28 мая 2018 г. |
Дело N А56-33441/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Преснецовой Т.Г, Ракчеевой М.А.,
при участии от акционерного общества "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан" генерального директора Беляева А.Г. (протокол заседания общего собрания акционеров от 21.05.2013 N 7) и Широковой Н.А. (доверенность от 12.07.2017), от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Подшивалова Д.В. (доверенность от 29.12.2017) и Кулакова А.А. (доверенность от 29.12.2017),
рассмотрев 21.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2017 (судья Кротов С.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 (судьи Тимухина И.А., Желтянников В.И., Жиляева Е.В.) по делу N А56-33441/2017,
установил:
Акционерное общество "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан", место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 2-я линия В.О., д. 39/16, лит. А, ОГРН 1089847337711, ИНН 7801477870 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным выраженного в письме от 10.02.2017 N 01-52-5113/16-4-1 отказа Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, 6-й подъезд, ОГРН 1047844000082, ИНН 7842005556 (далее - Комитет), в принятии решения по заявлению Общества от 14.09.2014 с учетом письма от 17.10.2016; о признании за Обществом права на дополнение пакета документов - приложений к заявлению от 14.09.2014 с учетом письма от 17.10.2016; о признании пакета документов, приложенных Обществом к заявлению от 14.09.2014 с учетом письма от 17.10.2016, полным и соответствующим установленным требованиям; об обязании Комитета и Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, 6-й подъезд (далее - Правительство), принять решение о предоставлении Обществу для строительства земельных участков, расположенных по адресам:
- Санкт-Петербург, Курортный р-н, пос. Ушково, Приморское ш., участок 1 (западнее дома N 607, лит. Е, по Приморскому ш.), площадью 9129 кв. м,
- Санкт-Петербург, пос. Ушково, Детская ул., участок 1 (юго-западнее дома N 38, лит. А, по Детской ул.), площадью 14 352 кв. м,
- Санкт-Петербург, пос. Ушково, Детская ул., участок 1 (южнее дома N 8, лит. А, по Детской ул.), площадью 52 372 кв. м,
а также подготовить проект и издать постановление о предоставлении земельных участков Обществу по стоимости, определенной в соответствии с письмом вице-губернатора от 31.10.2012 и согласованием (письменным поручением) губернатора от 11.12.2012.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 17.11.2017 и постановление от 13.02.2018, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суды, полагает податель жалобы, неверно распределили бремя доказывания при рассмотрении настоящего дела и не учли, что в силу статьи 200 АПК РФ именно орган государственной власти, чьи действия оспариваются, обязан доказать соответствие таких действий закону и иным нормативным правовым актам.
Общество выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обжалование решения Комитета, изложенного в письме последнего от 10.02.2017, считает необоснованным исчисление соответствующего срока с 14.02.2017 - с даты направление скан-копии данного письма по электронной почте, указывает на получение указанного письма посредством почтового отправления 17.02.2017.
Суды, по мнению Общества, не учли, что к спорным правоотношениям подлежали применению положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), регламентирующие процедуру предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, в редакции, действовавшей до 01.03.2015, поэтому заявление Общества о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельных участков для строительства подлежало рассмотрению без применения последствий истечения срока действия актов о выборе участков для строительства.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета против ее удовлетворения возражал по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Правительство о времени и месте слушания дела надлежаще извещено, в связи с чем кассационная инстанция считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие его представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства от 22.12.2009 N 1487 Обществу было разрешено проведение изыскательских работ на земельных участках в пос. Ушково (Курортный р-н Санкт-Петербурга):
- площадью 12 125 кв. м, по адресу: Приморское ш., участок 1 (западнее дома N 607, лит. Е, по Приморскому ш.),
- площадью 3893 кв. м, по адресу: Приморское ш., участок 1 (северо-западнее дома N 607, лит. Е, по Приморскому ш.),
- площадью 14 150 кв. м, по адресу: Детская ул., участок 1 (юго-западнее дома N 8, лит. А, по Детской ул.),
- площадью 45 857 кв. м, по адресу: Детская ул., участок 1 (южнее дома N 8, лит. А, по Детской ул.).
Распоряжениями Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 25.01.2011 N 120, 121, 122 утверждены акты о выборе для строительства земельных участков в пос. Ушково (Курортный р-н Санкт-Петербурга):
- площадью 9129 кв. м, по адресу: Приморское ш., участок 1 (западнее дома N 607, лит. Е, по Приморскому ш.),
- площадью 14 352 кв. м, по адресу: Детская ул., участок 1 (юго-западнее дома N 38, лит. А, по Детской ул.),
- площадью 52 372 кв. м, по адресу: Детская ул., участок 1 (южнее дома N 8, лит. А, по Детской ул.).
Данными распоряжениями определено функциональное назначение объекта строительства - оздоровительный комплекс.
В 2012 году проведен государственный кадастровый учет участков.
Общество 27.08.2014 обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении участков для строительства.
Письмом от 19.09.2014 N 14-18426/14 Комитет по строительству сообщил Обществу, что срок действия актов выбора земельных участков, утвержденных распоряжениями КГА от 25.01.2011 N 120, 121 и 122, истек 25.01.2014, в связи с чем правовые основания для рассмотрения заявления отсутствуют.
Данное решение Комитета по строительству Общество оспорило в судебном порядке.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по делу N А56-78214/2015 отказ Комитета по строительству, выраженный в письме от 19.09.2014 N 14-18426/14, признан незаконным, суд обязал Комитет по строительству рассмотреть в установленном порядке заявление Общества о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении для целей строительства спорных земельных участков и подготовить проект постановления Правительства о предоставлении заявителю для строительства земельных участков.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2015 по делу N А56-78214/2015 постановление апелляционного суда от 17.07.2015 изменено; суд кассационный инстанции исключил из резолютивной части постановления от 17.07.2015 абзац четвертый - об обязании Комитета по строительству подготовить проект постановления Правительства о предоставлении заявителю земельных участков для строительства.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2016 по делу N А56-78214/2014 произведена замена Комитета по строительству на Комитет в порядке процессуального правопреемства.
Общество обратилось в Комитет с письмом от 17.10.2016 исх. N 01-77/10 о рассмотрении его заявления о предоставлении спорных земельных участков для строительства.
Письмом от 10.02.2017 N 01-52-5113/16-4-1 Комитет сообщил Обществу о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков, указав в качестве оснований принятого им решения следующие обстоятельства: срок действия актов выбора земельных участков для строительства истек 25.01.2014, приложенные к заявлению заключения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга датированы 2014 годом, что не соответствует требованиям пункта 3.19 Регламента Правительства, утвержденного постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 (далее - Регламент), устанавливающего срок действия визы согласующего органа или организации при согласовании проектов, связанных со строительством, реконструкцией, не более 12 месяцев от даты визирования; истек предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) шестимесячный срок действия отчета об оценке рыночной и инвестиционной стоимости участков N 681-13РВ-уч; до утверждения в установленном порядке градостроительных регламентов в пределах зоны охраны объектов культурного наследия, в границах которой расположены участки, невозможно определить вид разрешенного использования земельных участков.
Ссылаясь на неправомерность отказа Комитета в подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении Обществу земельных участок для строительства, изложенного в письме от 10.02.2017 N 01-52-5113/16-4-1, непринятие Комитетом мер по завершению процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований. При этом суд исходил из того, что действующим земельным законодательством предусмотрены дополнительные условия реализации процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на основании актов о выборе участков для строительства. Установив, что акты о выборе земельных участков для строительства были утверждены 25.01.2011, суд пришел к выводу, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта на спорных участках принято за пределами срока, установленного частью 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), поэтому оснований для предоставления Обществу земельных участков для строительства в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, не имеется. Оценив представленные Обществом доказательства - документы, направленные Обществом в Комитет вместе с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельных участков для строительства, суд посчитал, что данная документация не соответствует требованиям пункта 3.19 Регламента, поэтому пришел к выводу, что у Комитета отсутствовала возможность подготовки проекта постановления на основании представленной Обществом документации. Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что Обществом пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на оспаривание решения Комитета, выраженного в письме от 10.02.2017 N 01-52-5113/16-4-1.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействия) - незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявление по настоящему делу подано Обществом в арбитражный суд 16.05.2017.
Суд первой инстанции, признавая, что Обществом пропущен срок на оспаривание отказа Комитета, выраженного в письме от 10.02.2017 N 01-52-5113/16-4-1, исходил из того, что скан-копия данного письма была направлена 14.02.2017 по адресу электронной почты, указанному Обществом в заявлении от 17.10.2016, поэтому срок на обжалование соответствующего решения следует исчислять также с 14.02.2017.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
В отсутствие доказательств получения Обществом письма от 10.02.2017, в котором содержится оспариваемое Обществом решение Комитета, именно 14.02.2017, оснований для исчисления срока на обжалование данного решения с 14.02.2017 у суда не имелось.
Вместе с тем неправильное применение судом первой инстанции положений части 4 статьи 198 АПК РФ не привело к принятию неправильного судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ было предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действовало в течение трех лет.
По смыслу приведенных норм решение о предоставлении земельного участка для строительства является завершающим этапом процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Пунктом 18 статьи 1 Закона N 171-ФЗ, который вступил в силу 01.03.2015, статьи 28 - 34 ЗК РФ признаны утратившими силу.
Действующие с 01.03.2015 нормы Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление в аренду земельных участков для строительства на торгах и без проведения торгов. При этом случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в статье 39.6 ЗК РФ.
В статье 34 Закона N 171-ФЗ закреплены переходные положения, согласно которым до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка данному лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Суды установили, что акты выбора земельных участков для строительства были утверждены 25.01.2011, поэтому обоснованно посчитали, что решения о предварительном согласовании места размещения объектов приняты за пределами установленных статьей 34 Закона N 171-ФЗ сроков, допускающих применение процедуры, предусмотренной статьями 31 и 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
По смыслу статей 8, 11, 12 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" одним из инвестиционных условий предоставления объектов недвижимости для строительства, определяемых Правительством, является плата за предоставление объекта недвижимости; в случае целевого предоставления объекта недвижимости (без проведения торгов) размер платы определяется на основе рыночной стоимости права на заключение инвестиционного договора, рыночной стоимости арендной платы за земельный участок.
В силу статьи 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3.19 Регламента срока действия визы согласующего органа или организации при согласовании проектов, связанных со строительством, реконструкцией, составляет не более 12 месяцев с даты визирования. Если срок действия визы согласующего органа или организации истек, проект должен быть вновь согласован с соответствующим органом или организацией.
Суды установили, что представленные Обществом документы в составе материалов, приложенных к заявлениям о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельных участков для строительства, датированы 2014 годом, отчет об оценке рыночной и инвестиционной стоимости прав на объект недвижимости N 681-13РВ-уч составлен 08.05.2013 по состоянию на 15.02.2013, и, руководствуясь пунктом 3.19 Регламента, статьей 12 Закона N 135-ФЗ, обоснованно посчитали, что приложенные Обществом документы не позволяют принять решение о подготовке проекта постановления Правительства в связи с истечением срока их действия.
Исходя из данных обстоятельств суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Комитета правовых оснований для подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении Обществу земельных участков для строительства.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на принятые по делу N А56-78214/2014 судебные акты о наличии оснований для применения статей 30 - 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, без учета положений статьи 34 Закона N 171-ФЗ, отклоняются судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Как обоснованно указал апелляционный суд, статьей 34 Закона N 171-ФЗ установлены дополнительные условия реализации процедуры предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов, которые не подлежали оценке в рамках дела N А56-78214/2014.
Судебными актами по делу N А56-78214/2014 на уполномоченный Правительством орган исполнительной власти Санкт-Петербурга была возложена обязанность рассмотреть заявление Общества, а не принять решение о предоставлении Обществу земельных участков для строительства. На дату принятия Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решения от 29.01.2015 по делу N А56-78214/2015 положения статьи 34 Закона N 171-ФЗ не вступили в силу, соответственно, нормы данной статьи не подлежали применению при рассмотрении названного дела, в том числе в суде апелляционной и кассационной инстанций при проверке законности и обоснованности судебного акта от 29.01.2015.
Вопреки доводам кассационной жалобы при рассмотрении настоящего дела об оспаривании решения Комитета, принятого 10.02.2017, суды оценили представленные сторонами доказательства на предмет возможности принятия решения о предоставлении земельных участков для строительства на основании поступивших от Общества документов и обоснованно руководствовались нормами законодательства, действовавшего на дату принятия оспариваемого решения Комитета, в том числе применили положения статьи 34 Закона N 171-ФЗ.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 по делу N А56-33441/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Молодежный культурно-оздоровительный центр "Кыргызстан" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.