25 июля 2018 г. |
Дело N А56-92517/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешквича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛСР. Недвижимость-СЗ" Александрова Ю.А. (доверенность от 30.01.2018 N 78 АБ 4483075), от Государственной административно-технической инспекции Царькова А.С. (доверенность от 26.12.2017 N 01-04-4089/17-0-0),
рассмотрев 23.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛСР. Недвижимость-СЗ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2018 (судья Денисюк М.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-92517/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛСР. Недвижимость-СЗ" (место нахождения: 190031, Санкт-Петербург, Казанская ул., 36, лит. Б, пом. 29Н(310), ОГРН 1027810227884, ИНН 7826090547; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323; далее - инспекция, ГАТИ) от 30.10.2017 N 3817 о привлечении общества к административной ответственности на основании пункта 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 273-70) в виде 200 000 руб. штрафа.
Решением суда от 26.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.04.2018, оспариваемое постановление ГАТИ изменено в части назначенного обществу наказания; суд снизил административный штраф до 100 000 руб.
В кассационной жалобе ее податель, ссылаясь на обстоятельства дела и положения статей 1.5, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), просит отменить судебные акты и признать оспариваемое постановление ГАТИ незаконным. По мнению общества, суды дали ошибочную оценку предпринятым им действиям по продлению ордера, признав вину заявителя в совершении правонарушения. Общество настаивает на том, что отсутствует его вина; в рассматриваемом случае переоформление ордера было невозможно по объективным причинам, в связи с отсутствием нормативно-правового акта, регулирующего процедуру получения земельного участка в порядке статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель ГАТИ отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является заказчиком земляных работ, проводимых на участках 11, 155, ул. Корнея Чуковского (территория предприятия "Ручьи").
Обществом получен ордер ГАТИ от 09.02.2016 N У-607 на производство плановых работ - установка временного ограждения с устройством временного выезда-въезда и использованием существующего временного выезда-въезда; место работ - территория предприятия "Ручьи", участки 155, 11, ул. Корнея Чуковского; срок производства работ - с 10.02.2016 по 30.08.2017.
В ходе осмотров 31.08.2017 и 05.09.2017 с участием двух понятых и с применением средств фотофиксации определены зоны производства работ по указанному ордеру; ГАТИ установлено, что обществом ордер не переоформлен, временное ограждение не демонтировано; результаты осмотров отражены в протоколах от 31.08.2017 и от 05.09.2017 с фототаблицами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом ГАТИ 05.09.2017 в отношении общества протокола об административном правонарушении N 46243; действия общества квалифицированы по пункту 2 статьи 14 Закона СПб N 273-70; обществу вменено неисполнение обязанности по переоформлению ордера ГАТИ от 09.02.2016 N У-607 на размещение временного ограждения после истечения срока действия ордера.
На основании материалов административного дела инспекцией вынесено постановление от 30.10.2017 N 3817 о привлечении общества к административной ответственности согласно пункту 2 статьи 14 Закона СПб N 273-70; обществу назначено административное наказание в виде 200 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, проверили соблюдение ГАТИ административной процедуры и пришли к выводу о доказанных инспекцией событии и составе вмененного обществу административного правонарушения.
Суды не установили существенных процедурных нарушений, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем суды сочли возможным применить в данном случае положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить назначенный обществу административный штраф до 100 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
Неисполнение обязанности по переоформлению ордера, либо производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их завершения и окончания срока действия ордера, либо невосстановление после завершения работ объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ без ордера, а также работ, производство которых разрешено без ордера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (пункт 2 статьи 14 Закона N 273-70).
Оценка объективных и субъективных признаков вмененного правонарушения обусловлена требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила).
Ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства (пункт 1.4.16 Правил).
В разделе 4 Правил закреплен Перечень земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, требующих получения ордера ГАТИ на производство указанных работ.
Согласно пункту 6.1 Правил заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено.
Ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере (пункт 6.11 Правил).
Как указано в пункте 9.1 Правил, в случае необходимости внесения изменений, дополнений в условия уже выданного ордера заказчик обязан обратиться в ГАТИ с заявкой по форме согласно приложению N 4 к Правилам, подлежащей согласованию с организациями, указанными в пункте 6.6 Правил.
Согласование заявки на переоформление ордера с исполнительными органами государственной власти, а также их подведомственными организациями, указанными в пункте 6.6 Правил, осуществляется ГАТИ в рамках межведомственного взаимодействия.
К заявке также прилагаются документы, свидетельствующие об изменении условий ордера, а также необходимые документы в соответствии с разделом 7 Правил.
Ордер должен быть переоформлен до истечения срока его действия.
Согласно пункту 9.3 Правил обязанность по переоформлению ордера возложена на заказчика.
В силу пункта 9.5 Правил переоформление ордера осуществляется ГАТИ в течение 12 рабочих дней в случае, если документы поданы в ГАТИ с оцифрованными пространственными данными (имя файла "ПЛАН", расширение PSP, система координат МСК-64).
Переоформление ордера осуществляется ГАТИ в течение 30 рабочих дней со дня подачи в ГАТИ документов, указанных в пунктах 9.1 и 9.2 Правил, в случае невыполнения условий, указанных в абзаце первом названного пункта.
Согласно пункту 11.1 Правил после проведения работ производителем работ организовывается и(или) производится восстановление объектов и элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ (далее - восстановление благоустройства), в сроки производства работ, указанные в ордере ГАТИ.
Производитель работ осуществляет контроль качества и сроков восстановления благоустройства при привлечении субподрядчиков и отвечает за соблюдение таких сроков и за соблюдение требований к качеству восстановления благоустройства.
Заказчик осуществляет контроль качества и сроков восстановления благоустройства и в случае необходимости обязан своевременно (до истечения срока действия ордера) переоформить ордер на новый вид работ, указанный в разделе 4 Правил, связанный с восстановлением объектов и элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ.
В соответствии с пунктом 11.10 Правил ответственность за качество и сроки восстановления благоустройства до закрытия ордера несет производитель работ.
Ответственность за несвоевременное переоформление ордера при нарушении срока производства работ по восстановлению благоустройства несет заказчик.
В рассматриваемом случае вмененное обществу административное правонарушение обусловлено нарушением им (как заказчиком) пунктов 9.1, 9.3, 11.1, 11.10 Правил.
Суды установили, что срок действия ордера ГАТИ от 09.02.2016 N У-607 истек 30.08.2017; с заявками на переоформление ордера общество обратилось к заинтересованному лицу только 31.08.2017 и 05.09.2017; в переоформлении ордера заявителю было отказано 14.09.2017 по двум основаниям: в связи с отсутствием согласования от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (пункт 9.7.5 Правил), а также в связи с тем, что заявленная зона производства работ не охватывалась объемом работ по ордеру, подлежащему переоформлению (пункт 9.7.6 Правил).
Впоследствии обществом получены ордера ГАТИ от 28.11.2017 N У-11449 и К-10892 на установку временного ограждения и размещение временного сооружения (въезд-выезд).
При изложенных выше требованиях Правил судами правильно решен вопрос о виновности общества как коллективного субъекта права, обладающего иными нежели физическое лицо возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Общество своевременно (до истечения срока действия ранее выданного ордера) не приняло адекватных мер к переоформлению ордера (с учетом пунктов 9.1, 9.3 и 9.5 Правил), не проявило должной степени заботливости и осмотрительности в публичных интересах, нарушило Правила при наличии реальной возможности своевременно избежать нарушения таковых.
Вина общества констатирована судами в соответствии с требованиями статьи 1.5 КоАП РФ, критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Снижение судами назначенного административного наказания мотивировано, основано на обстоятельствах дела, правилах частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и не обжаловано инспекцией в кассационном порядке.
Назначенный обществу ГАТИ и сниженный судами штраф отвечает превентивным целям административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), требованиям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 по делу N А56-92517/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛСР. Недвижимость-СЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.