06 сентября 2018 г. |
Дело N А26-12928/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Кудринского Е.Н. (доверенность от 07.12.2017),
рассмотрев 05.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.02.2018 (судья Колесова Н.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 (судьи Колосова Ж.В., Полубехина Н.С., Пряхина Ю.В.) по делу N А26-12928/2017,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119435, Москва, Б. Пироговская ул., д. 21, стр. 1, ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство экологии), обществу с ограниченной ответственностью "Фауна", место нахождения: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Сусанина, д. 24, оф. 32, ОГРН 1021001151544, ИНН 1021030015 (далее - Общество), о признании недействительным охотхозяйственного соглашения от 04.04.2012 N 019 в части предоставления Обществу права на использование охотничьих ресурсов в пределах охотничьих угодий, включающих в себя лесные кварталы N 245-248, 253-255, 260-262 Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России (далее - Лесничество), входящие, в свою очередь, в границы земельного участка площадью 101 397 000 кв. м с кадастровым номером 10:21:0120703:134, расположенного в центральной части кадастрового квартала 10:21:120703 Пряжинского р-на Республики Карелия и находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у Учреждения, применении последствий недействительности ничтожной сделки и запрете Обществу использовать названный участок, в том числе посредством осуществления на нем охотхозяйственной деятельности, до заключения соответствующего договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны России).
Решением от 20.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) или какие-либо другие нормативные правовые акты, регламентировавшие спорные правоотношения в период выдачи Обществу долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, не содержали требования о необходимости согласования с федеральным органом исполнительной власти включения в границы охотничьих угодий земельных участков, предназначенных для нужд обороны; суды не приняли во внимание доводы истца относительно создания угрозы нарушения режима секретности размещения военных объектов и подрыва обороноспособности Российской Федерации в результате предоставления Обществу в пользование охотничьих угодий, фактически расположенных на территории спорного земельного участка, относящегося к категории земель обороны и безопасности; само по себе использование лесного фонда, находящегося в границах указанного участка, не позволяет Минобороны России осуществлять в отношении него в полной мере имеющиеся правомочия.
В отзыве на кассационную жалобу Минобороны России поддержало выраженную в кассационной жалобе позицию Учреждения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 19.04.2002 серии ХХ N 0166, выданной Обществу в соответствии с распоряжением правительства Республики Карелия от 08.04.2002 N 80р-П, а также ранее заключенного с ним договора от 25.07.2005 N 56 о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (правопредшественник Министерства экологии согласно постановлению правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N 326-П; далее - Министерство охотничьего хозяйства) и Общество (охотпользователь) 04.04.2012 заключили сроком до 03.04.2061 охотхозяйственное соглашение N 019, по условиям которого Министерство охотничьего хозяйства обязалось предоставить Обществу в порядке, установленном Законом N 209-ФЗ, право на использование в границах охотничьего угодья общей площадью 13 799 га (137 990 000 кв. м) охотничьих ресурсов, а Общество - обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, позволяющих поддерживать видовое разнообразие и численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, а также создать и содержать охотничью инфраструктуру.
Согласно приложению к названному соглашению (поквартальной схеме Лесничества с нанесением границ охотничьих угодий и указанием их названия и занимаемой ими площади) в границы предоставленного в пользование Обществу охотничьего угодья вошли, в том числе, кварталы N 245-248, 253-255, 260-262 Лесничества.
Учреждение, полагая, что заключение соглашения без согласования с Минобороны России нарушает положения пункта 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку переданные Обществу в пользование охотничьи угодья частично (в границах упомянутых лесных кварталов) расположены на территории земельного участка с лесным массивом площадью 101 397 000 кв. м с кадастровым номером 10:21:0120703:134, находящегося в центральной части кадастрового квартала 10:21:120703 Пряжинского р-на Республики Карелия, относящегося к категории земель обороны и безопасности и в связи с этим предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о том, что оспариваемое соглашение не противоречит закону, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 36 Закона N 52-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.04.2010, предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществлялось в порядке, установленном данным Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдавал специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Закона N 52-ФЗ).
В связи с принятием Закона N 209-ФЗ часть 2 статьи 36 Закона N 52-ФЗ утратила силу с 01.04.2010.
Между тем согласно части 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, вступившего в силу с 01.04.2010, юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом; долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов продлению не подлежат (часть 2); такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими инициативу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение трех месяцев с даты их обращения в эти органы (часть 4).
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого соглашения) по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) - предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 Закона N 209-ФЗ земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Таким образом, Закон N 209-ФЗ сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов в льготном порядке - без проведения аукциона на право заключения такого соглашения.
Согласно пункту 5 статьи 93 ЗК РФ (в той же редакции) исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 93 ЗК РФ допускается включать земельные участки, указанные в пункте 5 той же статьи, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Вместе с тем, поскольку оспариваемое соглашение заключено в соответствии с требованиями части 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, судами обоснованно отказано в признании его недействительным.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 10:21:0120703:134, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению, по охотхозяйственному соглашению Обществу не передавался и не мог быть передан с учетом положений части 2 статьи 25 Закона N 209-ФЗ. Подтверждением чему служит пункт 8.2.19 соглашения, в котором его стороны предусмотрели обязанность охотпользователя в установленном порядке заключить с органами исполнительной власти договор аренды лесного и земельного участка, расположенных в границах охотничьего угодья.
Довод подателя жалобы об отсутствии в законодательстве, действовавшем по состоянию на момент выдачи Обществу в 2002 году долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, каких-либо положений, регламентировавших необходимость согласования с уполномоченным государственным органом включения в границы охотничьих угодий земельных участков из категории земель обороны и безопасности, судом кассационной инстанции отклоняется как несостоятельный, поскольку отсутствие в прошлом, по мнению Учреждения, таких законодательных положений объективно не может влиять на действительность заключенного в настоящее время с соблюдением требований Закона N 209-ФЗ спорного соглашения.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суды по существу правильно разрешили спор, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 по делу N А26-12928/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.