г. Санкт-Петербург |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А05-14239/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Боголюбовой Е.В. и Дмитриева В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Фомина И.А. (доверенность от 18.12.2017), от общества с ограниченной ответственностью "КапиталСтрой" Копылова А.С. (доверенность от 13.01.2017),
рассмотрев 28.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.06.2017 (судья Крылов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Романов А.В.) по делу N А05-14239/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КапиталСтрой", место нахождения: 165650, Архангельская область, город Коряжма, проспект Ленина, дом 36, корпус А, офис 46, ОГРН 1062905005481, ИНН 2905008465 (далее - ООО "КапиталСтрой", Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 26.10.2015 N 6-90 на подачу и уборку вагонов ООО "КапиталСтрой" на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", на станции Урдома Северной железной дороги (далее - Договор).
Решением суда первой инстанции от 08.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.10.2017, иск удовлетворен: разногласия урегулированы, пункт 9.5 исключен из проекта Договора.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить иск.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования подлежит государственному регулированию, так как данная услуга не поименована в Перечне работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Постановление N 643). Кроме того, указанный вывод, по мнению ОАО "РЖД", противоречит части 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
ОАО "РЖД" считает необоснованной ссылку апелляционного суда на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 в связи с тем, что указанное решение принято до 01.04.2015, когда в УЖТ РФ, в том числе и в статью 58 были внесены изменения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ОАО "РЖД" является владельцем пути необщего пользования, расположенного в районе станции Урдома Северной железной дороги.
ОАО "РЖД" направило ООО "КапиталСтрой" проект Договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", на станции Урдома Северной железной дороги, включающий в себя пункт 9.5, которым устанавливается обязанность ООО "КапиталСтрой" (пользователя) уплачивать ОАО "РЖД" (перевозчику) ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 0,1375 км, в размере, утвержденном протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 15.12.2014 N 42.
Общество направило ОАО "РЖД" протокол разногласий, содержащий иную редакцию пункта 9.5 Договора, согласно которой пользователь обязуется уплачивать перевозчику плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования. Данная плата начисляется с момента подачи до момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке.
Перевозчик 22.04.2016 подписал протокол согласования разногласий к Договору, согласно которому редакция спорного пункта отличается от редакции, ранее предложенной Обществом.
Поскольку стороны не урегулировали разногласия относительно включения в текст Договора пункта 9.5, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ООО "КапиталСтрой" заявило требование об исключении пункта 9.5 из проекта Договора.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, пункт 9.5 исключен из Договора.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статей 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 64 УЖТ и пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при недостижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
Отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентами могут быть урегулированы договором на подачу и уборку вагонов, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующего такой путь (статьи 55, 56, 60, 64 УЖТ РФ).
В силу статьи 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Согласно третьему абзацу статьи 58 УЖТ РФ, в редакции, действующей с 01.04.2015, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
На основании части 6 статьи 58 УЖТ РФ размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанной статьи тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Постановлением N 643 утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством.
Согласно подпункту "а" пункта 4 этого перечня к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
Решением ВАС РФ от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 признаны недействительными пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства N 3, которые учитывались при урегулировании указанных разногласий в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
Поскольку ранее принятый нормативный акт, регулирующий соответствующие тарифы, признан означенным решением неправомерным, он не может применяться.
Иные нормативные акты, устанавливающие тарифы, до настоящего времени не приняты.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" включило в проект Договора плату за пользование путями необщего пользования в качестве самостоятельной платы, рассчитанной по ставке, утвержденной внутренним документом ОАО "РЖД". Такой документ, как верно отметили суды первой и апелляционной инстанций, не обладает силой нормативного акта, поэтому не может регулировать размер соответствующей платы, с учетом монопольного положения ОАО "РЖД".
Таким образом, при наличии у ОАО "РЖД" формального права на взимание платы за пользование путями необщего пользования, но при отсутствии в настоящее время установленного на законодательном уровне соответствующего тарифа размер платы не может быть определен ни ОАО "РЖД", ни судом (суд в рассматриваемом случае не может подменять собой соответствующий уполномоченный государственный орган), поэтому суды правомерно исключили пункт 9.5 из Договора.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов двух инстанций.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.06.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017 по делу N А05-14239/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.