г. Санкт-Петербург |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А56-38637/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Родина Ю.А.,
судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" Смирновой А.И. (доверенность от 09.01.2018), от Кингисеппской таможни Сухаревой Е.А. (доверенность от 22.06.2017 N 10203),
рассмотрев 05.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кингисеппской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2017 (судья Калайджян А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А56-38637/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ", место нахождения: 191036, Санкт-Петербург, 7-я Советская улица, дом 30, литера А, помещение 1Н, 4Н, ОГРН 1107847063202, ИНН 7840428274 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о взыскании с Кингисеппской таможни, место нахождения: 188480, Ленинградская область, город Кингисепп, Большая Гражданская улица, дом 5, ОГРН 1024701427376, ИНН 4707011004 (далее - Таможня), 16 442 руб. 86 коп. процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N 10218040/080715/0013494.
Решением суда первой инстанции от 08.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.12.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 08.08.2017 и постановление от 12.12.2017 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Как указывает таможенный орган, 26.11.2015 в Таможню поступило заявление Общества от 16.11.2015 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 4650 руб. 52 коп., образовавшихся в связи с выявленным в ходе таможенного досмотра несоответствием фактических сведений о товаре, заявленных в спорной декларации на товары. Данное заявление было оставлено без рассмотрения, поскольку Общество не приложило к заявлению документы, предусмотренные пунктом 14 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок). Повторно заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подано Обществом 15.08.2016. Таможенный орган в срок, установленный законом, принял решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей. На основании изложенного и со ссылкой на пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) Таможня считает, что проценты на сумму в размере 4650 руб. 52 коп. не начисляются, поскольку возврат денежных средств осуществлен с соблюдением установленного месячного срока возврата.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество по внешнеэкономическому контракту от 15.07.2010 N 643/64293672/00001, заключенному с компанией "LIRACO LLP" (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), ввезло в 2015 году на таможенную территорию Российской Федерации товар - шины новые пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом; всего 260 штук.
Для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления Общество 08.07.2015 подало в таможенный орган декларацию на товары N 10218040/080715/0013494. Таможенную стоимость ввезенных товаров Общество определило по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
По результатам проведенного таможенного досмотра Таможней составлен акт таможенного досмотра (осмотра) от 11.07.2015 N 10218040/110715/000815, в котором зафиксировано, что при вскрытии контейнеров установлено несоответствие фактических сведений о товаре сведениям, заявленным в декларации на товары, а именно: количество товара N 1 фактически составило 257 штук вместо заявленных 260 штук.
Общество 04.11.2015 и 13.11.2015 подало в Таможню заявления о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10218040/080715/0013494 в отношении товара N 1 (листы дела 59 - 65).
Также, полагая, что, поскольку фактически перемещения через таможенную границу трех штук товара N 1 в данном случае не было, то оно уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем необходимо, Общество направило в Таможню с заявление от 16.11.2015 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 4650 руб. 62 коп. (листы дела 66 - 68).
Таможенный орган письмом от 30.11.2015 N 05-53/21215 (листы дела 70 - 71) оставил заявление без рассмотрения, сославшись на нарушение статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Кроме того, в ходе проверки правильности определения таможенной стоимости товара по декларации на товары N 10218040/080715/0013494 Таможней были выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о заявленной таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В связи с этим и на основании пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки от 09.07.2015, которым Обществу предложено представить в срок до 06.09.2015 дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленной в указанной декларации на товары. Данным решением Обществу также установлен срок для представления обеспечения уплаты таможенных платежей.
Общество внесло сумму обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 172 961 руб. 10 коп., что подтверждается таможенной распиской N 10218040/090715/ТР-6495600 (лист дела 36). Задекларированный товар выпущен таможенным органом под обеспечение уплаты таможенных платежей.
По результатам проведенного таможенного контроля по декларации на товары N 10218040/080715/0013494 Таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости, согласно которому таможенная стоимость подлежит определению по резервному методу (шестой метод). Также Обществу выставлено требование от 13.10.2015 N 1326 об уплате таможенных платежей, доначисленных в связи с корректировкой.
В связи с неисполнением Обществом обязательства по уплате таможенных платежей, налогов Таможня приняла решение N 10218000/1234/ЗДзО/131015 о зачете денежных средств, внесенных по таможенной расписке N 10218040/090715/ТР-6495600, в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей на общую сумму 172 981 руб. 10 коп. (лист дела 40).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2016 по делу N А56-81364/2015 признано незаконным решение Таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по декларации на товары N 10218040/080715/0013494; на Таможню возложена обязанность восстановить нарушенные права Общества путем принятия таможенной стоимости по спорной декларации на товары по стоимости сделки с ввозимым товаром. Также суд признал недействительным требование таможенного органа от 13.10.2015 N 1326 об уплате таможенных платежей.
В марте 2016 года таможенным органом вновь было принято решение от 22.03.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10218040/080715/0013494, а также выставлено в адрес Общества требование от 21.04.2016 N 200 об уплате таможенных платежей.
Уплата доначисленных платежей в сумме 3392 руб. 78 коп. произведена Обществом платежными поручениями от 10.05.2016 N 386 и 388.
По результатам рассмотрения жалобы Общества решением Северо-Западного таможенного управления от 08.09.2016 N 16-03-12/135 (листы дела 51 - 54) признано неправомерным и отменено решение Таможни от 22.03.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по декларации на товары N 10218040/080715/0013494. Кроме того, признаны несоответствующими праву Евразийского экономического союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле действия таможни по выставлению требования от 21.04.2016 N 200 об уплате таможенных платежей.
Общество в августе 2016 года обратилось в Таможню с заявлением от 15.08.2016 N 509 (листы дела 72 - 74) о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, исчисленных по декларации на товары 10218040/080715/0013494, в сумме 4650 руб. 62 коп.; по таможенной расписке 10218040/090715/ТР-6495600 в сумме 172 981 руб. 10 коп.; по требованию об уплате таможенных платежей от 17.02.2016 N 87 в сумме 4138 руб. 57 коп.; по требованию об уплате таможенных платежей от 21.04.2016 N 200 в сумме 3392 руб. 78 коп.
Таможенный орган вернул Обществу излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи в сумме 185 163 руб. 07 коп. платежными поручениями от 08.09.2016 N 189617, 189373, 189348, 189591, 189426, 189533, 189390, 189769.
Общество обратилось в арбитражный суд с иском к таможенному органу о взыскании 16 442 руб. 86 коп. процентов, начисляемых в порядке, установленном частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в размере 180 153 руб. 24 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверена законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы Таможни и возражений относительно жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании части 6 статьи 147 названного Закона возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 29 постановления N 18, к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Как указано в пункте 13 постановления N 18, внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 ТК ТС и пункт 11 Порядка).
В силу пункта 12 Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем названного пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется.
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия (пункт 14 Порядка).
Материалами дела подтверждается, что Общество в ноябре 2015 года обратилось в Таможню не только с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 4650 руб. 62 коп., но и, реализуя свое право на письменное мотивированное обращение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, с соответствующими заявлениями от 04.11.2015 и от 13.11.2015. При этом декларант представил форму корректировки декларации на товары (КДТ), ДТС-1 по декларации на товары, копию акта таможенного досмотра, доказательства внесения таможенных платежей (копии платежных поручений от 16.06.2015 N 612, от 30.06.2015 N 651, от 06.07.2015 N 659, 660).
Таким образом, вопреки позиции таможенного органа, Общество в ноябре 2015 года на дату подачи заявления от 16.11.2015 инициировало внесение соответствующих изменений в спорную декларацию на товары в части изменения сведений соответствующих граф спорной декларации и заявило о перерасчете таможенных платежей в сторону уменьшения.
С учетом изложенного, суды признали, что обязанность по возврату излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 4560 руб. 62 коп. возникла у таможенного органа 28.12.2015, то есть на следующий рабочий день после истечения месячного срока со дня получения (26.11.2015) первоначального заявления Общества от 16.11.2015.
Фактически таможенные платежи возвращены 08.09.2016.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для начисления и взыскания процентов за несвоевременный возврат таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 4560 руб. 62 коп.
Все приведенные таможенным органом в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов и фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были исследованы и оценены судами.
По существу доводы жалобы не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на иную оценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов по фактическим обстоятельствам спора, что не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Неправильного применения судами норм материального права, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке судами доказательств кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 по делу N А56-38637/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Кингисеппской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
...
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Как указано в пункте 13 постановления N 18, внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 ТК ТС и пункт 11 Порядка)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2018 г. N Ф07-2480/18 по делу N А56-38637/2017