10 мая 2018 г. |
Дело N А42-4265/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Золотухиной Ю.В. (доверенность от 25.12.2017 N 14-11/066182) и Козловой С.В. (доверенность от 25.12.2017 N 14-11/066183), от федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Быкова Я.В. (доверенность от 08.08.2017 N 581-2017) и Туровеца Е.Ю. (доверенность от 08.08.2017 N 580-2017),
рассмотрев 10.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2017 (судья Кабикова Е.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А42-4265/2017,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", место нахождения: 127055, Москва, Сущевская улица, дом 19, строение 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454, в лице Мурманского филиала (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, место нахождения: 183038, город Мурманск, Комсомольская улица, дом 4, ОГРН 1045100223850, ИНН 5190100360 (далее - Инспекция), от 13.12.2016 N 36457 в части отказа в возмещении 823 385 руб. акциза по уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за февраль 2016 года.
Решением суда первой инстанции от 28.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.01.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 28.09.2017 и постановление от 16.01.2018 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, исходя из толкования пункта 22 статьи 200 и подпункта 3 пункта 22 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщик, представляя в налоговый орган в числе документов топливный отчет, который подтверждает именно фактическое использование топлива водными судами, может воспользоваться правом на получение вычета сумм акциза с коэффициентом 2 не ко всему объему забункерованного топлива, а только к действительно использованному при работе двигателей судов. Также Инспекция обращает внимание на то, что налоговым законодательством не определен конкретный период, за который приобретенное топливо должно быть использовано, однако, учитывая, что выбытие (использование) средних дистиллятов, полученных налогоплательщиком для бункеровки (заправки) водных судов, происходит в более поздние налоговые периоды по сравнению с периодами их получения, налогоплательщик вправе реализовать свое право на вычет сумм акциза исходя из фактического использования топлива в последующие налоговые периоды. Кроме того, налоговый орган считает, что суды необоснованно учли позицию Федеральной налоговой службы, изложенную в письме от т 02.08.2017 N СД-4-3/15186@.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 14.07.2016 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за февраль 2016 года, в которой сумма акциза, начисленная к уменьшению, указана в сумме 1 103 900 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки полученной декларации налоговый орган составил акт от 27.10.2016 и принял решение от 13.12.2016 N 36457 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением Обществу предложено уменьшить на 823 385 руб. заявленную к возмещению из бюджета в завышенных размерах сумму акциза за февраль 2016 года.
Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области решением от 22.02.2017 N 105 оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решения налогового органа.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования. Принимая такое решение, суды исходили из соблюдения Обществом всех предусмотренных главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации условий для принятия к вычету спорной суммы акциза. При этом суды указали, что положениями названной главы Налогового кодекса Российской Федерации в качестве условия реализации права на вычет сумм акциза не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить количество фактического израсходованного топлива в процессе работы судов. Судами отмечено, что факт представления налогоплательщиком всех необходимых документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 22 статьи 201 НК РФ, в подтверждение права на вычет сумм акциза в феврале 2016 года налоговым органом не оспаривается, претензий к полученным от Общества документам Инспекция не предъявляет; доказательств использования средних дистиллятов в иных целях, не связанных с бункеровкой (заправкой) водных судов, налоговый орган в ходе судебного разбирательства не представил.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как указано в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), подакцизными товарами признаются средние дистилляты, которыми в целях 22 названного Кодекса признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, за исключением прямогонного бензина, автомобильного бензина, дизельного топлива, бензола, параксилола, ортоксилола, авиационного керосина, конденсата газового стабильного, одновременно соответствующие следующим физико-химическим характеристикам:
плотность не менее 750 кг/куб. м и не более 930 кг/куб. м при температуре 20 градусов Цельсия;
значение показателя температуры, при которой перегоняется по обмену не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), находится в диапазоне не ниже 215 градусов Цельсия и не выше 360 градусов Цельсия.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 названного Кодекса, признается объектом налогообложения акцизами независимо от даты производства указанных подакцизных товаров. При этом получением средних дистиллятов является приобретение средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 179.5 НК РФ свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, выдается российским организациям, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании морские суда, суда внутреннего плавания и (или) суда смешанного (река - море) плавания, используемые в целях судоходства или торгового мореплавания и имеющие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Общество имеет свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, выданное Управлением Федеральной налоговой службы по городу Москве, от 26.02.2016 серия 77 N 016522007, в том числе по месту фактической деятельности: г. Мурманск, Портовый проезд, д. 19, порт регистрации: Мурманск.
Обществом (покупатель) заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Газпромнефть Марин Бункер" (поставщик) договор от 04.03.2015 N МБР-15/27100/00049/Д/166/ДО-15 на поставку топлива DMA по стандарту СТО 00148725-004-2011, с содержанием серы не более 0,5%. По условиям договора продукция доставляется поставщиком до судна и закачивается (передается) в соответствующие емкости судна покупателя; продукция считается поставленной покупателю с даты подписания уполномоченным представителем покупателя бункеровочной расписки и накладной формы ТОРГ-12.
В соответствии с представленными Обществом к проверке накладными на поставку бункерного топлива и товарными накладными формы ТОРГ-12 в феврале 2016 года заявителем приобретено три партии продукции общим объемом 266 тонн, в том числе:
- топливо судовое дистиллятное DMF вид I (средний дистиллят) для ледокола "Капитан Драницын" в количестве 250 тонн;
- топливо CМТ, вид Э (средний дистиллят) для лоцманского судна "Святой Николай" в количестве 8 тонн;
- топливо СМТ, вид 2 (средний дистиллят) дл лоцманского судна "Лоцман-1" в количестве 8 тонн.
На основании пункта 11 статьи 187 НК РФ налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, определяется как объем в натуральном выражении полученных средних дистиллятов.
Исходя из пункта 1 статьи 200 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 названного Кодекса, на установленные в этой статье налоговые вычеты.
Суммы акциза, исчисленные при совершении операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, подлежат вычетам.
Согласно пункту 22 статьи 200 НК РФ при использовании налогоплательщиком полученных средних дистиллятов для бункеровки (заправки) водных судов и (или) установок и сооружений, указанных в статье 179.5 НК РФ, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, для вычета применяется коэффициент, равный 2.
В иных случаях выбытия (использования) полученных средних дистиллятов применяется коэффициент, равный 1.
В уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за февраль 2016 года, Общество в подразделе 2.2 "Сумма акциза, подлежащая вычету" раздела 2 по коду показателя 30027 указало 2 207 800 руб. акциза (266 тонн х 4150 руб.) х коэффициент 2), подлежащего вычету в соответствии с пунктом 22 статьи 200 НК РФ.
По мнению Инспекции, при определении суммы акциза, подлежащей вычету с коэффициентом 2, Общество должно было учитывать не весь объем забункерованного на судна топлива (средний дистиллят), а только действительно использованный объем. В обоснование данного вывод налоговый орган указал, что для применения установленных в пункте 22 статьи 200 НК РФ налоговых вычетов с коэффициентом, равным 2, налогоплательщик должен документально подтвердить факт использования полученных средних дистиллятов в целях бункеровки (заправки) водных судов. При этом в подпункте 3 пункта 22 статьи 201 НК РФ определено, что в качестве документов, подтверждающих факт получения средних дистиллятов и их исполнения для бункеровки (заправки) судов, налогоплательщик должен представить реестр бункеровочных расписок и топливный отчет, подтверждающий фактическое использование топлива водными судами. Инспекция считает, что использование топлива означает, что оно должно быть списано налогоплательщиком в производство, т.е. израсходовано согласно представленным налогоплательщиком топливным отчетам. Следовательно, коэффициент 2 налогоплательщик может применить только к тем объемам, приобретенных и забункерованных средних дистиллятов, который фактически использован на судах, т.е. использовался при работе двигателей.
Исходя из анализа представленных Обществом документов и пояснений, месячных отчетов о расходе топлива и масла за период с 01.02.2016 по 08.05.2016, Инспекция пришла к выводу, что в состав налоговых вычетов с коэффициентом 2 налогоплательщик имел право включить 1 384 415 руб. акциза, исчисленного из объема фактически израсходованного топлива - 166,797 тонн.
В соответствии с пунктом 22 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, при представлении документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 НК РФ.
Порядок применения налоговых вычетов по акцизам регулируется статьей 201 НК РФ.
Так, при использовании налогоплательщиком полученных средних дистиллятов для бункеровки (заправки) водных судов согласно подпункту 3 пункта 22 статьи 201 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 22 статьи 200 названного Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы:
реестра накладных и (или) актов приема-передачи топлива и (или) иных документов на поставку топлива, относящегося в целях главы 22 названного Кодекса к средним дистиллятам, подтверждающих факт получения налогоплательщиком такого топлива. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, дату и номер документа на поставку топлива, вид топлива, количество заправленного топлива;
реестра бункеровочных расписок, и (или) накладных, и (или) требований, и (или) ордеров, подтверждающих фактическое получение топлива, относящегося к средним дистиллятам, водными судами, эксплуатируемыми налогоплательщиком на праве собственности или ином законном основании, подписанного руководителем организации налогоплательщика или уполномоченным представителем. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, его дату и номер, место бункеровки (заправки) (порт, где применимо), вид топлива, количество заправленного топлива в тоннах;
топливного отчета (составленного в произвольной форме), подтверждающего фактическое использование топлива, относящегося в к средним дистиллятам, водными судами, эксплуатируемыми налогоплательщиком на праве собственности или ином законном основании, подписанного руководителем организации-налогоплательщика или уполномоченным представителем.
Судами установлено представление Обществом всех необходимых документов в подтверждение приобретения и использования полученных средних дистиллятов для бункеровки (заправки) водных судов, а также соблюдение налогоплательщиком всех условий для применения заявленного вычета по акцизам.
Признавая не основанным на требованиях закона довод Инспекции о праве налогоплательщика на применение налоговых вычетов только с учетом объема фактически израсходованного топлива, суды обоснованно исходили из следующего.
Указанный в приведенном в подпункте 3 пункта 22 статьи 201 НК РФ перечне документов топливный отчет (составленный в произвольной форме и подписанный руководителем организации-налогоплательщика или уполномоченным представителем) определен как документ, подтверждающий фактическое использование топлива (средних дистиллятов) водными судами, эксплуатируемыми налогоплательщиком.
Таким образом, с учетом установленного в пункте 22 статьи 200 НК РФ условия для применения коэффициента, равного 2, - использование налогоплательщиком полученных средних дистиллятов для бункеровки (заправки) водных судов - топливный отчет должен подтверждать фактическое использование топлива для бункеровки (заправки) указанных водных судов.
При этом из положений пункта 22 статьи 200 и пункта 22 статьи 201 НК РФ не усматривается, что возможность получения вычета ставится в зависимость от объема фактически использованных налогоплательщиком средних дистиллятов (топлива) для бункеровки (заправки) водных судов.
Поскольку в главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика в целях применения права на вычет сумм акциза подтверждать именно фактический объем израсходованного топлива в процессе работы судов, следует признать, что суды правомерно отклонили утверждение Инспекции о том, что применение вычета сумм акциза возможно исключительно в отношении того объема топлива, которое израсходовано в процессе работы двигателя судна.
Довод Инспекции о неправильном применении судами пункта 22 статьи 200 и пункта 22 статьи 201 НК РФ основан на ошибочном толковании названных нормы права.
Ссылка подателя жалобы на необоснованность принятия судами во внимание позиции, приведенной в письме Федеральной налоговой службы в письме от 02.08.2017 N СД-4-3/15186@, отклоняется судом кассационной инстанции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и (или) процессуального права, сводятся к повторению аргументов Инспекции, которые были предметом рассмотрения и правовой оценки судов.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А42-4265/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.