г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А13-9253/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Чуватиной Е.В.,
судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от администрации Тотемского муниципального района Аксеновского С.Е. (доверенность от 10.01.2018), Лебедевой О.А. (доверенность от 01.04.2018), от публичного акционерного общества "Газпром" Колмозева Д.Ю. (доверенность от 05.10.2015)
рассмотрев 16.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тотемского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.09.2017 (судья Лукенюк О.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В. и Чередина Н.В.) по делу N А13-9253/2016,
установил:
Муниципальное образование "Тотемский муниципальный район" в лице администрации Тотемского муниципального района, место нахождения: 161300, Вологодская обл., Тотемский р-н, г. Тотьма, ул. Володарского, д. 4, ОГРН 1023501493707, ИНН 3518001217 (далее - Администрация), обратилось с иском в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735, Департаменту имущественных отношений Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Козленская ул., д. 8, ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122 (далее - Департамент), о признании права муниципальной собственности на объект "Полигон для захоронения промышленных и твердых бытовых отходов Юбилейного ЛПУ МГ Вологодской области" площадью 13 225 кв. м, кадастровый номер 35:14:0402011:153, местоположение: Вологодская обл., Тотемский р-н, квартал 34 Тотемского сельского участкового лесничества Тотемского лесничества.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12.09.2016 иск удовлетворен.
Департамент 29.03.2017 обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о пересмотре данного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15.05.2017 заявление Департамента удовлетворено, решение от 12.09.2016 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576, администрация муниципального образования "Погореловское", место нахождения: 161327, Вологодская обл., Тотемский р-н, пос. Юбилейный, ул. Молодежная, д. 8, оф. 2, ОГРН 1053500510447, ИНН 3518005733, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта", место нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, наб. Газовиков, д. 10/1, ОГРН 1021100731190, ИНН 1102024468, в лице филиала - Юбилейного линейного производственного управления магистральных газопроводов (ЛПУ МГ), общество с ограниченной ответственностью "Северагрогаз", место нахождения: 161300, Вологодская обл., Тотемский р-н, г. Тотьма, ул. Володарского, д. 29, ОГРН 1023501489560, ИНН 3518003253, муниципальное унитарное предприятие "Водоканал Юбилейный", место нахождения: 161327, Вологодская обл., Тотемский р-н, пос. Юбилейный, Молодежная ул., д. 15, ОГРН 1123535000335, ИНН 3518009569, Комитет имущественных отношений администрации Тотемского района, место нахождения: 161300, Вологодская обл., Тотемский р-н, г. Тотьма, ул. Володарского, д. 4, ОГРН 1033500705193, ИНН 3518001859, Департамент лесного комплекса Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 27,ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее - Департамент лесного комплекса), публичное акционерное общество "Газпром", место нахождения: 117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003 (далее - ПАО "Газпром"), общество с ограниченной ответственностью "ОКОР", место нахождения: 160034, Вологодская обл., г. Вологда, Ленинградская ул., д. 150а, оф. 324, ОГРН 1023500872889, ИНН 3525005501.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 08.09.2017 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 08.09.2017 и постановление от 28.11.2017 отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении иска.
Податель жалобы выражает несогласие с выводами судов о том, что размещение спорного объекта на землях лесного фонда не допускается положениями действующего законодательства. Суды, по мнению Администрации, не учли, что спорный полигон был создан в целях обеспечения деятельности по складированию отходов, введен в эксплуатацию и фактически используется для нужд Тотемского муниципального района, имеет важное значение для выполнения Администрацией деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Тотемского муниципального района Вологодской области.
В отзыве Департамент лесного комплекса просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы и оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Администрации и ПАО "Газпром" поддержали доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением главы районного самоуправления Тотемского района от 30.09.2004 было согласовано место расположения земельного участка для проектирования и строительства полигона для захоронения промышленных и твердых бытовых отходов Юбилейного ЛПУ МГ общей площадью 7,7708 га.
Как указывает Администрация, строительство полигона завершено, актом от 30.12.2004 N 620 приемочная комиссия, созданная ПАО "Газпром", приняла законченный строительством объект, актом N 1/2007 Администрация ввела полигон в эксплуатацию с 01.08.2007.
На основании договора пожертвования от 18.04.2008, заключенного ПАО "Газпром" и Администрацией, и в соответствии с решением муниципального собрания Тотемского муниципального района от 23.07.2008 N 788 полигон принят безвозмездно в муниципальную собственность Тотемского муниципального района. В пункте 1 названного договора полигон определен как движимое имущество.
В 2016 году подготовлен технический план полигона как сооружения, 29.04.2016 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о полигоне для захоронения промышленных и твердых бытовых отходов Юбилейного ЛПУ МГ Вологодской области как об объекте недвижимости (сооружении) площадью 13 225 кв.м; объекту присвоен кадастровый номер 35:14:0404011:153.
Ссылаясь на необходимость оформления права муниципальной собственности на полигон как на объект недвижимого имущества, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный объект возведен на земельном участке, относящемся к землям лесного фонда, руководствуясь статьями 21, 104, 16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), посчитали, что размещение такого объекта на землях лесного фонда, относящихся к числу защитных лесов, не допускается, поэтому отказали в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В обоснование иска Администрация указывает, что полигон, по мнению истца, является недвижимым имуществом, строительство которого завершено в 2004 году, и ссылается на приобретение его на основании договора пожертвования. Иные основания возникновения права собственности Администрацией по настоящему делу не указаны.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Иск о признании права собственности является способом восстановления и защиты нарушенного права собственности. В подтверждение наличия у истца права собственности должны быть представлены доказательства наличия юридических оснований возникновения данного права.
Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.
В силу статьи 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из приведенных нормативных положений следует, что - по общему правилу - право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что спорный полигон до обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском объектом зарегистрированных прав в качестве недвижимого имущества не являлся.
Суды установили, что полигон твердых бытовых и промышленных отходов расположен частично на земельном участке с кадастровым номером 35:14:0402011:20, отнесенном к землям лесного фонда; по целевому назначению данный участок относится к защитным лесам, категория защитных лесов - запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов.
В соответствии со статьей 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
Согласно пункту 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В силу пункта 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса, - сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с частью 3 статьи 106 ЛК РФ в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
На основании приведенных норм суды пришли к обоснованному выводу о том, что размещение полигона твердых бытовых и промышленных отходов на землях лесного фонда, относящихся к числу защитных лесов - запретных полос, расположенных вдоль водных объектов, не соответствует целевому назначению таких лесов.
Суды учли, что доказательств, подтверждающих перевод участка лесного фонда в иную категорию земель, допускающую размещение полигона, Администрация не представила.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства и установив, что полигон частично расположен на землях лесного фонда (защитных лесов), права на полигон не были зарегистрированы, суды верно посчитали, что Администрация не доказала наличия оснований для возникновения права собственности на спорный объект как на объект недвижимого имущества, поэтому обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Ввиду того что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.09.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 по делу N А13-9253/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Тотемского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса, - сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с частью 3 статьи 106 ЛК РФ в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2018 г. N Ф07-818/18 по делу N А13-9253/2016
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-818/18
28.11.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9050/17
08.09.2017 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9253/16
15.05.2017 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9253/16
12.09.2016 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9253/16