03 сентября 2018 г. |
Дело N А05-10694/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Соколовой С.В., Родина Ю.А.,
при участии от Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Туровец Е.Ю. (доверенность от 08.08.2017 N 580-2017), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Самодова А.В. (доверенность от 08.12.2017 N 2.5-14/40673),
рассмотрев 03.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.10.2017 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А05-10694/2017,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", место нахождения: 127055, г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7, ОГРН 1037702023831 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, место нахождения 163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 29, ОГРН 1042900051094 (далее - Инспекция), о признании недействительными решения от 27.02.2017 N 2.11-26-352 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 27.02.2017 N 2/11-26-1 об отмене решения от 26.07.2016 N 2.11-26/1 о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13.10.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018, признано недействительным решение Инспекции от 27.02.2017 N 2.12-26-352 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа Предприятию в возмещении и доначисления акциза и соответствующей суммы пеней. В аналогичной части признано недействительным решение Инспекции от 27.02.2017 об отмене решения от 26.07.2016 N 2.11-26/1 о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд взыскал с Инспекции в пользу Предприятия 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение всех обстоятельств по делу, просит обжалуемые судебные акты отменить в части признания недействительным решений Инспекции и отказать в удовлетворении заявления в этой части.
Податель жалобы указывает, что налоговые вычеты с применением коэффициента 2 могут быть применены к средним дистиллятам, использованным при бункеровке принадлежащего налогоплательщику судна, при условии фактического использования этого топлива. Топливный отчет, в котором содержатся только сведения о поступлении на борт судна топлива, не является документом, подтверждающим фактическое использование водным судном топлива.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Предприятием уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за февраль 2016 года, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 28.10.2017 N 2.11-26/7152 и вынесены решение от 27.02.2017 N 2.11-26-352 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 27.02.2017 N 2/11-26-1 об отмене решения от 26.07.2016 N 2.11-26/1 о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, которыми Предприятию доначислен акциз в размере 2 073 050 руб., пени в связи с его несвоевременной уплатой в размере 74 537 руб. 44 коп., а также отказано в возмещении акциза в размере 2 630 021 руб.
Основанием для принятия решений Инспекции послужил вывод налогового органа о том, что исходя из положений пункта 22 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подпункта 3 пункта 22 статьи 201 НК РФ для применения коэффициента равного 2 топливный отчет должен подтверждать фактическое использование топлива для бункеровки. В связи с чем налоговый вычет по акцизам следует отражать по количеству фактически использованного топлива водным судном, отраженного в топливном отчете, а не по количеству топлива забункерованного (заправленного) на водное судно. Остатки не использованного топлива должны переходить на другой налоговый период, в котором налогоплательщик имеет право заявить налоговый вычет с коэффициентом 2 при условии фактического использования водным судном ранее забункерованного топлива и подтвержденного топливным отчетом.
Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу решением от 11.05.2017 N 07-10/1/06836 оставило указанные выше решения Инспекции без изменения.
Полагая решения Инспекции от 27.02.2017 N 2.11-26-352 и от 27.02.2017 N 2/11-26-1 неправомерными, нарушающим его права и законные интересы, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования в части.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 181 НК РФ с 01.01.2016 средние дистилляты признаются подакцизными товарами.
В силу подпункта 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения акцизом признаются операции по получению средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 НК РФ. Для целей настоящей главы получением средних дистиллятов признается приобретение средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 179.5 НК РФ свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, выдается российским организациям, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании морские суда, суда внутреннего плавания и (или) суда смешанного (река - море) плавания, используемые в целях судоходства или торгового мореплавания (водные суда), имеющие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
На основании пункта 11 статьи 187 НК РФ налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, определяется как объем в натуральном выражении полученных средних дистиллятов.
В соответствии со статьей 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 настоящей главы, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Суммы акциза, исчисленные при совершении операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, подлежат вычетам.
Согласно пункту 22 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный настоящим пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, при представлении документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 НК РФ.
При использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком для бункеровки (заправки) водных судов и (или) установок и сооружений, указанных в статье 179.5 НК РФ, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, применяется коэффициент, равный 2.
В иных случаях выбытия (использования) полученных средних дистиллятов применяется коэффициент, равный 1.
В силу пункта 22 статьи 201 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 22 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком, имеющим свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса, в налоговые органы следующих документов: копии свидетельства, предусмотренного статьей 179.5 НК РФ; копии договора поставки (купли-продажи) топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, налогоплательщика с российской организацией - поставщиком указанного топлива; при использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком для бункеровки (заправки) водных судов (установок, платформ, расположенных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) помимо документов, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, налогоплательщиком представляются копии: реестра накладных и (или) актов приема-передачи топлива и (или) иных документов на поставку топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, подтверждающих факт получения налогоплательщиком такого топлива. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, дату и номер документа на поставку топлива, вид топлива, количество заправленного топлива; реестра бункеровочных расписок, и (или) накладных, и (или) требований, и (или) ордеров, подтверждающих фактическое получение топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, водными судами (установками, сооружениями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, расположенными во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря), эксплуатируемыми налогоплательщиком на праве собственности или ином законном основании, подписанного руководителем организации налогоплательщика или уполномоченным представителем. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, его дату и номер, место бункеровки (заправки) (порт, где применимо), вид топлива, количество заправленного топлива в тоннах; топливного отчета (составленного в произвольной форме), подтверждающего фактическое использование топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, водными судами (установками, сооружениями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, расположенными во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря), эксплуатируемыми налогоплательщиком на праве собственности или ином законном основании, подписанного руководителем организации-налогоплательщика или уполномоченным представителем.
Признавая недействительными оспариваемые решения Инспекции в части, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали следующее.
Предприятие имеет свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, что не оспаривается Инспекцией.
Судами установлено, что Предприятие приобрело по договору от 04.03.2015 N МБР-15/27100/00049/Д/166/ДО-15, заключенному с ООО "Газпромнефть Марин Бункер", топливо СMТ вид 2. По условиям договора продукция доставляется поставщиком до судна и закачивается (передается) в соответствующие емкости судна покупателя; продукция считается поставленной покупателю с даты подписания уполномоченным представителем покупателя бункеровочной расписки и накладной формы ТОРГ-12.
В соответствии с представленными Предприятием накладными на поставку бункерного топлива и товарными накладными формы ТОРГ-12 в феврале 2016 приобретенное топливо было забункеровано на суда "Капитан Чадаев" и "Капитан Евдокимов".
Судами установлено, что представление Предприятием в соответствии с указанными нормами права полного комплекта документов в подтверждение вычетов, Инспекцией не оспаривается.
Согласно установленному подпунктом 3 пункта 22 статьи 201 НК РФ перечню документов топливный отчет (составленный в произвольной форме и подписанный руководителем организации-налогоплательщика или уполномоченным представителем) определен как документ, подтверждающий фактическое использование топлива (средних дистиллятов) водными судами, эксплуатируемыми налогоплательщиком.
Таким образом, с учетом установленного в пункте 22 статьи 200 НК РФ условия для применения коэффициента, равного 2, - использование налогоплательщиком полученных средних дистиллятов для бункеровки (заправки) водных судов - топливный отчет должен подтверждать фактическое использование топлива для бункеровки (заправки) указанных водных судов.
При этом из положений пункта 22 статьи 200 и пункта 22 статьи 201 НК РФ не усматривается, что возможность получения вычета ставится в зависимость от объема фактически использованных налогоплательщиком средних дистиллятов (топлива) для бункеровки (заправки) водных судов.
Поскольку в главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика в целях применения права на вычет сумм акциза подтверждать именно фактический объем израсходованного топлива в процессе работы судов, следует признать, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили утверждение Инспекции о том, что применение вычета сумм акциза возможно исключительно в отношении того объема топлива, которое израсходовано в процессе работы двигателя судна.
Довод Инспекции о неправильном применении судами пункта 22 статьи 200 и пункта 22 статьи 201 НК РФ отклоняется судом кассационной инстанции, как основанный на ошибочном толковании названных нормы права Инспекцией.
Предложенный Инспекцией порядок принятия налоговых вычетов не основан на фактических процессах использования топлива на судне, поскольку в силу смешения всего приобретаемого топлива в топливных танках (баках) судов не представляется возможным определить, какой объем топлива расходуется в конкретном месяце с учетом месяца приобретения данного топлива; также невозможно определить, какое именно топливо (по дате его приобретения) расходуется в конкретном налоговом периоде.
Как обоснованно указали суды, доказательств использования Предприятием средних дистиллятов в иных целях, не связанных с бункеровкой (заправкой) водных судов, Инспекцией не представлено.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Инспекции по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку, ранее исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.10.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 по делу N А05-10694/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.