15 мая 2018 г. |
Дело N А42-5617/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Боголюбовой Е.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский многопрофильный центр имени Н.И. Пирогова Федерального медико-биологического агентства" Иваняк С.С. (доверенность от 21.10.2015), от общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" Ахрамеевой Е.В. (доверенность от 01.12.2017 N 123),
рассмотрев 14.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский многопрофильный центр имени Н.И. Пирогова Федерального медико-биологического агентства" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Лущаев С.В.) по делу N А42-5617/2017,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманский многопрофильный центр имени Н.И. Пирогова Федерального медико-биологического агентства", место нахождения: 183031, Мурманская область, город Мурманск, улица Павлика Морозова, дом 6, ОГРН 1157746943661, ИНН 5190053159 (далее - ФГБУЗ ММЦ им. Н.И. Пирогова ФМБА России, Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС", место нахождения: 115162, город Москва, улица Шаболовка, дом 31, строение 11, ОГРН 1047100775963, ИНН 7106060429 (далее - ООО "АльфаСтрахование-ОМС", Организация), в лице Мурманского филиала, место нахождения: 183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Софьи Перовской, дом 25/26, о взыскании 2 693 974 руб. 67 коп. задолженности за услуги, оказанные на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС). Кроме этого, истец просил взыскать с ответчика 36 469 руб. 87 коп. расходов по госпошлине.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области, место нахождения: 183038, Мурманская область, город Мурманск, проспект Ленина, дом 89, ОГРН 1025100843789, ИНН 5192160029 (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2017 (судья Кушниренко В.Н.) исковые требования удовлетворены. В пользу истца с ответчика взыскано 2 693 974 руб. 67 коп. задолженности и 36 369 руб. 87 коп. судебных расходов по государственной пошлине; в доход федерального бюджета с Организации взыскано 100 руб. госпошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 указанное решение от 01.11.2017 отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано. В пользу ООО "АльфаСтрахование-ОМС" с истца взыскано 3000 руб. расходов по государственной пошлине.
В кассационной жалобе ФГБУЗ ММЦ им. Н.И. Пирогова ФМБА России и в дополнении к ней ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить постановление от 12.02.2018 и оставить в силе решение от 01.11.2017.
Податель жалобы полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно истолкованы нормы действующего законодательства Российской Федерации в сфере оказания медицинских услуг.
По мнению Учреждения, в данном случае отсутствуют основания для освобождения ответчика от оплаты фактически оказанных истцом услуг, предусмотренных территориальной программой ОМС. Податель жалобы полагает, что вывод апелляционного суда о недоказанности истцом повышения заболеваемости не соответствует материалам дела, поскольку соответствующие документы (реестры выполненных объемов по соответствующим периодам, копии протоколов обработки реестров счетов на оплату медицинской помощи по ОМС, копии расшифровок к счетам) были предоставлены истцом.
В отзыве ООО "АльфаСтрахование-ОМС" просит оставить постановление апелляционного суда от 12.02.2018 без изменения, а кассационную жалобу ФГБУЗ ММЦ им. Н.И. Пирогова ФМБА России - без удовлетворения.
В возражениях на жалобу истца Фонд просит оставить без изменения постановление апелляционного суда от 12.02.2018.
В судебном заседании представитель ФГБУЗ ММЦ им. Н.И. Пирогова ФМБА России поддержал доводы жалобы, а представитель ООО "АльфаСтрахование-ОМС" просил отказать в ее удовлетворении.
Фонд надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда от 12.02.2018 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 01.11.2017 - оставлению в силе в связи с неправильным применением апелляционным судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, страховая медицинская организация ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в лице Мурманского филиала и медицинское учреждение ФГБУЗ ММЦ им. Н.И. Пирогова ФМБА России, включенное в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) заключили договор от 01.01.2014 N 23 "на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Договор).
По условиям указанного Договора (пункт 1) медицинская организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить оказанную медицинскую помощь.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС (приложение N 1 к Договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС в течение трех рабочих дней после получения средств ОМС от территориального фонда ОМС путем перечисления указанных средств на расчетный счет медицинской организации на основании предъявленных этой организацией счетов и реестров счетов, до 30 числа каждого месяца включительно.
В период с 01.02.2017 по 31.03.2017 Учреждение оказало медицинские услуги застрахованным лицам в рамках программы ОМС, в связи с чем на основании Договора истцом были выставлены ответчику к оплате соответствующие реестры и счета на общую сумму 14 622 690 руб. 61 коп.
После проведенного медико-экономического контроля выставленных Учреждением счетов страховая организация оформила протоколы обработки реестров счетов на оплату медицинской помощи по ОМС, согласно которым, в связи с применением поправочного коэффициента, с оплаты были сняты медицинские услуги на сумму 2 693 974 руб. 67 коп. (специализированная медицинская помощь в условиях стационара), оказанные с превышением утвержденных объемов медицинской помощи за период с 01.02.2017 по 31.03.2017.
Учреждение обратилось к Обществу с претензиями от 17.03.2017 N 16-06/221 (том дела 1, листы 115 - 119) и от 24.04.2017 N 16-06/331 (том дела 1, листы 126 - 130), которые не были удовлетворены страховой организацией, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства и установив конкретные обстоятельства настоящего дела, признал исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд первой инстанции указал, что территориальная программа ОМС является гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, и лечебное учреждение, включенное в названную программу, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено, что возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС и в соответствии с названным договором ставится в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе ОМС, бесплатной медицинской помощи, а превышение фактических расходов над запланированными за соответствующий отчетный период не является основанием для отнесения разницы на финансовые результаты деятельности медицинского учреждения.
Как установил суд первой инстанции, фактическое оказание Учреждением в феврале - марте 2017 года медицинских услуг, входящих в программу ОМС и предъявленных к оплате Учреждением страховой медицинской организации, подтверждает факт применения Фондом при проведении медико-экономического контроля выставленных счетов поправочного коэффициента, призванного сократить стоимость единицы медицинской помощи в случае превышения объёмов медицинской помощи в условиях отсутствия дополнительного объёма финансирования, что в конечном итоге влечёт снятие с оплаты части оказанных медицинских услуг.
Суд первой инстанции руководствовался нормами частей 6 - 9 статьи 38 Закона N 326-ФЗ и пункта 123 "Правил обязательного медицинского страхования", утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС). Исходя из указанных Правил объемы медицинской помощи, устанавливаемые на год, могут быть скорректированы. При этом действующее законодательство исходит из того, что медицинские учреждения не несут ответственности за недостатки планирования программы ОМС или прогнозирования заболеваемости населения.
Апелляционный суд не согласился с указанными выводами суда первой инстанции и постановлением от 12.02.2018 отменил решение от 01.11.2017. Апелляционный суд посчитал, что требования об уплате суммы 2 693 974 руб. 67 коп. сверх цены Договора являются намерением истца изменить цену Договора в одностороннем порядке, что противоречит пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Апелляционный суд указал на то, что поскольку отсутствует событие нарушения условий Договора со стороны ответчика, следовательно, отсутствует и факт задолженности ответчика по Договору, что приводит к необоснованности предъявления и удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу спорной суммы.
При этом суд апелляционной инстанции согласился с правильностью выводов, изложенных в решении Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2017, о том, что объемы медицинской помощи, устанавливаемые на год, могут быть скорректированы и что медицинские учреждения не несут ответственности за недостатки планирования программы ОМС или прогнозирования заболеваемости населения.
Однако, как отметил апелляционный суд, действующим законодательством по ОМС также не предусмотрено, что подобную ответственность несут страховые медицинские организации. Поскольку объемы медицинской помощи устанавливаются решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС, то в случае несогласия с объемом финансирования истец вправе обжаловать решение данной комиссии в порядке главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания заявленной суммы долга со страховой организации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, выслушав лиц, участвующих в деле, считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе в связи с неправильным применением апелляционным судом норм материального права.
Согласно части 2 статьи 19 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно части 5 статьи 10 Закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 81 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Правоотношения, возникающие в сфере ОМС, регулируются Законом N 326-ФЗ.
В соответствии со статьей 9 указанного Закона субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники ОМС, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Пункт 10 части 2 статьи 38 Закона N 326-ФЗ обязывает страховую медицинскую организацию осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и представлять отчет о результатах такого контроля.
На основании части 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в случае выявления нарушений договорных обязательств со стороны страховой медицинской организации при возмещении ей затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств.
Как установлено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, на территории Мурманской области действует Тарифное соглашение в системе ОМС, утвержденное Министерством здравоохранения Мурманской области в лице министра здравоохранения Перетрухина В.Г., а также Фондом в лице директора Акульчева В.А., представителями страховых медицинских организаций в лице директора Мурманского филиала акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" Черняковой И.В., директора Мурманского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" Кондратьевой З.В., представителя профессиональных союзов медицинских работников в лице члена президиума Мурманской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Андреева С.В.
Названное Тарифное соглашение является нормативным правовым актом, поскольку рассчитано на неоднократное применение и устанавливает тарифы, адресованные неопределенному кругу лиц, которые в течение года могут изменяться.
Этим Тарифным соглашением установлен КпопрСт - поправочный коэффициент, рассчитываемый ежемесячно нарастающим итогом с начала года в целях приведения в соответствие стоимости оказанной стационарной помощи объему финансовых средств, предусмотренному плановым заданием.
В соответствии с Порядком информационного взаимодействия участников обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области первичный медико-экономический контроль реестров счетов медицинских организаций проводится Фондом.
В подписанном между истцом и ответчиком Договоре (пункт 4.1) отражено, что цена Договора (объем медицинской помощи по территориальной программе ОМС на 2017 год для ФГБУЗ ММЦ им. Н.И. Пирогова ФМБА России, приложение N 1 к Договору (том дела 1, лист 94) определяется решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Указанная цена равна утвержденному для истца объему муниципального заказа с учетом применения положений Тарифного соглашения Мурманской области с учетом порядка информационного взаимодействия участников обязательного медицинского страхования.
Апелляционный суд признал, что требования истца об оплате суммы 2 693 974 руб. 67 коп., выходящей за пределы цены Договора, являются намерением изменить цену Договора в одностороннем порядке, что противоречит пункту 2 статьи 424 ГК РФ.
Апелляционной инстанцией принято во внимание, что Тарифное соглашение ОМС Мурманской области не оспорено, является действующим нормативно-правовым актом, обязательным для исполнения участниками системы ОМС на территории Мурманской области; объемы медицинской помощи, оплата которых гарантируется государством, определяются не по потребности отдельно взятой медицинской организации, а зафиксированы в Территориальной программе ОМС; размер средств на оплату медицинской помощи на территории Мурманской области, утвержденный Территориальной программой ОМС, не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию Территориальной программы ОМС, установленный законом о бюджете Мурманской области.
В соответствии с пунктом 110 Правил ОМС оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным названными Правилами.
Из пункта 123 Правил ОМС следует, что объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача, на основании условий, указанных в данном пункте.
Однако апелляционным судом не учтено, что порядок и условия исполнения сторонами названного договора в данном случае регулируется не только общими нормами ГК РФ, а также - специальным законодательством, принятым во исполнение Закона N 326-ФЗ, что обоснованно учтено судом первой инстанции при принятии решения от 01.11.2017.
Согласно пункту 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, Положению о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Комиссия распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями до 1 января года, на который осуществляется распределение исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - это составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном названным Законом порядке.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным правилами ОМС (часть 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно части 7 статьи 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
Частью 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Частью 6 статьи 38 Закона N 326-ФЗ установлено, что в случае превышения установленного в соответствии с названным Федеральным законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
Таким образом, в данном случае суды обеих инстанций правильно указали на то, что объемы медицинской помощи, устанавливаемые Учреждению на год, могут быть скорректированы.
В силу части 7 статьи 38 Закона N 326-ФЗ обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств.
Пунктом 8 статьи 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрена возможность предоставления территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации денежных средств, недостающих для оплаты оказанной застрахованным лицам медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, за счет нормированного страхового запаса территориального фонда в случаях превышения установленного для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличения тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменения их структуры по полу и возрасту.
Основаниями для отказа в предоставлении страховой медицинской организации средств из нормированного страхового запаса территориального фонда сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации являются: наличие у страховой медицинской организации остатка целевых средств; необоснованность объема дополнительно запрашиваемых средств, выявленная территориальным фондом по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи и проведения экспертизы качества медицинской помощи; отсутствие средств в нормированном страховом запасе территориального фонда (пункт 9 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
Таким образом, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда принимается Фондом.
Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции на основании материалов дела установлен факт оказания Учреждением медицинских услуг гражданам в рамках, предусмотренных территориальной программой видов медицинской помощи застрахованным в системе ОМС.
Истец представил в суд первой инстанции доказательства обращения названного лечебного учреждения в Фонд с предложением рассмотреть вопрос об увеличении объема специализированной медицинской помощи на 2017 год, подлежащих оплате за счет средств ОМС (письма истца от 25.05.2017 N 01-09/402, от 21.06.2017 N 01-09), но Фонд письмом от 08.08.2017 N 2328/06-02 проинформировал истца о решении Комиссии об оставлении без изменения плановых заданий по объемам и стоимости медицинской помощи на 2017 год (том дела 2, листы 20-22).
Ответчик и третье лицо не оспаривают факт оказания Учреждением медицинских услуг надлежащего качества в соответствии с программой ОМС. Доказательств того, что медицинская помощь не оказана истцом или оказана по видам услуг, не предусмотренным территориальной программой ОМС, по завышенным тарифам, ненадлежащего качества или в ином объеме, отличном от заявленного в иске, судам в материалы дела не представлено.
Оказанные Учреждением в 2017 году медицинские услуги сверх установленного объема финансирования являются страховыми случаями, и, соответственно, подлежат оплате в заявленном размере.
Из материалов дела не усматривается, что ответчик обращался в Фонд за предоставлением недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда и ему было отказано в этом в силу наличия какого-либо из перечисленных в пункте 9 статьи 38 Закона N 326-ФЗ оснований.
Обращение Учреждения в Комиссию, на которое указал апелляционный суд, является правом медицинской организации и последней было выполнено.
Таким же правом на обращение в Комиссию наделены медицинские страховые организации.
В силу пункта 8 статьи 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
При таких обстоятельствах превышение объема фактически оказанных Учреждением услуг над запланированным (сверх установленного объема финансирования) не может служить основанием для отказа Учреждению в оплате оказанных им услуг. Федеральное законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание застрахованным лицам бесплатной медицинской помощи гражданам, застрахованным в системе ОМС.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что заявленные ФГБУЗ ММЦ им. Н.И. Пирогова ФМБА России требования удовлетворены судом первой инстанции обоснованно, а постановление апелляционного суда от 12.02.2018 подлежит отмене в связи с неправильным применением апелляционным судом норм материального права.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 5 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А42-5617/2017 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2017 по делу N А42-5617/2017.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" (место нахождения: 115162, город Москва, улица Шаболовка, дом 31, строение 11, ОГРН 1047100775963, ИНН 7106060429) в пользу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский многопрофильный центр имени Н.И. Пирогова Федерального медико-биологического агентства" (место нахождения: 183031, Мурманская область, город Мурманск, улица Павлика Морозова, дом 6, ОГРН 1157746943661, ИНН 5190053159) 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.