г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А56-25369/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо - Западного округа в составе
председательствующего Матлиной Е.О.,
судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" Рогалевой А.А. (доверенность от 30.05.2017), от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт- Петербурге Янгировой А.А. (доверенность от 26.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2017 (судья Калинина Л.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-25369/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" (место нахождения: 194156, Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, д. 24/9, ОГРН 1047855135900, ИНН 7802309974; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт - Петербурге (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит. "А", ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520; далее - Федеральное агентство) о взыскании 13 863 769 руб. 89 коп. задолженности по оплате за содержание, ремонт и предоставление коммунальных услуг в защитные сооружения гражданской обороны за период с 01.11.2013 по 31.12.2016.
Решением от 13.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 13.09.2017 и постановление апелляционной инстанции от 26.12.2017, а дело направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суд необоснованно отказал истцу во взыскании платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, в которых расположены защитные сооружения, равно как и за коммунальные услуги.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство просит оставить решение от 13.09.2017 и постановление апелляционной инстанции от 26.12.2017 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Федерального агентства - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 01.11.2013 по 31.12.2016 Общество, являясь управляющей организацией, оказывало коммунальные услуги в отношении многоквартирных домов, расположенных в Санкт-Петербурге по адресам: Б. Сампсониевский пр., д. 3; лит. "А"; д. 14, лит. А, пом. б/н 2; д. 17, лит. "А"; д. 18, лит. "Б"; д. 25, лит. "А"; д. 44, лит. "А"; д. 70; лит. "А"; д. 72, лит. "Б"; д. 76, пом. 23-Н; д. 79, лит. "А"; д. 80, лит. "А"; д. 88, лит. "Б"; д. 92, лит. "А"; д. 108, лит. "А"; Выборгская наб., д. 59, к. 1, лит. "А"; Диагональная ул., д. 8, лит. "Е"; ул. Жака Дюкло, д. 2/8 лит. "А"; Заводская ул., д. 20, лит. "А", пом. 23-н; Земледельческая ул, д. 1, лит. "А"; ул. Капитана Воронина, д. 6, лит. "А"; ул. Комиссара Смирнова, д. 13, лит. "А", д. 15 лит. "А"; ул. Курчатова, д. 4, лит. "А"; Лесной пр., д. 8, лит. "А", д. 20, к. 1, лит. "В"; д. 20, к. 3, лит. "А", д. 20, к. 4, лит. "Э", д. 20, к. 8, лит. "Ф, д. 20, к. 10, лит. "Е", д. 34-36, к. 4, лит. "Д", д. 39, к. 3, лит. "А", д. 59, к. 1, лит. "А"; д. 59, к. 2, лит. "Б", д. 59, к. 3, лит. "В", д. 61, к. 3, лит. "Д", д. 61, к. 2, лит. "В"; Ново-литовская ул., д. 5, лит. "А"; Парголовская ул., д. 5, лит. "В"; Сахарный пер., д. 2/35, лит. "А"; Сердобольская ул., д. 1, лит. "А"; ул. Смолячкова д. 14, к. 1, лит. "Б", д. 14, к. 3, лит. "Г", д. 14, к. 4, лит. "Д, д. 15-17, лит. "А"; ул. Харченко, д. 10, лит. "Б"; 1-ый Муринский пр., д. 15, лит. "А".
Общество, ссылаясь на наличие у ответчика долга в сумме 13 863 769 руб. 89 коп. в связи с оказанием в период с 01.11.2013 по 31.12.2016 услуг по содержанию и ремонту общего имущества упомянутых многоквартирных жилых домов. обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в подвалах названных многоквартирных домов находятся нежилые помещения - защитные сооружения гражданской обороны (убежища), являющиеся федеральной собственностью, вследствие чего собственник в лице его представителя обязан нести расходы на содержание общедомового имущества и коммунальным платежам.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Суд, ссылаясь на особый статус объекта гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования, как созданный исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий, отказал Обществу в удовлетворении заявленных им исковых требований.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьями 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Аналогичная норма предусмотрена статьей 249 ГК РФ, устанавливающей обязанность каждого собственника соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Таким образом, закон связывает обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества с моментом возникновения права собственности на помещение.
Согласно статье 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичные нормы приведены в пунктах 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Отсутствие договорных отношений между управляющей компанией и собственником на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах не освобождает последнего от обязанности нести соответствующие расходы, производить управляющей организации оплату работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общедомового имущества.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает выводы суда об отсутствии у представителя собственника обязанностей от несения соответствующих затрат на общедомовые нужды необоснованными.
На основании статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе выполняет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на него функций (пункты 4, 5.47).
В силу пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, данное лицо реализует от имени Российской Федерации соответствующие полномочия.
Поскольку обстоятельства, связанные с понесенными Обществом расходами на содержание общедомового имущества, судом не проверялись, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене как принятые с нарушением норм права и в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить фактические обстоятельства дела, в том числе и связанные со сроком исковой давности и в соответствии с установленным разрешить спор.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 по делу N А56-25369/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.