07 июня 2018 г. |
Дело N А42-6245/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Бурматовой Г.Е., Лущаева С.В.,
при участии от государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" Дьяконова П.А. (доверенность от 15.01.2018), от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области Логинова Р.В. (доверенность от 09.01.2018), Ракевич Ю.В. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев 06.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2017 (судья Купчина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 (судьи Дмитриева И.А., Будылева М.В.. Згурская М.Л.) по делу N А42-6245/2017,
установил:
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина", ИНН 5190800114, ОГРН 1025100868440, далее - Больница, МОКБ) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Мурманской области, ИНН 5192160029, ОГРН 1025100843789, далее - Фонд) о признании незаконным решения N 33 от 29.06.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Мурманского филиала, ИНН 7728170427, ОГРН 1027739008440, (далее - АО "СК "СОГАЗ-Мед", Страховая Компания).
Решением суда первой инстанции от 12.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Больница, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, Фондом нарушена процедура проведения реэкспертизы. Кроме того, Фонд не только не освободил заявителя от ответственности, но и изменил код дефекта. Более того, суд не привлек к участию в деле организацию, в которой пациенты приобретали "хрусталики", что является безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Больницы поддержал доводы жалобы, а представители Фонда возражали против ее удовлетворения.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Страховой Компанией медико-экономической экспертизы в 134 случаях были установлены факты приобретения в целях оказания медицинской помощи застрахованными лицами расходных материалов за счет личных средств.
При этом в медицинскую документацию застрахованных лиц (пациентов) были вклеены информированные согласия, в соответствии с которыми пациенты были информированы о своем праве выбора следующих вариантов оказания медицинской помощи:
"1. на бесплатную медицинскую помощь в рамках оказания высокотехнологичной помощи в соответствии с территориальной программой Мурманской области на базе ГОБУЗ "МОКБ им. П.А. Баяндина" в плановом порядке на бюджетной основе в порядке имеющейся очереди, в том числе, с использованием медикаментов и расходных материалов (при наличии медицинских показаний) в выделенных объемах.
2. на бесплатную медицинскую помощь в рамках оказания высоко технологической помощи на базе центральных клиник по федеральной программе в плановом порядке.
3. приобретение медикаментов и расходных материалов за личные средства, за счет предприятия, страховой компании (ДМС) на платной основе вне рамок и объемов, утвержденных территориальной программой государственных гарантий".
При выявлении вышеперечисленных обстоятельств Страховая Компания пришла к выводу об оказании спорным пациентам медицинской помощи вне рамок территориальной программы ОМС, в связи с чем оплата по выявленным случаям не должна осуществляться в рамках обязательного медицинского страхования и должна быть получена Больницей из других источников финансирования.
Страховой Компанией был применен пункт 5.3.3 (Включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи, подлежащих оплате из других источников финансирования (тяжелые несчастные случаи на производстве, оплачиваемые Фондом социального страхования)) Раздела 4 "Дефекты оформления первичной медицинской документации в медицинской организации" Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (Приложение N 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Порядок), в том числе при проведении повторного контроля, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Приказ N 230).
Не согласившись с выводами Страховой Компании, Больница направила в адрес Фонда претензию, при получении которой проведена повторная медико-экономическая экспертиза, результаты которой оформлены оспариваемым решением.
В ходе проведения реэкспертизы Фонд согласился с позицией Страховой Компании о наличии нарушений при оказании медицинской помощи и с учетом недопустимости оплаты расходных материалов из личных средств пациентов пришел к выводу о необходимости изменения кода вмененного нарушения на пункт 1.5 Приложения N 8 к Порядку, утвержденному Приказом N 230, "Приобретение пациентов или лицом, действовавшим в интересах пациентов, лекарственных препаратов и/или медицинских изделий в период пребывания в стационаре по назначению врача, включенных в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств".
Не согласившись с результатами реэкспертизы, Больница обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, оценив представленные доказательства, отказали в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 6 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, лечебное учреждение обязано информировать пациента о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии с положениями Закона N 323-ФЗ медицинская помощь, предусмотренная территориальной программой обязательного медицинского страхования, оплачивается за счет средств ОМС без использования личных средств граждан.
Проведение лечебно-диагностических мероприятий, лекарственное обеспечение осуществляются с момента поступления в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях.
Обеспечение граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, по назначению врача в соответствии со стандартами медицинской помощи осуществляется бесплатно.
Услуга по имплантации интраокулярной линзы при лечении катаракты установлена приказом Минздравсоцразвития России от 21.05.2007 N 349 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с катарактой (при оказании специализированной помощи)" с частотой применения 1 (100%).
Таким образом, при направлении лечащим врачом пациента в медицинское учреждение для лечения катаракты с имплантацией интраокулярной линзы весь комплекс медицинского обслуживания, включая расходный материал (интраокулярная линза) должен быть предоставлен пациенту в рамках ОМС бесплатно с оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования.
Судами обеих инстанций установлено, что во всех 134 случаях пациенты были направлены в МОКБ им. П.А. Баяндина лечащими врачами на оказание медицинской помощи в рамках программы ОМС, что подтверждается отметкой в графе "вид оплаты" - ОМС стационар "СОГАЗ-Мед".
Самообращений граждан не выявлено.
Все случаи оказания гражданам медицинской помощи методом факоэмульсификации с имплантацией искусственного хрусталика (интраокулярная линза) в отделении микрохирургии глаза МОКБ были оплачены Страховой Компанией за счет средств ОМС.
Однако, расходный материал - интраокулярные линзы - были приобретены пациентами за счет собственных личных средств и переданы ГОБУЗ для проведения соответствующего хирургического вмешательства.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 323-ФЗ до момента оказания медицинской помощи медицинский работник в доступной форме обязан предоставить гражданину полную информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. На основании предоставленной информации гражданин (или его законный представитель) дает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
В ходе повторных экспертных мероприятий выявлены факты, что граждане перед получением медицинских услуг в Больнице, помимо информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, предусмотренного статьей 20 Закона N 323-ФЗ, вынуждены дополнительно давать согласия, непредусмотренные действующим законодательством, на определенные условия оказания медицинской помощи.
Информирование граждан об условиях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, определение показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи регламентируется статьями 19 и 20 "Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи" (далее - Положение), утвержденного приказом Минздрава России от 02.12.2014 N 796н, не входят в компетенцию медицинского персонала отделения микрохирургии глаза МОКБ.
Граждане были осмотрены лечащим врачом, им установлен диагноз, определен план лечения, проведено предварительное обследование:
- офтальмометрия;
- расчет диоптрийности интраокулярной линзы;
- ультразвуковое исследование глазного яблока.
В медицинских картах граждан, несмотря на наличие направлений лечащего врача, на оказание медицинской помощи в рамках ОМС (бесплатно), имеются подписанные гражданами информированные добровольные согласия на оказание платных медицинских услуг в МОКБ.
В результате повторных экспертных мероприятий, проведенных специалистами Фонда, было выявлено, что, гражданам, находившимся на лечении в отделении микрохирургии глаза и давшим согласие на получение платных медицинских услуг в МОКБ, услуги оказывались медицинской организацией частной формы собственности - ООО "Павлов-Мед" путем заключения договоров об оказании платных медицинских услуг.
Согласно вышеуказанным договорам гражданам предоставлялась медицинская услуга - "оптимизация и расчет искусственного хрусталика для интраокулярной коррекции афакии глаза с выбором пациентом расходного материала", включающая:
- расчет оптических свойств искусственного хрусталика;
- подборку модели искусственного хрусталика;
- ультразвуковое исследование (сканирование) глаза;
- расчет диоптрийности интраокулярной линзы.
Все услуги, в том числе приобретение интраокулярной линзы, были оплачены гражданами за счет личных средств, в соответствии с действующим в ООО "Павлов-Мед" прейскурантом цен.
Кроме того, в медицинских картах граждан имеются формы согласия неустановленного законодательством образца, подписанные гражданами:
- "информированное согласие" о выборе вариантов оказания медицинской помощи, в том числе на использование искусственного хрусталика и офтальмологического вискоэластичного раствора "... за личные средства пациента на платной основе, вне рамок территориальной программы";
- "акт приема-передачи поступления расходного материала, лекарственных средств, и др. не входящих в медицинские стандарты и приобретенных за счет пациента" искусственного хрусталика в количестве 1 шт. (упаковки) от пациента.
Согласно пояснениям представителей Больницы, факт приобретения застрахованными гражданами за счет личных средств интраокулярных линз при оказании им медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС, не отрицается.
В результате анализа выполненных МОКБ в рамках Территориальной программы ОМС в 2016 и 2017 году объемов медицинской помощи, включающих имплантацию интраокулярной линзы при лечении катаракты, Фондом было установлено, что граждане, заключившие договор на оказание платных медицинских услуг с ООО "Павлов-Мед" и приобретшие искусственные хрусталики за личные денежные средства по рекомендации МОКБ, имели приоритет на получение медицинской помощи в существующей очередности перед другими гражданами, получившими медицинскую помощь бесплатно в рамках Территориальной программы ОМС.
В соответствии с действующим законодательством допускается получение гражданами платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию, в медицинских организациях, участвующих в реализации Программы только при определенных условиях, установленных статьей 84 ФЗ N 323-ФЗ:
- оказание медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- оказание медицинских услуг гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
- при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Закона N 323-ФЗ;
- на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами.
Случаи оказания медицинской помощи, произведенные за счет личных средств граждан, на основании добровольно заключенных договоров и взаимного согласия, не подлежат финансированию (оплате) за счет средств ОМС, так как действующими нормативно-правовыми актами в системе ОМС не предусмотрено "софинансирование" оказания соответствующей медицинской помощи за счет личных средств граждан.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи, установленная Тарифным соглашением на 2016 и 2017 годы покрывает расходы медицинского учреждения на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, реактивов и химикатов (часть 7 статьи 35 ФЗ N 326-ФЗ).
МОКБ регулярно осуществляла закупку расходных материалов для проведения офтальмологических операций, включая интраокулярные линзы широкого спектра оптических модификаций и различных производителей, что подтверждается результатами проведенных торгов (закупок).
По результатам проведенных повторных экспертных мероприятий, ТФОМС Мурманской области осуществил контроль за расходованием средств ОМС при закупке медицинской организацией интраокулярных линз в 2015-2017 годах. В ходе проверки выявлены существенные расхождения между объемами закупленных и израсходованных МОКБ интраокулярных линз: на 01 января 2016 года неиспользованными по назначению оставались 1010 интраокулярных линз, на 01 января 2017 года 1511 линз, на 01 августа 2017 года - 1330 интраокулярных линз.
Данные факты указывают на отсутствие в медицинской организации дефицита расходного материала для проведения лечения катаракты, и на реальную возможность обеспечения бесплатной медицинской помощью всех нуждающихся в лечении катаракты застрахованных граждан.
Все расходы по приобретению расходных материалов, имплантов, повязок и т.д. должны оплачиваться не за счет средств застрахованных граждан, а за счет средств обязательного медицинского страхования.
Таким образом, во всех 134 случаях оказания медицинской помощи расходный материал подлежал предоставлению пациентам бесплатно за счет средств ОМС.
В кассационной жалобе ее податель оспаривает процедуру принятия оспариваемого решения. Данный довод рассмотрен апелляционным судом и правомерно им отклонен с учетом следующего.
Между Больницей и Страховой Компанией заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 25.01.2013 N ГМФ 12/ОМ/0108/13.
В обязанности Страховой Компании входит проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях и оплата оказанной медицинской помощи с учетом проведенного контроля.
В соответствии с пунктом 2.2. Договора страховая медицинская организация вправе при выявлении нарушений обязательств, установленных настоящим договором, не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты медицинской организацией штрафов (в размере, предусмотренном в приложении N 3 к Договору).
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями согласно части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ проводится в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (далее - Порядок), утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Приказ N 230).
Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи установлен приложением N 8 к Порядку.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи согласно части 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. При этом целью медико-экономической экспертизы в соответствии с частью 4 статьи 40 Закона N 326-ФЗ является установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
По результатам контроля страховой медицинской организацией применяются меры, предусмотренные статьей 41 Закона N 326-ФЗ и условиями Договора.
Так, частью 1 указанной статьи установлено, что сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи,
В ходе проведения медико-экономической экспертизы в 134 случаях были выявлены нарушения и предъявлены финансовые санкции по коду 5.3.3.
В соответствии с пунктом 38 Приказа N 230 Фонд на основании части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно.
В соответствии с пунктом 39 Приказа N 230 повторная медико-экономическая экспертиза или экспертиза качества медицинской помощи осуществляется другим специалистом-экспертом или другим экспертом качества медицинской помощи с целью проверки обоснованности и достоверности выводов по ранее принятым заключениям, сделанным специалистом-экспертом или экспертом качества медицинской помощи, первично проводившим медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи.
Не согласившись с результатами медико-экономической экспертизы, проведенной Страховой Компанией, Больница направила в адрес Фонда претензию (исх. письмо от 20.06.2017 N 742/1), в связи с получением которой Фондом проведена повторная медико-экономическая экспертиза.
В ходе проведения реэкспертизы специалистами Фонда установлено, что при оказании медицинской помощи застрахованным лицам расходные материалы в 134 случаях приобретались за счет личных средств граждан.
Результаты реэкспертизы оформлены оспариваемым решением от 29.06.2017 N 33 (далее - Решение), из текста которого следует, что Фонд согласился с позицией Страховой Компании относительно наличия нарушений при оказании медицинской помощи и с учетом недопустимости оплаты расходных материалов из личных средств пациентов пришел к выводу о необходимости изменения кода финансовой санкции с 5.3.3 на 1.5 приложения N 8 к Порядку ("Приобретение пациентом или лицом, действовавшим в интересах пациента, лекарственных препаратов и/или медицинских изделий в период пребывания в стационаре по назначению врача, включенных в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", согласованного и утвержденного в установленном порядке, на основании стандартов медицинской помощи и (или) клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи").
Согласно Решению N 33 по всем выявленным при проведении медико-экономической экспертизы случаям приобретения расходного материала за счет личных средств граждан, Фонд обязал Страховую Компанию применить финансовую санкцию, соответствующую пункту 1.5 приложения N 8 к Порядку, которая влечет отказ в оплате медицинской помощи либо уменьшение оплаты медицинской помощи в размере 50% стоимости за каждый случай оказания медицинской помощи, а также применения штрафных санкций.
При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
Ссылки подателя жалобы на нарушением Фондом процедуры проведения реэкспертизы рассмотрены апелляционным судом и правомерно им отклонены с учетом следующего.
Согласно пункту 41 Порядка реэкспертиза проводится в случаях:
а) проведения территориальным фондом обязательного медицинского страхования документальной проверки организации обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией;
б) выявления нарушений в организации контроля со стороны страховой медицинской организации;в) необоснованности и/или недостоверности заключения эксперта качества медицинской помощи, проводившего экспертизу качества медицинской помощи;
г) поступления претензии от медицинской организации, не урегулированной со страховой медицинской организацией (пункт 73 раздела 11 Порядка);
д) поступления жалобы застрахованного лица или его представителя на качество медицинской помощи.
Процедура организации реэкспертизы описана в разделе 6 Порядка. Данная процедура применяется только при проведении реэкспертизы во всех вышеперечисленных случаях, за исключением подпункта "г".
Экспертные мероприятия, проводимые в соответствии с подпунктом "г", осуществляются по случаям завершенной экспертизы, проведенной СМО (по оформленным и подписанным без разногласий актам экспертизы), с фактически состоявшимся применением/неприменением к медицинской организации соответствующих финансовых санкций.
Пунктом 73 Порядка установлено, что в соответствии со статьей 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право обжаловать заключение страховой медицинской организации по результатам контроля в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации путем направления претензии в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 74 Порядка территориальный фонд обязательного медицинского страхования в течение 30 рабочих дней с даты поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации документы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, которые в соответствии с частью 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ оформляются решением территориального фонда.
Решение территориального фонда обязательного медицинского страхования, признающее правоту медицинской организации, является основанием для отмены (изменения) решения страховой медицинской организацией о неоплате, неполной оплате медицинской помощи и/или об уплате медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по результатам первичной медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи.
При этом согласование вынесенного территориальным фондом решения со страховой медицинской организацией и медицинской организацией Порядком не предусмотрено.
Таким образом, доводы подателя жалобы о не составлении акт реэкспертизы при рассмотрении претензии не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии со статьей 42 Закона N 326-ФЗ и пунктом 74 Порядка повторные экспертные мероприятия оформляются решением, составление акта в данном случае законодательством не предусмотрено.
В рассматриваемом случае Фонд подтвердил обоснованность выводов страховой медицинской организации, установив только наличие расхождений по выбору пункта Перечня (кода отказа). Применение любого кода дефекта Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) допустимо на любом этапе контроля, поскольку формально ограничений в возможностях фиксации дефектов, допущенных при оказании медицинской помощи, нормативно-правовыми документами не установлено.
Податель жалобы также ссылается на то, что судами не привлечено к участию в деле ООО "Павлов-Мед", что повлекло за собой принятие решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
В силу пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда.
Судебный акт может быть признан принятым о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если данным актом устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо на это лицо возлагаются определенные обязанности.
Ссылки подателя жалобы на не привлечение к участию в деле ООО "Павлов-Мед" подлежат отклонению, поскольку судебные акты не содержат выводов в отношении указанного лица, решение о его правах и обязанностях не принималось.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые решение и постановление соответствуют нормам материального и процессуального права. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 по делу N А42-6245/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.