживании которого находятся ЛЭП - ВЛ 110 кВ Лахтинская-4 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-7. Граница балансовой и эксплуатационной ответственности электроустановок ТЭЦ и сетевых организаций установлена на расстоянии 0,5 м от точки выхода проводов ВЛ 330 кВ Л-473, Л-417, Л-477, Л-476 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-4 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-7 из зажимов натяжных гирлянд изоляторов в сторону опоры.
Судами также оценено заключение эксперта ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" в котором указано, что процесс производства электрической энергии заканчивается с выводов генератора на стадии поступления ее на секции шин генераторного напряжения, далее начинаются процессы распределения и передачи электроэнергии. Эксперт также отметил, что вырабатывая генератором ТЭЦ электроэнергия поступает на сборные шины и распределяется между собственными нуждами электростанции, нагрузкой генераторного напряжения и энергосистемой. При этом для выдачи электрической энергии в энергосистему на станции предусматривается необходимое количество электрических линий, распределительных устройств и подстанций, составляющих электрическую часть станции. По мнению эксперта, часть вырабатываемой электроэнергии расходуется на собственные нужды электростанции - для питания цепей вторичной коммуникации, обеспечивающих работу оборудования ОРУ 110 кВ и 330 кВ. Также вырабатываемая электроэнергия через ОРУ 110 кВ и ОРУ 330 кВ передается через отходящие воздушные линии на подстанции "Лахтинская-4", "Лахтинская-7", "Выборгская", "Восточная", "Северная", "Зеленогорск".
В соответствии с актом технологического присоединения, определяющим границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, электросетевые комплексы с линиями электропередачи (ЛЭП) 330 кВ: Л-421, Л-422, Л-476 и Л-477, общей протяженностью 106 км с частью подстанции "Северная", а также воздушные линии энергопередачи 330 кВ Л473 и Л417 подстанций "Выборгская" и "Восточная" протяженностью 129,208 км и 53,614 км принадлежат ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы".
При таких обстоятельствах следует признать верной позицию судов о том, что выводы экспертизы не опровергают позицию налогового органа.
Оценив представленные Обществом в материалы дела документы, суды указали, что они свидетельствуют об участии спорного оборудования в едином цикле производства энергии, но не передачи.
Законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи электрической энергии и обязательное указанное в Перечне N 504. Следовательно, спорные объекты основных средств, исходя из их функционального назначения и характеристик, не могут быть отнесены к подлежащему налогообложению по льготным ставкам.
Выводы судов по данному делу соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 11.10.2017 N 307-КГ17-14399 по делу N А56-7556/2016.
Доводы жалобы относительно неверного толкования судами норм материального права отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они носят формальный характер и повторяют позицию Общества, последовательно исследованную и оцененную судами первой и апелляционной инстанций.
Ссылка Общества на судебную практику, судом кассационной инстанции признается несостоятельной, поскольку судебные акты, перечисленные в кассационной жалобе не имеют для настоящего спора преюдициального значения, обстоятельства, изложенные в указанных судебных актах, не являются аналогичными обстоятельствам настоящего дела.
Довод о том, что суды не указали мотивы, по которым отклонил ходатайство Общества о проведении дополнительной экспертизы, не является основанием для отмены судебного акта.
Дополнительная экспертиза может быть назначена согласно части 1 статьи 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела.
Оценив экспертное заключение в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды пришли к выводу, каких-либо противоречий в сделанных экспертом выводах по заданным вопросам не усматривается. Выводы эксперта понятны, в связи с чем, исследования каких-либо иных обстоятельств, а также дополнительных разъяснений не требуется.
Вопросы назначения дополнительной экспертизы в судебное заседание относятся к компетенции суда, разрешающего дело по существу; проведение означенных действий является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
В данном случае суды оценили имеющиеся в деле доказательства и пришли к обоснованному выводу об отсутствии необходимости проведения дополнительной экспертизы.
Доводы кассационной жалобы, сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие Общества с оценкой судами доказательств, с установленными по делу обстоятельствами, основаны на ошибочном толковании обстоятельств дела и норм материального права, а потому отклоняются судом кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанции в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 по делу N А56-5851/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.