24 мая 2018 г. |
Дело N А13-9840/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
рассмотрев 23.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2017 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А13-9840/2017,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Череповца "Электросеть" место нахождения: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Милютина, дом 3, ОГРН 1023501245404, ИНН 3528055532 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, г. Вологда, пр. Победы, д. 33, ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187 (далее - Фонд), от 23.05.2017 N 103 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 35 382 руб. 38 коп. и начисления соответствующих сумм штрафа и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов (далее - решение).
Решением суда первой инстанции от 07.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2018, заявленные Предприятием требования удовлетворены: решение Фонда признано незаконным в части предложения уплатить Предприятию недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 35 382 руб. 38 коп., а также начисления соответствующих сумм пеней и штрафа; на Фонд возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов Предприятия. Кроме того, с Фонда в пользу Предприятия взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 07.12.2017 и постановление от 27.02.2018 и принять новый судебный акт об отказе Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Фонд считает, что выявленные в ходе проверки суммы, которые выплачивались в пользу работников в рамках трудовых отношений, входят в систему оплаты труда, и соответственно, подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на общих основаниях.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Фонда - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Предприятием до начала судебного заседания заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое судом кассационной инстанции удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения судом кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 15.03.2017 N 113 в период с 15.03.2017 по 19.04.2017 Фондом проведена плановая выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Предприятием страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 19.04.2017 N 2818 и принято решение о привлечении Предприятия к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в котором сделан вывод о том, что в нарушение требований статей 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ заявителем в 2014-2016 годах занижена база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на общую сумму 1 228 765 руб. 22 коп., в том числе с выплат, предусмотренных коллективным договором в виде:
- 85 000 руб. единовременного вознаграждения в связи с празднованием 100-летнего юбилея Предприятия и награждением: благодарностью Губернатора Вологодской области, благодарственным письмом Законодательного Собрания Вологодской области, благодарственным письмом мэра города Череповца; благодарственным письмом мэра города Череповца за добросовестный труд и в связи с 60-летием со дня рождения;
- 273 062 руб. 32 коп. возмещения расходов по мероприятиям, связанным с оздоровлением и иным платным лечением работников;
- 18 161 руб. 35 коп. оплаты за счет средств работодателя 3 дней в связи с похоронами близких родственников;
- 471 025 руб. стоимости приобретения путевок на санаторно-курортное лечение;
- 342 119 руб. стоимости приобретения путевок в дома отдыха, базы отдыха, туристических путевок;
- 25 714 руб. стоимости услуг бассейна, оказанных работникам;
- 5000 руб. материальной помощи работникам (бракосочетание, дни рождения).
Кроме того, Фондом установлено занижение базы для начисления страховых взносов, допущенное за счет невключения в нее выплат в размере 8 683 руб. 26 коп., которые не относятся к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов. В этой части решение Фонда заявителем в судебном порядке не оспаривалось.
Названным решением Предприятие привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде наложения штрафа в размере 7 126 руб. 83 коп. Также Предприятию предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 35 634 руб. 19 коп., пени по состоянию на 31.12.2016 в сумме 1 795 руб. 20 коп., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с решением Фонда, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 35 382 руб. 38 коп. и начисления соответствующих сумм штрафа и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов по оспариваемым эпизодам.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая решение Фонда в оспариваемой части недействительным, исходили из того, что спорные выплаты носили социальный характер, не были связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей и не представляли собой оплату их труда.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу решение от 07.12.2017 и постановление от 27.02.2018 не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Законодательным актом, определяющим понятие "трудовые отношения", является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Так согласно статье 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются такие отношения, которые основаны на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Под платой за выполнение работником трудовой функции согласно статье 129 ТК РФ понимается заработная плата, которая представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также полагающиеся работнику компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как предусмотрено статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Кроме того, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Между тем выплаты социального характера, обусловленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые не являются по своей правовой природе стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не могут признаваться оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Соответственно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Из материалов дела видно, что в проверяемый период Предприятием произведены выплаты единовременного вознаграждения по случаю юбилея организации, а также по случаю смерти родственников, бракосочетания, дней рождения, оплата путевок, лечения, что сторонами не оспаривается, основанием для указанных выплат на приобретение путевок явились условия пункта 7.1 коллективного договора администрации и трудового коллектива Предприятия на 2015-2017 годы, принятого на общем собрании трудового коллектива и представителей администрации предприятия 23.12.2014, который прошел уведомительную регистрацию в Управлении муниципальной службы и кадровой политики мэрии города Череповца 26.12.2014 и вступил в силу с 01.01.2015 (том 1, л.д. 62-99) и условия приложения N 8 к коллективному договору "Положение о порядке расходования средств, направляемых на оздоровление и отдых членов коллектива МУП "Электросеть" и их детей".
Фондом не опровергнуто, что спорные выплаты не носили систематического характера, не зависели от трудовых успехов работников, не исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, и не являлись вознаграждением работников за исполнение трудовых обязанностей.
Напротив, спорные выплаты производились на основании коллективного договора на 2015-2017 годы, приказов (распоряжений) о поощрении работников от 30.06.2016 N 138П и от 26.09.2016 N 213.
Таким образом, осуществление указанных единовременных выплат, регламентировалось локальными актами о труде, выплаты носили социальный характер, не были связаны с оплатой труда, не имели стимулирующего характера, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, не являлись оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не предусматривались трудовыми договорами, а следовательно, не подлежали обложению страховыми взносами.
Оценив представленные в материалы дело доказательства, а также заявленные сторонами доводы по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что при таких обстоятельствах у Фонда не имелось законных оснований для включения спорных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций.
Выводы судов о том, что спорные выплаты не были связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и в силу их характера не являлись оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как это определено статьей 129 ТК РФ, не носили обязательного характера, не зависели от результатов труда работников и не были включены в систему оплаты труда, основаны на материалах дела и нормам материального права не противоречат.
С учетом изложенного суды правомерно признали решение Фонда в оспариваемой Предприятием части недействительным.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Фонда и отмены принятых по делу судебных актов.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 по делу N А13-9840/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.